ПРОСТОТА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИТУРГИЧЕСКОГО И АСКЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА

/Митрополит Навпактский и Свято-Власиевский Иерофей (Влахос)/

Святой Николай Планáс* отличался блаженной простотой в поступках, в движениях, в манере поведения, во всей своей духовной жизни. Эта простота была и свойством его характера, но прежде всего она была отражением его литургического и аскетического опыта. Речь идет не только о внешних проявлениях простоты, но главным образом – о простоте, порождаемой цельностью и чистотой внутреннего мира.

Выделим несколько моментов относительно простоты святого Николая Планаса, а затем поясним их богословски и литургически. 

1. Святая простота 

Святой праведный Николай Планáс, пресвитер Афинский
Святой праведный Николай Планáс,
пресвитер Афинский; †1932
Изданная книга о святом Николае Планасе, которая является биографией святого, составленной его духовными чадами, монахиней Марфой и мирянкой Уранией Пападопулос, называется «Простой пастырь простых овец». Он был простым пастырем, который окормлял простой, безхитростный народ. Об этом свидетельствует вся книга. Так охарактеризовал святого приснопамятный Фотий Кондоглу во введении к этой книге.

И действительно, Николай Планáс был добрым пастырем, но вместе с тем и доброй, избранной овечкой великого Пастыря Христа. Своей простотой, незлобием, смирением он прославил своего великого Пастыря, который в то же время был и «Агнец как бы закланный» из Откровения Иоанна Богослова. Примечательно, что апостол и евангелист Иоанн в своем Евангелии сохранил для нас слова Спасителя: «Я есть Пастырь добрый» (Ин. 10:11). А в книге Апокалипсис апостол представляет нам этого Доброго Пастыря как закланного ягненка, принесенного в жертву за мир. В конечном же счете этот закланный Агнец становится Судией мира. Таким образом, Христос – и Пастырь, и Агнец, и все, кто соединяется с Ним, наследуют и оба эти Его свойства.

Фотий Кондоглу пишет об отце Николае: «Блажен его жизнеописатель. Но блажен и тот, кто читает это и радуется его благословенной простоте». Прост был батюшка, прост его жизнеописатель, простыми должны быть и те, кто читает о нем. Человек с лукавым и неверным сердцем да не дерзнет приступить к этой книге». Так же воспринимал святого Николая Планаса и Пападиамандис, потому и написал: «Я знал одного священника в Афинах, смиреннейшего из иереев и простодушнейшего из людей». И Фотий Кондоглу, биограф людей смиренных и простодушных, пишет: «Признак православного человека – простота сердца, порождающая веру». Биография святого Николая Планаса изображает его простым священнослужителем, который заботливо окормляет свою паству, терпит, любит, чье сердце горит любовью ко всему творению.

2. Простота сердца 

Апостол Павел призывает христиан к простоте, которая является основополагающим элементом жизни во Христе. Коринфянам он желает обогатиться этой простотой, благоугодной Богу: «…чтобы вы богаты были простотой, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9:11). Он безпокоится о том, чтобы христиане не были обмануты диаволом и чтобы их умы «не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3). Такая простота не есть внешняя добродетель, она связана с обновлением внутреннего человека, которое происходит в результате воссоединения со Христом. Для этого апостол Павел советует христианам повиновение, которое дóлжно совершать «в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф. 6:5).

Эта связь простоты с христианским образом жизни и сердечным опытом показывает, что простота христиан отличается от любой другой, понимаемой в широком гуманистическом смысле, простоты. Человек может быть прост в обхождении либо от природы, либо в силу характера, но это его естественное состояние, которое души не спасает. В Церкви простота связана со вторым, а не с первым рождением, это плод благобытия**, а не просто биологического существования. Так, человек может быть нищим и безграмотным, но при этом иметь высокий уровень самосознания, и может быть многогранным, всесторонне развитым, возможно, даже мудрым по мирским меркам, и вместе с тем, благодаря переполняющей его любви Христовой, он может быть прост сердцем и великодушен к ближним. Как может человек быть эгоистичным и горделивым, если, даже несмотря на свое негодное внутреннее устроение, он испытал на себе любовь и милосердие Божие?

