Священник Валерий Духанин
Раю противоположна вражда. В Раю не может жить тот, кто враждует. Если ты исполнен к кому-то злобой, ненавистью, не хочешь видеть его в Раю, то как же сам попадешь в Рай с такой страшной душой?
Вот в детстве мне дедушка драл уши, и я на него очень злился за это. Потом дедушка умер, и наша спокойная жизнь в деревне быстро закончилась. А теперь я очень хочу, чтобы дедушка был в Раю. И какая мне радость, если дедушка не будет в Раю? Какое мне утешение, если кто-то страдает и мучается? И если бы меня кто спросил, чего я хочу больше всего на свете, то отвечу: «Больше всего на свете я хочу встретить свою семью и всех своих близких в Раю».
Выскажу, наверное, крамольную мысль. Даже если сам я попаду в ад, но увижу, что любимые мною люди оказались в Раю, то этому я несказанно обрадуюсь. Хотя бы спаслись они – это уже радость и счастье. Но в таком случае ад для меня уже будет не ад, ведь в душе останутся утешение и отрада – в том, что ты любишь другого и радуешься за него. Ад исчезает, когда мы храним чистую, искреннюю любовь к другому. Да и собственно ад – это лед нелюбви, холод ненависти. Он растапливается тогда, когда сердце согрето теплом любви.
Первозданный Рай был подобен чистому и невинному детству. В детском возрасте все хороши и прекрасны. Посмотрите на маленького тигренка или львенка! Как они милы и невинны, никого не трогают, не обижают – напротив, сами нуждаются в защите и материнской ласке. Так и в Раю: никто, даже самый взрослый хищник, не причинял никому страданий, но все находились под благодатным покровом милующего всех Творца. В первозданном Раю все были чисты и невинны, но еще не знали, что такое соблазн, к какой катастрофе приведет доверие соблазну.
Что такое ад? Ад – это когда до нестерпимости плохо от твоих же собственных грехов. Когда ты сам сделал так, что хуже некуда. Даже если никто вокруг не видит, внутри изъедает тебя, и если ты расстанешься с телом, то душа будет гореть этим огнем твоих же собственных грехов. Но и в этот ад снисшел Христос, потому что Он искупил грех человеческий.
Бог есть Любовь. А в чем эта любовь? Любовь в том, что Христос пошел за человеком в самые глубины преисподней. И потому теперь Рай – это Рай спасенных из ада, Рай расставшихся с грехом через покаяние.
Первые люди не знали в Раю, что с ними будет, если предадут они Бога. Теперь в Раю люди знают опыт мучения – плод разлуки с Богом, и потому райское блаженство ценится в бесконечно большей степени, как ценится сладкое после горького, чудесно дарованное здоровье после смертельной болезни, радость воскресения после смерти и тления.
Чистый дар принимается только чистой душой. Чтобы попасть в Рай, надо обрести райские качества. А райские качества – они все те, что у Владыки Рая – Христа. В этом смысле двери Рая – это Евангелие, где запечатлен образ Христа, где Он Сам говорит, какими мы должны стать, чтобы быть вместе с Ним.
Бог любит всё красивое. Он создал мир красивым. Он дарует всему красоту. Даже осенние листья, упавшие с дерева, огненно-красные или солнечно-желтые, и те красивы. Поэтому человек, созданный по образу Божию, тоже любит только красивое.
Мы все любим, когда даже простое земное дело выполнено красиво и гармонично. Чтобы дома стояли в соразмерном сочетании друг с другом и вечером мерцали тихими огоньками окон. Чтобы улицы были украшены, а на тротуарах не валялась никакая грязь.
Простая сельская бабушка, которая на своем дворе сажает цветы, и та старается создать уют, тепло, красоту. Так всякое земное дело, выполняемое честно и ответственно, отражает в себе жажду гармонии утраченного Рая.
Но Рай – это не только красота и гармония всего, что вокруг, а прежде всего это Царство Любви. Любовь и дарует внутреннюю красоту и гармонию.
