Понт, Южное Причерноморье, край суровых гор и бурных потоков, родина такого же, как ты сам, сурового и прекрасного древнего народа – понтийских греков… Сколько святых дал ты миру и небу – от великих и славных на весь христианский мир, вписавших имена свои навечно в историю человечества, до скромных и незаметных,
жизнь которых не известна никому, кроме Бога, да еще, может быть, ближайших родственников и друзей.
Словно драгоценные жемчужины, скрывал ты их в своем лоне, чтобы однажды – если Господу будет угодно – явить миру неяркий, но такой светлый и теплый, негасимый огонь их святости, их жизни и любви…
жизнь которых не известна никому, кроме Бога, да еще, может быть, ближайших родственников и друзей.
Словно драгоценные жемчужины, скрывал ты их в своем лоне, чтобы однажды – если Господу будет угодно – явить миру неяркий, но такой светлый и теплый, негасимый огонь их святости, их жизни и любви…
Среди этих последних была и праведница последних лет – преподобная София, верная жена, искренняя подвижница, истинная дочь Церкви и православного Понта.
…София родилась в 1883 году в небольшой горной деревне Центрального Понта, под городом Ардаса Трапезундской митрополии. Девочка была очень красива: карие глаза, благородный овал лица, светло-каштановые с рыжинкой волосы, такие густые, что вместо одной косы, обычной для незамужней понтийки, София заплетала целых пять длинных кос, спускавшихся почти до земли.
Это был настоящий идеал понтийской красавицы, многократно воспетый народной поэзией, и потому неудивительно, что у Софии не было недостатка в женихах. Родители девушки, Аманат и Мария Саулиди, могли выдать дочь за любого красавца, умницу и богача, какого пожелает их сердце – выбор был велик.
Но, к удивлению и недовольству многочисленных родственников, они не спешили: желая для любимой дочери не просто благоустроенной, сытой жизни, статуса замужней женщины и многочисленного потомства, а настоящего христианского брака, эти искренние христиане приняли решение, исключительное и почти невероятное для традиционного горского общества тех лет – подождать, пока София сама не выберет себе мужа по сердцу.
София же, как настоящая дочь своих родителей, относилась к выбору серьезно – брак был для нее вечным союзом, единением душ, который не построишь с первым попавшимся смазливым пареньком. Она ждала, приглядывалась, молилась Христу, Которого горячо любила и Которому привыкла доверять с раннего детства – и оставалась незамужней даже в 23 года, хотя обычным возрастом для замужества считались на Понте 12-16 девичьих лет.
Наконец, на двадцать четвертом году жизни выбор был сделан. Избранником Софии стал Иорданий Хотокуриди, такой же, как она сама, благочестивый христианин. В 1907 году была сыграна свадьба, и молодые уехали на родину мужа, в деревню Тогрул. В 1910 году у них родился долгожданный ребенок.
Эти годы были затишьем перед бурей, которая должна была вскоре разразиться над многострадальной понтийской землей – и коснуться всех без исключения, в том числе и маленькой, но с такой любовью выстроенной семьи Иордания и Софии…
Еще в 1908 году к власти в Османской империи пришла партия младотурок, провозгласившая лозунг «Турция – для турок!» А уже в сентябре 1911 года на младотурецкой конференции открыто обсуждался вопрос об уничтожении этнических (особенно христианских) меньшинств страны, к которым в первую очередь относились греки и армяне.
Конечно, Иорданий и София, простые сельские жители, не знали об этих политических дебатах; их занимало личное горе – в 1912 году из-за несчастного случая погиб их малыш. Страшной бедой была для родителей гибель единственного ребенка – но, как стало ясно всего через два года, даже эта ранняя смерть была много лучше тех ужасов, через которые вскоре предстояло пройти понтийцам от мала до велика.
В 1914 году началась Первая Мировая война; Османская империя вступила в нее на стороне Германии. Сразу же после этого начались репрессии: под предлогом «неблагонадежности» множество мужчин-понтийцев от 18 до 50 лет под конвоем отправили в так называемые «рабочие батальоны» («амеле табуру») вглубь Малой Азии.
На деле это были концентрационные лагеря, где людей заставляли трудиться в нечеловеческих условиях, практически без пищи, воды и медицинской помощи. Наказанием за малейшую провинность был немедленный расстрел.
В «амеле табуру» погибли тысячи понтийцев, а также представителей других христианских народов. Среди сгинувших без вести в этих лагерях смерти был и муж Софии, Иорданий, которого забрали на работы одним из первых.
