23 июля 2018

«Дорожи своим уединением...» Архимандрит Венедикт (Пеньков)

Фрагменты писем наместника Оптиной пустыни архимандрита Венедикта (Пенькова) своему первому наставнику в христианской вере

Мир и благословение рабу Божию Петру Ив[ановичу] ...Как хорошо, что ты имеешь возможность пребывать в уединении.
И как нам не хватает этого уединения. Если бы было возможно нам уединяться и побыть в тиши день или два. Но мы лишены этого. Дорожи, дорогой Петр Иванович, своим уединением. Ничего так не способствует молитве и памятованию о смерти и дне Страшного Суда Божия как святое уединение. Есть, конечно, и в уединении свои брани и искушения вражии. Тут и леность и сонливость и уныние, а более всего болезненность. Но если постоянно пребывать в молитве, то и эти искушения при помощи Божией преодолеваются. Нет ничего достойнее подвига молитвы во святом уединении и тишине.

* * *
Дорогой Петр Иванович, получил твое письмо, и вот сейчас вечером после всенощной, в день памяти преп. Сергия пишу тебе ответ. Прежде всего поздравляю тебя с этим великим для нас праздником. Ты составил очень хорошую молитовку. О. Наум одобрил, только просил меня сделать некоторые поправки. Я сделал их над строками. (Прости! Вот сейчас посмотрел твою молитву и решил написать ее в некотором исправлении с благословения о. Наума):

«Призри Всеблагая Мати Божия на скорбь грехопадений души моей. Доведи меня до познания воли Божией; избавь меня от самочинного самомнения; леность замени бдением и благоговением. Утверди ум и сердце мое во внимательной твердой молитве. Среди мирских сует помоги великодушно нести постигающие меня скорби и напасти. Недуги исцели и душетленные страсти угаси. Призри на сей вопль мой и спаси меня грешного. Дай мне мудрствовати небесная, а не земная; и да ведет меня верный и добрый спутник мой – Ангел Хранитель к истинной вере, надежде и любви. Пречистая Мати Божия, будь мне всегда покровительницей и молитвенницей, да получу Тобою наследие вечных благ в царствии Сына Твоего Христа Бога нашего. Аминь».

Относительно того, что ты жалуешься на правило молитвенное о. Наум сказал, что можешь его сократить, только в течение дня старайся творить Иисусову молитву. Не смущайся тем, что ты сократишь свое правило, только храни свое сердце от помыслов, держи память о Боге. Во всем нужна разумная мера. Остальное исполни по своему рассуждению в кротости и смирении, как подобает человеку семейному и по совести.

* * *
...Помня твой преклонный возраст и болезни твои желаю тебе от Господа терпения и благодушия, помня слова св. апостола Павла, который учит, что все дни этой временной земной жизни недостойны даже малой тени того, что уготовал Христос любящим Его. Потерпи благодушно, когда Господь посетит тебя этими немощами телесными.

...Да укрепит тебя Господь благодушно претерпевать постигающие тебя болезни или скорби какие ради Христа, ради спасения, потому что где скорби и болезни, там и милость Божия ближе всего. И раньше писал тебе и теперь напоминаю святую апостольскую заповедь о том, что нам подобает благодушествовать радоваться о Господе, всегда пребывая в молитве.