Если в семье ты созидаешь любовь, если победишь эгоизм, а в центре семьи – общение с Богом, то, значит, и здесь, в своем маленьком уютном земном уголке, ты созидаешь свой маленький рай как отблеск Рая Небесного.
Помолимся друг о друге, чтобы всем нам попасть в Рай. Помолимся обо всех: кто нас любит и кто ненавидит, кто познал Бога и кто еще не познал, кто старается жить духовной жизнью и кто не сподобился этого. Бог знает Сам, как вести человека в Рай.
И что нам радости, если кто-то погибнет? Спасаться надо всем, кого Бог сотворил.
Даже лютым врагам пожелаем сподобиться райских благ через причастие Богу. Может быть, тогда и наше сердце почувствует, что же такое Рай.
Помолимся друг о друге, чтобы всем нам попасть в Рай. Помолимся обо всех: кто нас любит и кто ненавидит, кто познал Бога и кто еще не познал, кто старается жить духовной жизнью и кто не сподобился этого. Бог знает Сам, как вести человека в Рай...
* * *
Мы тоскуем о нем, хотя даже не догадываемся, что наша тоска – именно о нем. Без него мы как без дома родного, вечные скитальцы, беспризорники, погорельцы, но почему-то так и блуждаем вовне. Он влечет нас к себе, но никто из нас его не ведает – даже апостол Павел признался: не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9).
И всё же нам дается чувствовать его и, чувствуя, тосковать.
Он отражается в чистой, беззаветной улыбке ребенка, счастливо улыбающегося своим беззубым ртом родимой маме. Он прозревается нами в утренней заре, в чудном пении птиц, в переливах бесчисленных оттенков девственной природы. Его мы самым сердцем ощущаем в неподдельной, самозабвенной любви к любимым и любящим. Везде, где есть отблеск чистой, невинной любви, ощущается Рай.
Рай есть, потому что есть Бог.
Без Бога рай – это ад, обустроенный со всех сторон земным комфортом, украшенный гроб с жуткой смертью внутри. Без Бога человек – сирота, с вечной тоской в душе, пустотой в мыслях, отчаянием в глазах. Много раз строили этот «рай» на земле, но оставались ни с чем, ибо созидали без краеугольного Камня.
Библия – Откровение Божие – начинается с Рая и завершается Раем, потому что Господь всё начатое доводит до конца. И по завершении судеб мира Божий Рай – это Воскресение, Небеса, преображение мира земного, вечная жизнь с Небесным Отцом. Жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр. 21: 6–7).
Рай, конечно, не в том, что всего было много в Божием саду, о котором речь в книге Бытия, а в том, что у Бога всегда преизбыток всякого блага. Твой ум, сердце, самые сокровенные глубины души в Раю насытятся Божиими благами, которым предела нет, как нет предела Самому Богу.
Итак, Рай есть, потому что есть Бог. Собственно, Бог – Он и есть высшее Благо, Радость, Любовь, Мир, Жизнь нескончаемая. Где Свет, там нет тьмы. Где Любовь, там нет злобы и ненависти. Где Бог, там блаженство и счастье, там полнота всего доброго и прекрасного.
Но Рай есть не только потому, что есть Бог, а потому, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4: 8).
Вот представим: если мы сами кого-то любим всем сердцем, в ком не чаем души, разве мы не желаем тому всецелого счастья, блаженства, добра, то есть фактически Рая и райских благ?
Рай – это объятия Божией любви, тепло Божией заботы. В первозданном Раю сотворенных людей со всех сторон обымала Божия любовь. Это как теснейшая близость чад с любящим Родителем, родных с Родным, своих со Своим. Первозданный, сотворенный Господом мир – это и были объятия Божии, в которые Господь милостиво поместил создание Свое – человека.