Преподобный Паисий связывал простоту во Христе Иисусе со святой жизнью. Однажды он сказал о простоте: «Если это ребенок – он будет прост. Если святой – он будет прост». В другой раз сказал: «Чтобы познать тайны Божии, нужно совлечься ветхого человека и во что бы то ни стало вернуться в состояние Адама до грехопадения. Нужно быть безхитростным и простым, чтобы иметь непреклонную и веру и твердое убеждение, что нет ничего невозможного для Бога». И еще сказал: «Если человек прост и смирен сердцем, на него нисходит Божественное просвещение и он излучает свет».

Итак, простота, которая происходит от действия благодати Божией и при содействии Самого Бога, связана со святостью.

3. Богословие простоты 

Если мы хотим дать богословское обоснование простоты, отметим, что Бог есть прóстое существо, и поэтому человек, который соединяется со Христом, обретает и это блаженное качество – простоту.

Бог, согласно святым отцам, немногосоставен, Он – прост. Западное схоластическое богословие, чтобы сохранить учение о «Божественной простоте», ввело понятие actus purus (так называемой «чистой энергии»). Это еретическое мнение о том, что в Боге тождественны Его нетварная сущность и нетварные энергии, а в контакт со Своим творением и с человеком Бог вступает посредством тварных энергий. Еретическая теория о присутствии в Боге также тварных энергий было сформулировано с целью сохранения учения о «Божественной простоте», поскольку богословы-схоластики верили, что различие между нетварной сущностью и тварными энергиями в Боге вносит разделение в Его сущность и нарушает Его простоту.

Святитель Григорий Палама, опровергая это мнение, которого придерживался и Варлаам, учит, что сущность Божия проста и что Его нетварная энергия не нарушает этой простоты, поскольку не вносит никакого разделения в Его сущность, ведь Бог в нашем представлении «весь – благо, весь – мудрость, весь – справедливость и весь – сила». Кроме того, энергии Бога нераздельны с Его сущностью, они есть сущностное движение природы-сущности, почему и называются «энергиями сущности».

Таким образом, Бог есть прóстое существо, Он Сам есть – простота. Человек сложен, так как состоит из души и тела. Душа человека проста по своей природе, тогда как тело сложно, потому что состоит из различных элементов. Страсти – вот что делает душу многосложной. Когда человек освобождается от действия страстей, т.е. когда Божией помощью и своим собственным усердием преображает силы души до состояния естественного и сверхестественного и она исполняется благодати, – тогда, несмотря на сложность своего состава (душа и тело), этот человек становится прóстым существом по благодати. Значит, разделение вносит не отличие между «сущностью» и «энергией» Бога, а наличие страстей. Бог безстрастен, Он прост, человек же становится простым, соединяясь с Богом и преображая свою душу и тело.

Преподобный Максим Исповедник в своих трудах анализирует, каким образом человеку усваивается простота Христова, т.е. как сложное мышление становится простым и как человеческий ум отличает хистросплетение чувственных проявлений от собственно чувств и естественных сил души (гнев, вожделение), которые и порождают страсти.

Преподобный Авва Дорофей называет лживым того, кто «не простой человек, но двойственный». И поясняет, что двойственный (а не простой) человек тот, который «иной внутри, и иной снаружи, и жизнь его двойственна и лукава».

Итак, человек, который по силам подвизается, участвует в церковных таинствах и соблюдает заповеди Божии, шествует путем безстрастия, которое и является жизнью в простоте.

4. Духовный и литургический характер простоты 

Из биографии святого Николая Планаса становится очевидно, что его простота была не только естественной чертой его характера, но также и отражением его духовной жизни, т.е. безграничной любви к Богу и к ближнему. Ведь Бог преображает природные качества человека, одухотворяет их. Преподобный Иоанн Лествичник говорит о простоте святых, которая отличается от обычной человеческой простоты. По его словам, похвальна и блаженна простота, «которая бывает в некоторых от природы» и которая покрывает и хранит нас от переменчивости и страстей, но еще блаженнее та простота, которая приобретается болезненными усилиями, кровью и пóтом, что приводит к совершенному смирению и кротости.

