04 января 2021

«Я не могу понять, Грузия во мне или я в Грузии»: Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (+видео)

Спаситель мира! Воскреси нашу веру, ту веру, которой жили наши славные праотцы. Надежда мира! Дай нам силы постепенно восходить к духовному совершенству. Сияние Божественной Любви! Согрей человечество Твоей любовью, согрей и размягчи наши черствые сердца, чтобы жизнь наша была жертвой для блага других.

Даруй нам, Божественный Учитель, силу веры наших предков, несокрушимость их надежды и огонь их любви! Сквозь шум мирской суеты дай нам услышать тишину и спокойствие Вечности, чтобы, навсегда слиться и радоваться с Тобой! Когда на темном жизненном пути мы, усталые и растерянные, заблудившись, остановимся, не зная, куда идти, дай нам увидеть среди бури житейского моря Твой ясный лик и услышать Твой тихий ободряющий голос: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Аминь.

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия́ II


4 января 2021 года Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (груз. კათოლიკოს-პატრიარქი ილია II)Архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети, молитвенно отметил день своего рождения. Из 88 лет жизни 44 года отдано им Патриаршему послушанию, молитвенному служению и миротворчеству. Многая и благая лета!

Митрополит Самтависский и Горийский Андрей (Гвазава)
о Патриархе Илии II:

Мне посчастливилось некоторое время жить в Патриаршей резиденции в Тбилиси, где я мог воочию наблюдать, как живет Святейший. Каждое утро он начинал с молебна святому дня и каждый вечер молился за вечерним богослужением. После того, как в Патриархии был обустроен храм святого Илии Пророка, Святейший каждый день присутствовал на литургии, которую служили жившие там священники. 

Вспоминается его глубокий молитвенный настрой. Во время служб Патриарх всегда поминал большое число людей из своего помянника. Как бы поздно он не возвращался, каким бы уставшим он ни был (например, после возвращения из зарубежного путешествия), он всегда шёл в храм и совершал вечернее правило, всегда приносил благодарение Господу и лишь потом позволял себе отдыхать.

Этот молитвенный настрой чувствуется во всех словах и деяниях Патриарха, даже в самом здании Патриархии. Святейший не пропускал ни одной службы, в праздники и воскресные дни сам всегда служил литургию и призывал всех священнослужителей и монахов любить богослужение, совершать его со страхом Божиим, исправно и с глубоким благоговением.

В акафисте «Слава Богу за всё», написанном митрополитом Трифоном, есть слова: благодарю Тебя, Господи, за благодатные ощущения и удивительную легкость, которую мы ощущаем во время богослужения, это и есть прикосновение Твоей благодати к нашим душам. И это благодать чувствуется, когда литургию служит Святейший Патриарх Илия II.

В резиденции Патриарха всегда много народа, особенно в праздничные дни. Приемы идут с утра и до позднего вечера. Часто мы, молодые архиереи, чувствуем усталость к концу дня, в особенности, если в этот день много мероприятий, а Католикос-Патриарх, несмотря на годы, бодро стоит на ногах, встречает каждого пришедшего, всем улыбается и ни одним жестом не выдает усталости, озабоченности или обременения. Радость, находящаяся в нем, передаётся всем людям, которые к нему приходят. Это уникальное его свойство: рядом с ним становится мирно, спокойно и радостно. И это чувствуют все, не только мы, чада Церкви, но и люди, которые приходят к нему с разными официальными визитами: члены правительства, парламента, иностранные гости. Умиротворение, которое присутствует в Патриархе, разливается вокруг него, касается сердец всех находящихся рядом людей.

Святейший почти всю жизнь (если исключить годы обучения в школе) провел в лоне Святой Церкви. С раннего детства он посещал храм. Его родители были верующими людьми, они построили храм в честь святой Нины во Владикавказе. В 18 лет Ираклий, про – так звали Патриарха до пострига, – поступил в семинарию, а затем и в Академию в Сергиевом Посаде, учился в обители преподобного Сергия Радонежского. Церковь стала для него жизнью, и сам он всю свою жизнь посвятил служению Церкви.