В объятиях любви растапливается холод сердца. А в Раю всё дышало Божией любовью, согревалось и жило ею. Ненависть и холод, зло и несправедливости появились лишь тогда, когда люди сами отсекли себя от Любви. Рай не может быть в сердце, которое предает. Точнее – сердце предателя само покидает Рай, как покинул Иуда Христа, как он поспешил к погибели прямо с Таинства причастия Раю.
Поэтому Рай, если сказать просто, есть жизнь с Богом, гармония творения с Творцом, единство души и благодати Духа Святого. Кто с Богом, тот и в Раю – вот весь секрет счастливой жизни. Где царствует Бог, там и наступает Рай. Вот в душах наших когда воцарятся не раздражение и обиды, не злоба и эгоизм, а смирение, чистая любовь, бескорыстие, верность Божией воле, то так и приблизится Рай к душе, то самое Царствие Божие, которое внутрь вас есть (Лк. 17: 21).
Да, апостол Павел признался: не приходило то на сердце человека, что уготовал Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9). Но он тут же добавил: нам Бог открыл это Духом Своим; ибо… мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога (1 Кор. 2: 10, 12). В словах апостола нет тоски, в них – не задумчивое сожаление о недоступном, в них – желание поделиться радостью личного созерцания. А еще в этих словах нам дается разгадка, в них – тайна отверзения дверей Рая.
Во-первых, Бог уже приготовил Рай. В доме Отца Моего обителей много, – говорил Он Сам (Ин. 14: 2). Изобилие благ, причем даром: принимай, сколько хочешь, сколько ты способен вместить.
Во-вторых, Бог приготовил Рай любящим Его. Он уготовал нам Рай по преизбытку любви, но как мы сами попадем в Рай, если будем чужды любви? Как быть рядом с Любовью, если ты сам весь – ненависть, злоба, негодование? Рай там, где Бог. А Бог пребывает там, где живут и действуют добро, чистота и любовь.
Зная это, попробуем создать свой уголок Рая еще здесь, на земле. Не «рая» технократии, а Рая, в котором царит любовь к Богу, к людям, ко всему сотворенному миру. Если ты будешь делать добро, то такая жизнь уже здесь становится Раем. Добру противостоит злоба, и такая душа уже здесь испытывает мучение.
И всё же нам дается чувствовать его и, чувствуя, тосковать.
Он отражается в чистой, беззаветной улыбке ребенка, счастливо улыбающегося своим беззубым ртом родимой маме. Он прозревается нами в утренней заре, в чудном пении птиц, в переливах бесчисленных оттенков девственной природы. Его мы самым сердцем ощущаем в неподдельной, самозабвенной любви к любимым и любящим. Везде, где есть отблеск чистой, невинной любви, ощущается Рай.
Рай есть, потому что есть Бог.
Без Бога рай – это ад, обустроенный со всех сторон земным комфортом, украшенный гроб с жуткой смертью внутри. Без Бога человек – сирота, с вечной тоской в душе, пустотой в мыслях, отчаянием в глазах. Много раз строили этот «рай» на земле, но оставались ни с чем, ибо созидали без краеугольного Камня.
Библия – Откровение Божие – начинается с Рая и завершается Раем, потому что Господь всё начатое доводит до конца. И по завершении судеб мира Божий Рай – это Воскресение, Небеса, преображение мира земного, вечная жизнь с Небесным Отцом. Жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр. 21: 6–7).
Рай, конечно, не в том, что всего было много в Божием саду, о котором речь в книге Бытия, а в том, что у Бога всегда преизбыток всякого блага. Твой ум, сердце, самые сокровенные глубины души в Раю насытятся Божиими благами, которым предела нет, как нет предела Самому Богу.
Итак, Рай есть, потому что есть Бог. Собственно, Бог – Он и есть высшее Благо, Радость, Любовь, Мир, Жизнь нескончаемая. Где Свет, там нет тьмы. Где Любовь, там нет злобы и ненависти. Где Бог, там блаженство и счастье, там полнота всего доброго и прекрасного.
Но Рай есть не только потому, что есть Бог, а потому, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4: 8).