Простота, по Лествичнику, неразрывно связана с кротостью, так как «кроткая душа – престол простоты». Наконец, простота определяется им как «утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству». Такую простоту имел Адам до грехопадения, так как «первое свойство детского возраста есть безразличная простота» [«Лествица», слово 24-е].

Вот такая блаженная и «чуждая всякого различия», детская простота во Христе была присуща и святому Николаю Планасу. Она была плодом его любви к Богу и общения с Ним. Этим объясняется его простодушное поведение и нелицеприятная любовь ко всем. Исходя из этого и следует понимать то, что во время Божественной литургии его видели то поднимающимся над землей, то окруженным Божественным сиянием, то в сослужении Ангела Господня, всегда в величайшем смирении и простоте.

* * * 
Как видно из вышесказанного, святая простота отца Николая была результатом посещения благодати Божией, о чем свидетельствуют следующие факты.

1. Он весь был проникнут духом Божественной Евхаристии – духом крайнего смирения Христова, Его страданий, крестной смерти, Его погребения, сошествия во ад и Воскресения. Дух Божественной литургии есть дух освобождения, воздаяния, жертвы. Литургия – это ядерный реактор, который выводит из строя все обычные термометры.

2. Простота отца Николая исходит также от бдений, т.е. принесения им в жертву Богу своего ночного сна. Он глубоко возлюбил бдения, потому что в ночное время душа человека, особенно молящегося, входит в другой ритм, приобщается жизни Адама до грехопадения, равно как и эсхатологического человека, слышит колокол вечности, внимает глаголам неизреченным.

3. Отец Николай Планáс усвоил себе предельную простоту, смирение, кротость, нестяжание и чистоту жизни, присущие немногим отшельникам на Афоне и тем монахам, которых воодушевила атмосфера пýстыни Святой Горы. Разумеется, речь идет не о тех афонитах, которые обмирщились и отреклись от святой простоты. Настоящий святогорец принимает каждого человека как святого, по слову Патерика: «Если ты видел брата своего, значит ты видел Бога».

Святитель Григорий Богослов, говоря о своем отце по плоти, описывает его как человека, обладающего простотой Христовой. Говорит, что Григорий старший, его отец, был «высочайшим по образу жизни и смиреннейшим по образу мыслей». И насколько он был недосягаем в добродетели, настолько же был доступен каждому в общении. Главной добродетелью, которая характеризовала его и которую многие не любят, была простота, нрав безхитростный и незлобивый. По-видимому, эта простота была тесно связана с прямотой его характера и незлобием. Простота во Христе истинна и постоянна, тогда как в мире «все фальшиво и переменчиво».

Вот такая глубина духовной жизни и сформировала святого Николая Планаса. Он был научен благодатью Божией и потому был не сложным человеком, но простым, не фальшивым, но истинным, не переменчивым, но постоянным, вне времени. Он пребывал в простоте, какую имел Адам до грехопадения и какую будет иметь человек в конце времен.

Он покинул нашу землю яркой звездой, показав нам лишь отблеск сияния простоты вечной жизни. Жизни, в которой упразднится все сложное и жизнь во Святом Духе соделается совершенно простой, поскольку в вечности будет лишь «Аллилуия», глаголы неизреченные, ангельское «терирем»*** – не просто краткосрочное бдение, но воистину жизнь в Боге, в сиянии Трисолнечного Божества. 

Перевод с новогреческого – Наталии Кривенко

Примечания (от переводчика):
Святой праведный Николай Планáс (†1932), пресвитер Афинский, известный своим пастырским служением, ежедневным совершением Литургии в течение почти 50 лет, помощью нуждающимся. 
** Благобытие (εὖ εἶναί) – в христанском богословии и святоотеческой литературе – нравственно-благое бытие и блаженство, достигаемое сознательным волевым выбором свободного разумного существа (ангела, человека).

*** Териремы (или ториремы) – пение ангельских хоров, то, что боговдохновенные молитвенники смогли вместить во время озарений. Отчётлива параллель со словами апостола Павла о «неизреченных глаголах», слышимых в горних обителях.

*  *  *
Источник – текст на греческом языке: