21 декабря 2017

Как научиться совершенной любви

Жизнеописание Афонского иеросхимонаха Пантелеимона (Курбатова). Из книги «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков»


Иеросхимонах Пантелеимон был сыном учителя, губернского секретаря Михаила Онисимовича Курбатова. Родился он в 1839 году в Казани. Мать его звали Александрой. По окончании Казанского военного училища Петр Курбатов поступил на службу в комиссариатский департамент, где прослужил три года. Девятнадцати лет от роду он решился оставить мир с его тленными, суетными обольщениями и посвятить свои молодые силы на службу Богу. 

Для испытания твердости своего намерения Петр отправился на Валаам и там под богомудрым руководством игумена Дамаскина положил основание своей новой жизни. Но недолго пришлось ему прожить на Валааме, этом северном Афоне. Его манил другой Афон, который издревле славится как центр монашеской жизни всего православного мира. И вот с благословения отца игумена послушник Петр отправляется в Иерусалим с тем, чтобы на обратном пути оттуда побывать и на Афоне.

В конце 1859 года, поклонившись святым местам Палестины, Курбатов прибыл на Святую Гору и поступил в число братии Пантелеимонова монастыря. В это время ему было 20 лет. Самый расцвет своей жизни, утро своего земного бытия посвящает он Богу как жертву чистую, непорочную.

Жизнь особенно привлекательна в юности. В это счастливое время молодые силы бьют ключом. Ум стремится к знанию. Вера горяча и пылка. Сердце чутко ко всему прекрасному, горит ревностью к доброму, любовью к ближним, готово на все скорби и лишения ради заветной цели. Но и враг спасения при этом не дремлет, воздвигая на юного подвижника целую бурю страстей, пленяя ум разнообразнейшими помыслами о призрачном счастье мира.

Много надо иметь любви к Богу, нравственной крепости, чтобы противостоять всем козням врага. Но и при всем этом только одна благодать Божия да молитвы старцев обители сохраняют молодого инока от коварных искушений и наветов злокозненного духа. В такую-то пору жизни пришел Петр в Руссик, ища в нем спасения и тишины.

Как способный к чтению и пению, он был определен на клиросное послушание. Вместе с тем он служил в канцелярии. Возрастая физически, Петр под мудрым руководством старцев обители созревал и духовно. В 1862 году его постригли в рясофор с именем Тихон. Отец Тихон отличался необычайной доброжелательностью к людям, был очень внимательным и готовым прийти на помощь любому человеку. Каждый день посещал больных и немощных братий, ухаживал и прислуживал им.

«Боже, что моя любовь к людям, по сравнению с Твоей высочайшей милостью, — писал он. — Я не уверен, что вообще способен любить. Да, здесь, в монастыре, по Твоей милости я имею возможность служить братиям. И я, грешный, делаю это с величайшей радостью. Но здесь проявление внимания к другим как бы обязанность. А как бы я поступил в чрезвычайных обстоятельствах, когда стоял бы вопрос о жизни и смерти? Я не уверен в своих силах, я, ничтожный, чувствую, что подведу Тебя. Укрепи меня, Боже. Научи меня любви Твоей».

Отец Тихон составил для себя специальный канон любви и по благословению духовника ежедневно вычитывал его перед сном, прося Господа, чтобы Он даровал ему добродетель любви. Так протекло семь лет его мирной трудовой иноческой жизни. В 1866 году он был пострижен в мантию, причем ему было дано новое имя Памво, а спустя два года рукоположен в иеродиакона гостившим в то время на Афоне, в Руссике, епископом Полтавским Александром (Павловичем).

Прошло еще пять лет, и иеродиакон Памво был рукоположен в иеромонаха (1873 г.), а через три года, приняв схиму, был наречен Пантелеимоном. Он счел за особую милость Бога и честь носить имя великомученика Пантелеимона в его же обители, со слезами благодарил Господа и просил дать ему возможность хоть чем-то отблагодарить его.