Вот представим: если мы сами кого-то любим всем сердцем, в ком не чаем души, разве мы не желаем тому всецелого счастья, блаженства, добра, то есть фактически Рая и райских благ?
Рай – это объятия Божией любви, тепло Божией заботы. В первозданном Раю сотворенных людей со всех сторон обымала Божия любовь. Это как теснейшая близость чад с любящим Родителем, родных с Родным, своих со Своим. Первозданный, сотворенный Господом мир – это и были объятия Божии, в которые Господь милостиво поместил создание Свое – человека.
В объятиях любви растапливается холод сердца. А в Раю всё дышало Божией любовью, согревалось и жило ею. Ненависть и холод, зло и несправедливости появились лишь тогда, когда люди сами отсекли себя от Любви. Рай не может быть в сердце, которое предает. Точнее – сердце предателя само покидает Рай, как покинул Иуда Христа, как он поспешил к погибели прямо с Таинства причастия Раю.
Поэтому Рай, если сказать просто, есть жизнь с Богом, гармония творения с Творцом, единство души и благодати Духа Святого. Кто с Богом, тот и в Раю – вот весь секрет счастливой жизни. Где царствует Бог, там и наступает Рай. Вот в душах наших когда воцарятся не раздражение и обиды, не злоба и эгоизм, а смирение, чистая любовь, бескорыстие, верность Божией воле, то так и приблизится Рай к душе, то самое Царствие Божие, которое внутрь вас есть (Лк. 17: 21).
Да, апостол Павел признался: не приходило то на сердце человека, что уготовал Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9). Но он тут же добавил: нам Бог открыл это Духом Своим; ибо… мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога (1 Кор. 2: 10, 12). В словах апостола нет тоски, в них – не задумчивое сожаление о недоступном, в них – желание поделиться радостью личного созерцания. А еще в этих словах нам дается разгадка, в них – тайна отверзения дверей Рая.
Во-первых, Бог уже приготовил Рай. В доме Отца Моего обителей много, – говорил Он Сам (Ин. 14: 2). Изобилие благ, причем даром: принимай, сколько хочешь, сколько ты способен вместить.
Во-вторых, Бог приготовил Рай любящим Его. Он уготовал нам Рай по преизбытку любви, но как мы сами попадем в Рай, если будем чужды любви? Как быть рядом с Любовью, если ты сам весь – ненависть, злоба, негодование? Рай там, где Бог. А Бог пребывает там, где живут и действуют добро, чистота и любовь.
Зная это, попробуем создать свой уголок Рая еще здесь, на земле. Не «рая» технократии, а Рая, в котором царит любовь к Богу, к людям, ко всему сотворенному миру. Если ты будешь делать добро, то такая жизнь уже здесь становится Раем. Добру противостоит злоба, и такая душа уже здесь испытывает мучение.
Чем отличаются Рай и ад? Собственно, ад – это душа, замкнувшаяся на себе, на своих личных потребностях, проблемах и переживаниях. Она никого не впускает в себя, и Бог остается вне мрачных глубин этого печального омута. Рай же населяют те, кто по образу Христа имеет жертвенную любовь, кто не замыкается на себе, но одаряет других. Открыть себя Богу и ближним – вот подлинный Рай: таковы все святые, таков любой небожитель, и если ты не таков, то Небо существует не для тебя.
Раю противоположна вражда. В Раю не может жить тот, кто враждует. Если ты исполнен к кому-то злобой, ненавистью, не хочешь видеть его в Раю, то как же сам попадешь в Рай с такой страшной душой?
Вот в детстве мне дедушка драл уши, и я на него очень злился за это. Потом дедушка умер, и наша спокойная жизнь в деревне быстро закончилась. А теперь я очень хочу, чтобы дедушка был в Раю. И какая мне радость, если дедушка не будет в Раю? Какое мне утешение, если кто-то страдает и мучается? И если бы меня кто спросил, чего я хочу больше всего на свете, то отвечу: «Больше всего на свете я хочу встретить свою семью и всех своих близких в Раю».