Вместе со своей Церковью и своим народом он прошел все невзгоды коммунистического режима, все тяжести первых лет независимой Грузии, трудности 90-х годов, гражданской войны. Святейший Патриарх своим примером, своим словом, а самое главное, своей добротой и доброделанием поддерживал народ Грузии. Доброту Патриарха чувствовали на себе тысячи людей: он помогал семьям погибших во время событий в Цхинвали, в Абхазии, семьям погибших в гражданской войне, людям, которые остались без кормильцев – вдовам, сиротам, старикам, да и вообще всем людям, которые просто попали в беду, кто оказался в тюрьме. Его доброта и милость охватили всю Грузию.

Святейший много рассказывает о тех людях, с кем имел духовное общение, вспоминает своих учителей по семинарии и академии – ректоров и педагогов. Часто вспоминает об архимандрите Шио (Дзидзава) из Теклатского монастыря и Святейших Патриархах – грузинских Каллистрате и Ефреме и московском Алексии I, о митрополите Зиновии, об архимандрите Серафиме (Романцеве), который служил в Сухуми, о схиархимандрите Виталии и других священнослужителях. Среди них были и его прямые наставники, и те, чей пример назидал. Святейший рассказывает нам о том, как они жили, как служили, что говорили. Все эти люди имели глубокое влияние на его духовное становление, и он вбирал в себя их добродетели: их мудрость, терпение, молитвенность, милосердие, манеру общения с людьми. Сейчас он все это щедро передает нам.

Святейший Патриарх Илия является отцом грузинского народа, пользуется самым высоким авторитетом в нашей стране. Этот авторитет зиждется на вере в Бога и на добродетелях.

Святейший Патриарх всегда подчеркивал, что власть Церкви – власть небесная, а не земная, что Церковь добивается лишь того, чтобы люди увидели красоту Божию, почувствовали милость Творца к людям и возымели желание общаться с Богом. Вот к чему призвана Церковь. Ее главная задача состоит не в том, чтобы копить земные богатства и даже не в том, чтобы строить многочисленные храмы и монастыри, а в том, чтобы возрождать людские души. Патриарх всегда напоминает об этом молодым священнослужителям.

Авторитет Святейшего давно вышел за пределы нашей страны. Его уважают не только как церковного деятеля, который всегда призывает к миру, взаимоуважению и любви, но и как очень талантливого человека, иконописца и композитора. Он написал множество церковных и симфонических произведений – прекрасных образцов классического музыкального искусства. Его свойство творить, творить красивое и ценное, проявляется во всем. Все вокруг него окутано красотой, любовью и возрождением людских душ.

Оценка трудов Святейшего впереди. А мы просто счастливы, что живем в одно время с этим великим человеком, трудимся вместе с ним в деле воссоздания Грузинской Церкви и грузинского государства. 


В начале Патриаршего служения


Биография Патриарха Илии II в датах:

  • 4 января 1933 – в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ) родился будущий Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II.
  • 1952 – окончил 22-ю среднюю школу города Орджоникидзе
  • 1956 – окончил Московскую духовную семинарию и продолжил обучение в Московской духовной академии.
  • 16 апреля 1957 – студентом 2-го курса академии был пострижен в монахи с именем в честь святого пророка Илии. Постриг в Тбилисском храме святого Александра Невского совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший ему дальнейшее патриаршее служение.
  • 18 апреля1957 – рукоположен во иеродиакона католикосом-патриархом Мелхиседеком в кафедральном Сионском Успенском соборе.
  • 10 мая 1959 – рукоположен во иеромонаха патриархом Московским и всея Руси Алексием.
  • 1960 – окончил Московскую духовную академию, и за сочинение на тему «История афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания академии вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора города Батуми.
  • 1961 – возведён в сан игумена, а затем – архимандрита.
  • 26 августа 1963 – хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II.
  • 1963-1972 – нёс послушание ректора Мцхетской духовной семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии.
  • 1967 – переведён на Абхазскую кафедру.
  • 1969 – возведён в сан митрополита.
  • 23 декабря 1977 – избран Католикосом-Патриархом всея Грузии.
  • 25 декабря 1977 – состоялся чин настолования Илии II.
  • 1978-1983 – был президентом Всемирного Совета Церквей. 
  • 1997 – Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного Совета Церквей.
  • С конца 1980-х годов в сложные для Грузии периоды политических перестроений Илия II предпринимал плодотворные усилия по смягчению напряженности между разными политическими силами, к его мнению прислушиваются власти, оппозиция, общественные организации, широкие слои населения. 
  • 21 декабря 2010 – воспринял прямое управление Сухумской епархией, в связи с чем получил приставку к титулу "митрополит Пицундский и Сухумо-Абхазский".
  • 23 ноября 2017 – в Тбилисском Сионском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы зачитал указ о назначении митрополита Сенакского Шио (Муджири) местоблюстителем патриаршего престола.