Неожиданно в 1877 году игумен Макарий призвал его к себе и благословил отправиться на Новый Афон в помощь при постройке нового монастыря. Он, как настоящий послушник, немедленно отправился в путь. Но отец Пантелеимон был еще в пути, когда разразилась русско-турецкая война 1877-1878 годов. Корабль не смог причалить в сухумском порту, так как там уже находились турки. Тогда он отправился в Азов. Здесь отец Пантелеимон для исполнения церковных треб и оказания духовной помощи раненым на позиции Маура — Крюков — Дара вступил в Общество Красного Креста.

Он работал в госпитале Красного Креста простым санитаром, спас много раненых солдат, вытаскивая их прямо с поля боя. В госпитале его любили все: и раненые, и сотрудники. Немало трудов и скорбей пришлось ему пережить, но зато и пользы принес он много. Во всякое время дня и ночи являлся к тяжелобольным и раненым, стараясь по возможности, чем мог, облегчить положение страдальцев. Евангельское слово, исходя из его доброго, участливого, согретого любовью сердца, действовало на душу слушателей как чудодейственное лекарство.

Много страданий было облегчено им, много слез отерто словом любви и соучастия. С детской доверчивостью обращались к нему солдаты со всеми своими душевными и телесными скорбями и тяготами и оставались им утешенными, ободренными, примиренными с Богом и людьми. Какой запас самообладания надо было иметь отцу Пантелеимону при виде всех ужасов войны, тех нечеловеческих страданий, которые с ней неизбежно связаны, чтобы самому оставаться спокойным и тем самым укреплять других.

Однажды ночью, неся на своих плечах раненого русского солдата, он споткнулся обо что-то мягкое и, посмотрев внимательнее, увидел раненого человека. Это был турок. Ему снарядом оторвало ногу. Раненый, видимо, после того как сам себе перевязал ремнем ногу, впал в лихорадку и был без сознания. Но прерывистые стоны доказывали, что он был еще жив. Отец Пантелеимон перекрестился и, поправив свою «ношу», продолжил путь. Тут заговорил русский солдат, которого он нес: «Батюшка, оставь меня пока, я еще поживу, а этот долго не протянет, отнеси его в госпиталь».

— «Он же турок!» — вырвалось из уст отца Пантелеимона.
И вдруг его охватил ужас, его совесть от стыда сокрушилась, и он, положив раненого солдата на землю, заплакал: «Боже, прости меня! Вот и вся моя хваленая любовь. Ничтожество я!» Потом подошел к русскому солдату, поклонился ему до земли и, взяв его руку, начал целовать ее: «Благодарю тебя, брат, ты — святой человек, я не достоин быть даже твоим слугой. Ты открыл мне глаза на мое ничтожество и гордость. Прости меня, грешного». Изумленный солдат молчал. После этого отец Пантелеимон вернулся к раненому турку и понес его в госпиталь.

Ревностная служба отца Пантелеимона не осталась без награды. По окончании кампании он был Высочайше награжден орденом святой Анны III степени. Возвратившись затем на Афон, отец Пантелеимон на целых 32 года посвятил свою жизнь покаянию. У каждого встречного монаха или мирянина просил прощения и постоянно оплакивал свои грехи.

Он часто служил, справляя череду священнослужения и другие случающиеся требы. В последние годы жизни у него заметно стало падать зрение, и он вынужден был совсем оставить священнослужение и удалиться на покой. Восемь лет прожил отец Пантелеимон на покое, почти совершенно лишившись зрения и никуда не выходя из отведенного ему помещения при монастырской богадельне.

Однажды один паломник, узнав о его прошлой жизни, с удивлением спросил: «Как мог Господь наказать слепотой так Ему потрудившегося старца?» Услышав это, отец Пантелеимон ответил ему: «Слепота моя — не наказание, а награда. Будучи слепым для мира, я могу все время зреть на Господа. Ничем не отвлекаясь, могу быть с Богом любви беспрерывно. Это высочайшая награда, которую я хотел бы получить. Благодарю Тебя, Боже, за все!»

Богомыслие и молитва были единственным утешением старца, а большего он и не желал. Преставился отец Пантелеимон 12 (25) марта 1911 года. Кончина его была тихой и мирной. Всего потрудился он во славу Божью и на благо обители 52 года.

Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012