Казалось бы, после такого двойного горя – потери мужа и ребенка – София должна была либо сломаться, отчаяться, либо, наоборот, постараться поскорее забыть прошлое, начать новую жизнь: она была все еще очень красива, и многие завидные женихи были бы не прочь повести под венец молодую вдову. У нее могла бы быть новая семья, дети…
Но София приняла другое решение. Мрачные волны отчаяния она отражала молитвой и верой в то, что Иорданий – на небесах, вместе с их ребенком, и когда-нибудь все они вновь встретятся, чтобы никогда уже не разлучаться. А раз так – разве можно было изменить супругу, с которым по доброй воле соединилась навсегда, разве можно было предать их любовь?
Понтийские мужчины уходили в горы, в партизанские отряды, чтобы защищать родную землю. Оставив все, ушла в горы и София – в монашеской рясе, чтобы молиться об Иордании, об их ребенке, о себе и обо всем своем страдающем народе.
Как она жила в этих диких горах, совершенно одна, в то время, когда вокруг шла война? Этого никто не знает. Но молитва ее благоуханием возносилась к небесам, и силу этой молитвы ощутили на себе жители окрестных деревень.
Как-то раз во время молитвы Софии явился святой Георгий Победоносец – один из наиболее почитаемых святых в этом краю воинов. Георгий сказал Софии, что к деревне Лечух, расположенной у подножия той горы, где она подвизалась, приближается шайка «четов» (вооруженных бандитов, неофициально поощряемых турецким правительством и нещадно вырезавших христианское население).
София бросилась в деревню, предупредить людей – и они успели вовремя уйти в горы, чудом спасшись от страшной гибели.
София во всем разделила судьбу своего народа – в том числе и его изгнание. В 1919 году, вместе с теми, кому удалось спастись от резни, она покинула родину и на переполненном беженцами корабле «Святой Николай» отправилась в братскую, но все же неродную и неласково встречавшую беженцев страну – в Грецию.
По дороге корабль попал в страшную бурю, так что даже сам капитан уже потерял надежду спастись. Но каким-то чудом судно благополучно добралось до берега; и капитан, перекрестившись, громко объявил перепуганным пассажирам: «Видно, среди вас есть праведник, ради него Господь нас и помиловал!»
И тут кто-то указал в самый дальний угол палубы: там сидела, скорчившись, София, не перестававшая молиться о спасении своих спутников в течение всего нелегкого пути…
Несколько лет после этого София жила со своими юными племянниками, оставшимися без родителей, заботясь о них, как о своих собственных детях. В 1927 году, когда мальчики уже выросли и стали самостоятельными, Софии во сне явилась чудная Жена, сказавшая ей: «Твой дом не здесь, а у Меня – приходи ко Мне!» «Кто Ты, и где Твой дом?» – спросила удивленная подвижница. «Я живу в Клисуре» – был ответ, и видение пропало.
Оказалось, что в Клисуре – горном селе в Северной Греции, на границе областей Кастории, Флорины и Козани – был женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. И именно Она, Хозяйка и Игуменья обители, звала к Себе Софию…
С этих пор София поселилась в Клисуре. Она вела строгую подвижническую жизнь в непрестанной молитве и трудах, думая о Боге, заботясь о ближних и, казалось, совершенно забывая о себе: у Софии не было даже собственной кельи, она спала на полу у каменного очага в монастырской трапезной, где по ночам, особенно зимой, бывало очень сыро и холодно.
Одежда подвижницы была крайне скудной и бедной, София носила ее до тех пор, пока вещи окончательно не расползались от старости, и в любую погоду, зимой и летом ходила босиком. Если же кто-нибудь, пожалев ее за нищенский вид, дарил Софии хорошую, новую, теплую одежду, подвижница немедленно передаривала ее какому-нибудь бедняку.
Свои некогда прекрасные и по-прежнему густые волосы София не мыла и не расчесывала с тех самых пор, как овдовела, так что они свалялись в настоящий войлок – но, несмотря на это, от волос Софии и от всего ее тела и нищенской, грязной одежды исходило тонкое благоухание, как от цветка.
Ибо София уже при жизни стала цветком райского сада; суровые же условия жизни и выпавшие на ее долю страдания отнюдь не сделали ее мрачной и замкнутой – напротив, знавшие Софию вспоминают, что подвижница была всегда радостной, благодарной Богу за все, и обычной ее присказкой было «Сердце мое радуется!»
Эту радость и искреннюю любовь к Богу и Его творениям чувствовали не только люди, но и бессловесные животные. Вокруг монастыря простирались тогда дикие леса, где жило множество зверей – в том числе таких больших и опасных, как медведи и волки. И все они были друзьями подвижницы, тянулись к ней так же, как, вероятно, тянулись звери к Адаму и Еве еще до грехопадения.
Вряд ли София, выросшая в глухой горной деревне, слышала о преподобном Серафиме Саровском; но так же, как и к преподобному Серафиму, к ней приходила из леса дикая медведица, которую София кормила хлебом, а та в знак благодарности и любви лизала ей руки и ноги.
Часто можно было слышать, как подвижница зовет свою дикую любимицу: «Руся, Руся (Рыженькая), на-ка, покушай хлебца!» На подушке Софии ночевали змеи, и не было случая, чтобы они укусили саму подвижницу или кого-либо из сестер и паломников. А когда София молилась, вокруг нее с веселым щебетом кружились стайки птиц.
Любовью Христовой дышала вся вообще жизнь Софии. Никогда и никого она не обидела и не огорчила, хотя и была строга в вопросах веры и жизни по вере, не делая уступок «миру сему».
Для каждого приходившего к ней находились у нее особые, нужные именно этому человеку в этот момент слова – и часто бывало, что люди, пришедшие в Клисуру с мрачным лицом и мрачной душой, отягощенной грехами, покидали обитель просветленными, чувствуя, что за спиной у них словно вырастают крылья надежды и чистоты.
А приходили к Софии многие: окрестные жители глубоко уважали ее за духовную мудрость и почитали святой, хотя сама подвижница этого очень не любила и всегда называла себя обыкновенной грешницей. Тем не менее, она никогда не отказывала приходившим в помощи – ибо была уверена, что любая помощь исходит не от нее самой, а от Бога, и она – лишь орудие в Его отцовских руках.
Особое участие принимала София в судьбе девушек, согрешивших блудом; она утешала их, говорила, что после искреннего покаяния они не должны больше упоминать о своем прошлом грехе – ведь Сам Господь простил их в Таинстве Исповеди – наставляла их в чистой жизни и подыскивала для них хороших женихов, с которыми бывшие грешницы могли бы построить настоящую христианскую семью.
Часто бывало, что через несколько лет эти девушки – теперь счастливые супруги – вместе со своими мужьями приходили в монастырь, чтобы просить подвижницу стать крестной матерью их новорожденных дочерей.
Того же хотели и многие жители окрестных деревень, так что и сейчас самое распространенное женское имя в этих краях – София, по имени преподобной крестной. А когда однажды Софию попросили выбрать имя для новорожденного мальчика, она назвала его так, как еще никогда никого не называли здесь: Иорданием…
Преподобной Софии не чужд был и подвиг юродства. Так, например, когда в 1922 году в Греческой Православной Церкви был введен новый календарь, и на этой почве произошел раскол, подвижница начала поститься сразу по двум календарям: новому и старому. Таким образом она хотела показать, что календарь не имеет значения для веры: главное – хранить верность Богу и Церкви, любить ближних и не вводить их в соблазн.
На этом фоне особенно смешно и возмутительно выглядят попытки греческих раскольников-старостильников выставить праведную старицу сторонницей раскола. Известно, что еще при жизни Софии не стесняющиеся в средствах раскольники пытались похитить ее, дабы прикрывать свою раскольничью деятельность ее именем.
Похищение не удалось, зато после кончины старицы старостильники начали распространять лживые слухи, будто София отвергала каноническую Церковь, не посещала ее храмы и никогда не причащалась.
К счастью, имеется множество свидетелей, подтверждающих, что старица, напротив, была верной дочерью канонической Церкви и, как когда-то на родном Понте, старалась как можно чаще бывать за богослужением и приобщаться Святых Христовых Таин. Почаще причащаться советовала она и приходившим к ней.
Иногда люди записывали то, что говорила им подвижница – и потому у нас теперь есть возможность услышать ее собственный голос. Сделаем же это!
Наставления преподобной Софии
«Страх Божий делает человека мудрым. А что такое страх Божий? Это не значит, что Бог тебе страшен, а значит, что ты боишься огорчить другого, навредить ему, обойтись с ним несправедливо, осудить его. Это и есть мудрость. Стяжи сперва ее, а уж дальше Бог просветит тебя, что делать».
«Сделали мы доброе дело – и тут же говорим, что это мы сделали. А чьей силой мы его сделали? Силой Божьей. Благословил тебя Бог, и ты сделал доброе дело».
«Когда оставляешь все на волю Божью, дела устраиваются сами собой».
«Много не болтайте; пусть будет мало слов, зато каждое – благодатное. Любите Бога, и сердце ваше будет сиять как солнце».
«Будьте терпеливы, будьте терпеливы, великое терпение нам нужно!»
«Родители, учите своих детей – и девочек, и мальчиков – блюсти честь, хранить чистоту до брака, идти по Христовому пути. Когда священник во время венчания раскрывает Евангелие, Христос посылает ангела увенчать девство».
«Горе, горе, время грядет, когда на всей земле не найдешь девства. Молит Богородица за нас Своего Сына. А мальчики все не каются в своих грехах…»
«Прибегайте все, большие и маленькие, к Богородице, если любите Бога, прибегайте к Богородице!»
«Во-первых, почитайте Бога, во-вторых, Богородицу, в-третьих, ангелов, в-четвертых, апостолов, затем – святых. Все апостолы Христу сораспялись».
«Слова уст ваших пусть благоухают, как розы и базилик. Свекрови, покрывайте любовью грехи невесток, старики, покрывайте любовью грехи молодых! Молодежь, соблюдайте Слово Божие, храните его в сердце; пусть на устах ваших будут розы, а в устах – святое вино Причастия, чтобы вам всегда пребывать с Богом!»
«Кто терпелив, тот благословен. Кто терпелив, как солнце просияет. Великое терпение нам нужно!»
Все это были не просто правильные слова: старица София действительно жила так, как учила других. Ее любовь к Богу и доверие Ему как Отцу были по-детски искренни и безграничны – и Он действительно не оставлял Свою верную дочь. Наиболее ярким свидетельством этого стал следующий чудесный случай.
В 1967 году, когда Софии было уже 84 года, она тяжело заболела. На животе у нее образовалась опухоль, из которой сочилась гнилостная жидкость, подвижница испытывала страшные боли. Впоследствии врачи говорили, что это, вероятнее всего, был аппендикулярный абсцесс.
Священник и сестры обители хотели немедленно позвать врача, но старица неожиданно отказалась. «Мне поможет Богородица, Она обещала» – с детской непосредственностью отвечала София на все уговоры.
Восьмого сентября, на Рождество Пресвятой Богородицы –престольный праздник Клисурской обители, Софии стало совсем плохо. Она лежала без сознания, стонала и все шептала запекшимися губами: «Богородица… Богородица…»
Сестры, несмотря на ее отказ, все же вызвали врачей, и те, осмотрев больную, сказали, что ей необходимо срочное хирургическое вмешательство. Но был уже поздний вечер, отправиться в город прямо сейчас по диким горным дорогам было невозможно, а делать операцию прямо в монастыре, без инструментов и соответствующих условий, врачи не решались – среди них не было профессионального хирурга. Пришлось ждать утра.
Утром же монастырь облетела весть – произошло чудо! София, совершенно здоровая, умывалась у источника. Подошедшим сестрам она показала шов на животе, как от хирургической операции – но вела она себя при этом как совершенно здоровый и бодрый, а не только что прооперированный человек!
Прибывшие, наконец, из города врачи-хирурги подтвердили, что София действительно здорова. А от всего ее тела исходило благоухание, будто от ладана.
Впоследствии старица сама рассказала, что с ней произошло, и ее рассказ был записан на магнитофон. Той ночью ей явилась Богородица в сопровождении Архангела Гавриила и святого Георгия Победоносца. «Готовься, сейчас мы тебя разрежем», сказал ей Архангел. «Я грешница», ответила София, «позвольте мне сначала исповедаться, причаститься, а потом уж и режьте!» «Не бойся, ты не умрешь», был ответ, «мы сделаем тебе операцию».
Обо всем этом старица говорила, как о чем-то совершенно обычном, само собой разумеющемся. Ведь Богородица обещала ей помочь – вот и помогла!
После этой чудесной операции София прожила еще около семи лет. Скончалась старица 6 мая 1974 года, и кончина ее была мирной. Праведницу отпевали четырнадцать священников и архимандритов, съехавшихся со всей области; попрощаться со своей духовной матерью пришло и множество мирян и монахов.
Когда же спустя восемь лет могилу Софии, по греческому обычаю, открыли, чтобы перенести останки в костницу, сухие кости преподобной источали благоухание.
Почитание Софии как местночтимой святой началось сразу после ее кончины – ведь и при жизни ее считали истинной праведницей. Официально же причислена к лику святых она была 8 декабря 2011 года. И в следующем году, в день ее блаженной кончины – ставший отныне днем ее памяти – в Клисуре было торжественно совершено первое богослужение в ее честь.
…Рассказывают, что после похорон Софии стайки птиц еще долго прилетали в монастырскую трапезную, где она когда-то жила. Но они искали не крошек на подоконнике, которые раньше сыпала им подвижница: птицы садились на фотографию Софии, которую сестры повесили на стене, и ласково постукивали клювиками в стекло, будто понимали, чьи глаза улыбались им с портрета…