За время патриаршего служения Илии II число епархий Грузинской Церкви возросло с 15 до 27, число монастырей – до 53, количество действующих церквей - с 50 до около 1000. Были совершены прославления новых святых, открыты новые духовные учебные заведения, в том числе Тбилисская и Гелатская духовные академии. В Тбилиси был построен самый большой храм Грузии – кафедральный собор во имя Святой Троицы (Цминда Самеба). 


Собор Цминда Самеба 


Награды Патриарха Илии II:

  • Орден святой равноапостольной Нины (ГПЦ; 1972)
  • Орден святого великомученика Георгия Победоносца (ГПЦ; 1977)
  • Орден святого Иоанна Рыльского I-й степени (БПЦ; 10 мая 1977)
  • Орден Дружбы народов
  • Орден Давида Агмашенебели (1997) — «за восстановление независимости Грузинской Православной Церкви, за духовное и физическое спасение грузинского народа, за особый вклад в строительство государственности и борьбу за воссоединение страны»
  • Орден «Славы» (Азербайджан, 2005) — «за развитие отношений между Грузией и Азербайджаном»
  • Золотой орден хитона Господня (ГПЦ; 27 июня 2008) — «за неоценимые заслуги перед грузинским народом»
  • Орден Культурного наследия (Международная федерация русскоязычных писателей стран СНГ, 2008) — «за просветительскую и общественную деятельность, социальную ответственность и значительный личный вклад в дело сохранения и приумножения мирового культурного наследия»
  • Орден князя Ярослава Мудрого III ст. (Украина, 11 октября 2007) — «за многолетнее пастырское служение и милосердно-благотворительную деятельность, за выдающийся личный вклад в развитие грузино-украинских духовных связей»
  • Президентский орден Сияние (8 апреля 2010)
  • Орден святого равноапостольного князя Владимира 1 степени (УПЦ (МП), 2011 год)
  • Орден «За заслуги» I ст. (Украина, 9 января 2013) — за выдающийся личный вклад в развитие украинско-грузинских культурно-духовных связей, многолетнюю подвижническую деятельность
  • Орден Славы и Чести I степени (РПЦ, 2013 год)
  • Орден князя Ярослава Мудрого I степени (Украина, 27 июля 2013 года) — за выдающуюся церковную деятельность, направленную на подъём авторитета православия в мире, и по случаю празднования на Украине 1025-летия крещения Киевской Руси
  • Орден The Spiritual Heritage of Humanity (Израиль, 14 июля 2017 года) — за вклад в укрепление и развитие мирового духовного наследия
  • Орден «Шейх уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)

Звания:

  1. Почётный член МДА (1978)
  2. Почётный доктор богословия Нью-Йоркской ДА (1991)
  3. Действительный член общественной организации «Международная академия информатизации»
  4. Почётный член Критской ДА (1997)
  5. Почётный доктор богословия Свято-Тихоновской ДС Православной Церкви в Америке (1998)
  6. Почётный доктор богословских наук Тбилисского государственного университета (2003)
  7. Почётный член АН Грузии (2005)
  8. Почётный доктор богословия «Honoris Сausa» Киевской духовной академии (2011)
  9. Лауреат премии Международного фонда единства православных народов «За особые заслуги в деле укрепления братских уз между православными народами и Церквями»