Выскажу, наверное, крамольную мысль. Даже если сам я попаду в ад, но увижу, что любимые мною люди оказались в Раю, то этому я несказанно обрадуюсь. Хотя бы спаслись они – это уже радость и счастье. Но в таком случае ад для меня уже будет не ад, ведь в душе останутся утешение и отрада – в том, что ты любишь другого и радуешься за него. Ад исчезает, когда мы храним чистую, искреннюю любовь к другому. Да и собственно ад – это лед нелюбви, холод ненависти. Он растапливается тогда, когда сердце согрето теплом любви.
Первозданный Рай был подобен чистому и невинному детству. В детском возрасте все хороши и прекрасны. Посмотрите на маленького тигренка или львенка! Как они милы и невинны, никого не трогают, не обижают – напротив, сами нуждаются в защите и материнской ласке. Так и в Раю: никто, даже самый взрослый хищник, не причинял никому страданий, но все находились под благодатным покровом милующего всех Творца. В первозданном Раю все были чисты и невинны, но еще не знали, что такое соблазн, к какой катастрофе приведет доверие соблазну.
Что такое ад? Ад – это когда до нестерпимости плохо от твоих же собственных грехов. Когда ты сам сделал так, что хуже некуда. Даже если никто вокруг не видит, внутри изъедает тебя, и если ты расстанешься с телом, то душа будет гореть этим огнем твоих же собственных грехов. Но и в этот ад снисшел Христос, потому что Он искупил грех человеческий.
Бог есть Любовь. А в чем эта любовь? Любовь в том, что Христос пошел за человеком в самые глубины преисподней. И потому теперь Рай – это Рай спасенных из ада, Рай расставшихся с грехом через покаяние.
Первые люди не знали в Раю, что с ними будет, если предадут они Бога. Теперь в Раю люди знают опыт мучения – плод разлуки с Богом, и потому райское блаженство ценится в бесконечно большей степени, как ценится сладкое после горького, чудесно дарованное здоровье после смертельной болезни, радость воскресения после смерти и тления.
Чистый дар принимается только чистой душой. Чтобы попасть в Рай, надо обрести райские качества. А райские качества – они все те, что у Владыки Рая – Христа. В этом смысле двери Рая – это Евангелие, где запечатлен образ Христа, где Он Сам говорит, какими мы должны стать, чтобы быть вместе с Ним.
Бог любит всё красивое. Он создал мир красивым. Он дарует всему красоту. Даже осенние листья, упавшие с дерева, огненно-красные или солнечно-желтые, и те красивы. Поэтому человек, созданный по образу Божию, тоже любит только красивое.
Мы все любим, когда даже простое земное дело выполнено красиво и гармонично. Чтобы дома стояли в соразмерном сочетании друг с другом и вечером мерцали тихими огоньками окон. Чтобы улицы были украшены, а на тротуарах не валялась никакая грязь.
Простая сельская бабушка, которая на своем дворе сажает цветы, и та старается создать уют, тепло, красоту. Так всякое земное дело, выполняемое честно и ответственно, отражает в себе жажду гармонии утраченного Рая.
Но Рай – это не только красота и гармония всего, что вокруг, а прежде всего это Царство Любви. Любовь и дарует внутреннюю красоту и гармонию.
Если в семье ты созидаешь любовь, если победишь эгоизм, а в центре семьи – общение с Богом, то, значит, и здесь, в своем маленьком уютном земном уголке, ты созидаешь свой маленький рай как отблеск Рая Небесного.
Помолимся друг о друге, чтобы всем нам попасть в Рай. Помолимся обо всех: кто нас любит и кто ненавидит, кто познал Бога и кто еще не познал, кто старается жить духовной жизнью и кто не сподобился этого. Бог знает Сам, как вести человека в Рай.
Даже лютым врагам пожелаем сподобиться райских благ через причастие Богу. Может быть, тогда и наше сердце почувствует, что же такое Рай.