История Церкви знает множество достойнейших людей, подвиги и добродетели которых зримо свидетельствовали об их святости. За прошедшие тысячелетия к лику святых причислены сотни праведников благочестия Ветхого и Нового Заветов. Среди всех святых особо выделяется сонм бестелесного Небесного воинства.
8/21 ноября вся полнота Церкви чтит память Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. По словам святителя Филарета (Дроздова),
«торжественно собрался ныне собор земной воздать честь Собору Небесному, собрался собор человеков воспеть хвалы Собору Ангелов»[1].
И действительно, ангельские силы почитаемы народом Божиим за скорое предстательство перед Небесным Отцом. Особую любовь этот праздник приобрел на Руси, где в честь Небесных сил строили храмы и монастыри, писались иконы и даже назывались целые поселения и крупные города, например Архангельск.
Еще в древности Ангелов считали посланниками, провозвестниками Божией воли[2]. В Новом Завете благие вести, сообщающие о совершившихся или грядущих событиях, приносили именно Небесные силы. Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о рождении от Нее Спасителя мира (см.: Лк. 1: 28–33). Весть о Рождестве Христовом пастухи услышали от Ангела и Небесного воинства, воспевающего: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (см.: Лк. 2: 8–15). О Воскресении Христовом женам-мироносицам свидетельствовали два Ангела в блестящих одеждах (см.: Мф. 28: 1–8; Мк. 16: 1–8; Лк. 24: 4–7; Ин. 20: 11–13).
Поклонение Небесным силам в первые века христианства было настолько велико, что многие стали неверно почитать их творцами и повелителями вселенной, превращая их почитание в идолопоклонство. Однако отцы Лаодикийского Собора (около 343 года по Р.Х.)[3] осудили это еретическое учение и установили православное почитание ангельских чинов[4].
Со временем было установлено празднество Собору Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных 8 ноября по старому стилю, то есть в восьмой день девятого месяца[5]. Выбранный день указывал на эсхатологический «восьмой день», день Страшного суда, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25: 31), а девятый месяц года символизировал девять чинов ангельских: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы[6].
Еще в древности Ангелов считали посланниками, провозвестниками Божией воли[2]. В Новом Завете благие вести, сообщающие о совершившихся или грядущих событиях, приносили именно Небесные силы. Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о рождении от Нее Спасителя мира (см.: Лк. 1: 28–33). Весть о Рождестве Христовом пастухи услышали от Ангела и Небесного воинства, воспевающего: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (см.: Лк. 2: 8–15). О Воскресении Христовом женам-мироносицам свидетельствовали два Ангела в блестящих одеждах (см.: Мф. 28: 1–8; Мк. 16: 1–8; Лк. 24: 4–7; Ин. 20: 11–13).
Поклонение Небесным силам в первые века христианства было настолько велико, что многие стали неверно почитать их творцами и повелителями вселенной, превращая их почитание в идолопоклонство. Однако отцы Лаодикийского Собора (около 343 года по Р.Х.)[3] осудили это еретическое учение и установили православное почитание ангельских чинов[4].
Со временем было установлено празднество Собору Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных 8 ноября по старому стилю, то есть в восьмой день девятого месяца[5]. Выбранный день указывал на эсхатологический «восьмой день», день Страшного суда, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25: 31), а девятый месяц года символизировал девять чинов ангельских: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы[6].
Тропарь – краткий текст, в котором емко рассказывается основной смысл празднуемого события. Тропарь праздника Собора Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных созвучен с общим тропарем «Архангелу единому». В нем центральное внимание уделяется известным поименно небесным посланникам – Архангелам. Звучит он следующим образом:
«Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил»[7].
Протоиерей Владимир Успенский для лучшего понимания данного текста сделал такой перевод тропаря на русский язык, на примере которого мы проведем разбор:
«Небесных сил военачальники! Мы, недостойные, умоляем вас непрестанно, чтобы вы своими молитвами защитили нас покровом своего заступления – невещественной (бестелесной) вашей славы, охраняя нас, усердно падающих пред вами и взывающих: избавьте нас от бедствий, как вожди вышних сил!»[8]
Архистратиги Небесных воинств
В первую очередь тропарь повествует о том, что мы обращаемся к Архангелам, которые здесь называются архистратигами. В церковнославянском языке архистратигами считали предводителей ангельского воинства[9]. Отец Владимир переводит это слово как «военачальники».
Перед нашими глазами предстает образ бесчисленного мужественного сонма ангельских чинов, во главе которого стоят Архангелы Божии, готовые вести Небесные полки на праведный бой с силами князя бесовского.
Молитва Ангелов
«Да вашими молитвами оградите нас» – несмотря на то, что Ангелы не имеют телесного облика, а их природа не может быть познаваема человеческим умом, все мы верим, что именно они являются ходатаями перед Творцом за грешных людей. Они, как служители Божественной Славы, ближе всего находятся у Престола Божия и молят Господа помиловать Его постоянно согрешающие творения.
Православное вероучение говорит о том, что у каждого человека есть свой Ангел-хранитель, личный заступник, к которому человек может и в горе, и в радости обращаться за предстательством перед Богом[10].
Бестелесность и крылья
В обращении к Архангелам мы просим покрыть нас покровом их «невещественной славы».
У протоиерея Владимира Успенского мы видим слово «бестелесной». В литургических текстах и творениях святых отцов об Ангелах говорится как о бесплотных духах, что в свою очередь основано на словах Христа: «дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24: 39).
В церковнославянском тексте тропаря есть точное указание на наличие крыльев у Ангельских сил: «кровом крил невещественныя вашея славы». Показательно, что отец Владимир при переводе на русский язык опустил данную подробность. Однако если знать о бестелесной сущности Ангелов, становится понятно, что ни о каких крыльях не может быть и речи, ведь бестелесные Ангелы не подвержены законам физики. Священное Писание свидетельствует о том, что зачастую Божии посланники являлись в облике людей, а не крылатых существ, хотя в Ветхом Завете есть упоминания и о них. Крылья – это аллегория, символизирующая быстроту и всепроникновение[11].
Вожди вышних сил
Моление людей: «избавьте нас от бедствий, как вожди вышних сил!» – раньше рассматривалось как потенциальная возможность Архангелов управлять некоторыми Небесными силами. Недаром в древности считали: в молитвах Архангелам можно было просить «благорастворения воздухов», то есть хорошую погоду[12]. Мы не можем быть уверены, что Ангельские силы имеют хоть какую-то власть над силами природы, но точно можем сказать: по их ходатайству Господь может всё управить.
Весь тропарь Архангелу Михаилу и прочим Небесным силам наводит на мысль о том, что человеческая жизнь – постоянная борьба человека с силами зла, грехом, диаволом. Но не стоит забывать: в этой битве мы не одни. Господь посылает нам в помощь все Свое Небесное воинство во главе с Архангелами Божиими. В этой борьбе человека с диавольскими искушениями на нашей стороне весь ангельский мир.
Профессор Лариса Маршева, Илья Ведищев
[1] Филарет (Дроздов), святитель. Слово в день Собора святого Архистратига Михаила // Филарет, святитель, митрополит Московский. Творения. Слова и речи. Т. 2. М., 2005 . С. 24–30.
[2] Денисов Л.И. Явления и чудотворения святых семи архангелов: Михаила, Архистратига сил небесных, Гавриила, Рафаила, Уриила, Салафиила, Иегудиила и Варахиила. М., 1912. С. 7–10.
[3] Каноны, или Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2020. С. 206–220.
[4] Иванов М.С., Никифорова А.Ю. Ангелология // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 300–306.
[5] Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. М., 1876. С. 348.
[6] Александр (Милеант), епископ. Собор Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных (электронное издание).
[7] Собор святого Архистратига Михаила и прочих безплотных сил // Минея. Ноябрь. Т. 2. М., 2002. С. 213.
[8] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 225.
[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1. М., 1975. С. 53.
[10] Давыденков О., протоиерей. Догматическое богословие. М., 2017. С. 257–258.
[11] Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии // Дионисий Ареопагит. Сочинения. СПб., 2002. С. 191.
[12] Денисов Л.И. Явления и чудотворения святых семи архангелов: Михаила, Архистратига сил небесных, Гавриила, Рафаила, Уриила, Салафиила, Иегудиила и Варахиила. С. 7–10.