«МОЛИТВА ТРЕБУЕТ УСИЛИЯ, ТРЕБУЕТ БОРЬБЫ…» 

/Блаженной памяти герондисса Харифéя (†2000), игумения монастыря св. Ираклидия, Кипр*/

Часть 1-я
  Герондисса Харифея. Фото 1966 г.
Когда мы спросили Герондиссу, каким образом человек может избежать искушения леностью в молитве, она сказала: 

– Нужно быть искусным, чтобы понуждать себя, чтобы заставить себя протянуть хотя бы одну чётку. Зато потом ты не сможешь остановиться, пройдешь и второй круг, и третий. Блаженство! Христос не оставляет тебя! Сама молитва учит, как нужно молиться, и не нет особой нужды в учителе, если тобой движет любовь к Богу.

Смиренно просите Бога: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне спастись. Научи меня молиться, научи соблюсти себя в чистоте пред Тобою, Боже мой. Господи Боже наш, мир Твой даждь нам. Созижди нас, Господи. Соделай нас чадами Твоими, Боже. Даруй мир душам нашим».

Так, умоляя Бога соделать нас Его чадами, восставить нас, откроем Ему свои сердца, чтобы Он сотворил Себе в них жилище. Бог не приходит, если мы не зовем Его, потому что Он уважает человеческую свободу.

Душевный мир – это плод благодати Божией, он водворяется только в смиренных и чистых сердцах. К сожалению, сегодня души человеческие растревожены и очень нуждаются в этом Божием мире. И конечно же, мир душевный – обязательное условие любого духовного труда. Будем молиться Богу мирно, неторопливо. Так потихоньку человек научается молитве.

Однако необходимо упорство, так как молитва не должна ограничиваться только временем, отведенным для нее, она должна быть непрестанной. Неужели, находясь в церкви столько часов, мы не молимся? Ведь слушаем и читаем – с книгой в руках, с четками за поясом – о трудах и подвигах святых отцов, которые служили Богу и в голоде, и в холоде, и в нищете, в скорбях и мучениях. Если мы считаем, что, исполнив определенное правило, мы вольны суетиться и хлопотать о всевозможных вещах, то нам еще далеко до монашества.


Молитва требует усилия, требует борьбы, но это нечто совершенно индивидуальное, и каждый человек может молиться Богу, как хочет, как ему удобно. И даже когда человек достигает истинной молитвы и богообщения, его сердце не в состоянии прекратить ежеминутно призывать Господа. 


Когда мы сказали, что не имеем умиления в молитве, Герондисса ответила:

– Эх, сестра, если ты только представишь, если возьмешь во внимание, хотя бы на минуту, страдания Христовы, неужели не придешь в умиление? Ведь это не мелочь какая: Сам Бог взошел на крест!

На каждой Божественной литургии я вижу Христа, причащающего святых апостолов, я переношусь на место Его Святых Страстей, размышляю о Его безконечном милосердии и смирении по отношению к Своему созданию, – и плачу. Может ли человеческое сердце не сокрушиться, не преклониться, не разрыдаться от любви и умиления перед таким Богом? Думайте так – и увидите, как слезы потекут рекой, когда будете молиться. Постараемся так подвизаться и, если Богу будет угодно, если Он соблаговолит, у нас будут и слезы, и умиление в молитве.

Но никогда не теряйте надежды. Бог велик и преисполнен любви. Мы не должны забывать, что Он пришел в мир во плоти, чтобы мир мог спастись Им.

Перевод с новогреческого – Наталии Кривенко

* Наставления записаны сестрами обители и опубликованы в книге «Блаженная герондисса Харифея» (Монастырь св. Ираклидия, Левкосия, Кипр, 2015 г.)

*  *  *
Источник  текст на греческом языке:
Герондисса Харифея у ворот монастыря Герондисса Харифея. Блаженная кончина (2000 г.)