Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверский и Кашинский
«Ныне соделалась известною чрез Церковь даже начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия», которая проявилась в спасении омертвевшего мира в стенах Церкви (Еф. 2:20–22, 3:10). Но как далек современный мир от разумения этой премудрости! Какое пустое и бессодержательное понятие о жизни хочет противопоставить он жизни, созидаемой в Церкви!
Отказавшись от высших стремлений души на том основании, что они будто бы неосуществимы и мечтательны, он хочет остаться при одной физической жизни. В здоровой физической жизни, непрестанно вновь возникающей и обновляющейся, хочет он видеть неисчерпаемый источник творчества и сил, способных обновить духовную и физическую природу, залог непрестанного усовершенствования человечества. Так мыслит о жизни современное человечество в лице Золя («Плодовитость»), Ницше и других мыслителей, забывая, что если даже умножение живых существ и происходит непрестанно, если жизнь и не перестает производить все новые и новые явления, однако не может обновиться сам собою зараженный поток, когда заражен источник. И откуда могли бы возникнуть все более и более увеличивающиеся жалобы на «вырождение» современного человечества, если источник его жизни неистощим? Отчего усиливается на земле «уныние народов и недоумение» (Лк. 21, 25), как найти выход из современного печального положения вещей, если творчество жизни продолжает быть, как прежде, неиссякаемым?
Впрочем, оставим этих людей современного века и обратимся к себе самим. «Сия слава есть церковная», говорили нам, собирающимся в этом храме. И подлинно, мы были отобразом этой славы древней Церкви, когда, слушая ее дивные напевы и проникаясь их назиданием, сами уподоблялись этой Церкви древних времен. «Вам есть дано ведати тайны Царствия Божия» (Лк. 8, 10), еще говорили вам. И действительно, кто ближе нас стоит к источнику жизни Слову Божию, данному для обновления жизни людей? Кто более нас имеет средств узнать законы, по которым побеждаются страсти, и сделаться добрыми воинами Христовыми, чтобы вести брань не «к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6, 12)?
И неужели мы исполним на себе слова, сказанные чрез древнего пророка: «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя» (Иер. 2, 13)? Неужели уподобимся жителям полуязыческой страны Гадаринской, которые просили Великого Чудотворца отойти от пределов их? Или, напротив, уподобимся тому исцеленному от бесов, который, нашедши великое благо в общении с Божественным Врачом человеческих страстей, просил быть с Ним и сидел у ног Его, желая быть Его учеником (Лк. 8, 35–38)?
Духовное состояние людей, подвизающихся во имя Христово, кажется современным людям пустынею, какою оно и было, по словам Священного Писания, когда пред пришествием Христовым явился «глас вопиющего в пустыне» (Мф.3:3), Предтеча Христов. Но этой пустыне даны великие обетования, что «возвеселится пустыня... земля... необитаемая» и что «проторжется... дебрь... в пустыне» , то есть откроется в ней обилие духовной жизни и радости о Духе Святом (Ис. 35:1, 6). Не такова духовная пустыня мира сего. Ибо она подобна скорее обиталищу бесов, которыми и бесноватый был гоним в пустыне (Лк. 8, 29), это пустыня бесплодного и безотрадного сомнения, тлетворного духа страстей, веющего в ней и водворяющего в душе уныние. И не будет ли концом подобного опустошения души та «великая скорбь, какой не было от начала мира» и которая будет только в конце времен (Мф. 24, 21)?
О кипении страстей
И пламя огня кипит и бушует, и люди, впервые добывшие огонь, считали его источником жизни, но если разумное употребление огня поддерживает жизнь, то что остается после огня пожара, снедающего вещество и оставляющего только обломки и кучи мертвого пепла? И море кипит, бурлит, волнуется, и ему уподобляли жизнь души издавна, но после этого волнения не видим ли кругом лишь мертвые обломки и разрушение, хотя сама по себе вода и необходима для жизни? Так страсти житейские, которыми кипит и волнуется душа, носят в себе только подобие жизни, как разрушительный огонь или бурливые волны моря. Душа, по видимости полная жизни, кипящая от страстей, как в огне, волнующаяся ими, как бурливое море, может быть мертва для Бога, от Которого получила свою жизнь, и, удаляясь от Бога, заграждает для себя приток новой жизни, обрекает себя на умирание.
Из «Слова в Неделю 23-ю по Пятидесятнице»
(Произнесено в семинарской церкви. 1902 г.)
«Грани, которые переходить пагубно...»
Пропасть между адом и Царствием Небесным изрывается самими людьми еще во время жизни земной. Если не трогают многих ужасные бедствия ближних, происходящие от войны, все эти вопли и страдания бедных, если душа при виде их остается бесчувственной, то не подошла ли она уже очень близко к пропасти? Не ступила ли она чрез свое окаменение одною ногою в адову пропасть еще при земной жизни, настолько, что возврат сделался невозможным, что стало уже нельзя перейти грань, отделяющую себялюбие, окамененное бесчувствие души от сострадательной Христовой любви?
...Совесть тщательно указывает эти грани, которые переходить пагубно, но люди постоянно их переходят, пока не зайдут туда, откуда создавшаяся привычка, укрепившаяся страсть, расслабившая все силы души и тела, возврат делают неосуществимым.
Как же нужно беречь свою душу, чтобы не доходила она до этой погибельной пропасти, как вслушиваться в предостережения голоса совести, пока они могут еще принести пользу, пока не наступило время, когда душа уже не будет в состоянии по этому зову совести возвратиться с пути поработивших человека страстей, пока не возгорелось пламя их настолько, что утушить его сделалось уже невозможным и осталось лишь бесполезно молить Авраама и праведных, дабы они помогли облегчить терпимые муки! Как еще во время земной жизни нужно трудиться и усиливаться «перескочить» безвредно для себя эту пропасть, которую враг вырыл между Лазарем и богатым, которую трудами и подвигами жизни Христовой «перескочили» святые и беспечною жизнью всё раздвигают подобные евангельскому богачу грешники! Как нужно беречь душу от постепенного омертвения, приближающегося часто к ней незаметно (так, как подтачивает тело и приближает к смерти болезнь), того омертвения, при котором душа не в состоянии уже внимать, по притче о богатом и Лазаре, ни Моисею, ни пророкам и остается ей только мучиться «смертью второю»(Откр. 20, 6) в том огне страстей, который она сама добровольно возжгла в себе!
Из «Слова в Неделю 20-ю по Пятидесятнице»
(Произнесено во Владимирском кафедральном соборе
23 октября 1916 г.)