«ПРЕПОЯШЕМСЯ ЛЮБОВИЮ…»
/Духовные наставления блаженной памяти герондиссы Харифéи (+2000), игумении монастыря св. Ираклидия, Кипр* /

Часть 3-я

Герондисса часто подчеркивала, что любой подвиг приносит плоды только если совершается во имя любви, потому что Бог есть Любовь и из всех духовных упражнений терпение и любовь к ближним угодны Ему более, чем многие коленопреклонения, посты и ночные бдения. Конечно, и это все важно и необходимо для нашего духовного становления, но все-таки не является первостепенным в нашей жизни. 

Таким образом Герондисса побуждала нас подвизаться в стяжании, насколько это в наших силах, любви Христовой; все да совершается во имя любви, а не для отвода глаз. И в то же время матушка наставляла и поощряла нас к умерщвлению плоти, не взирая на утомление, недомогания и боль, потому что таким путем душа легче смиряется и быстрее становится послушливой.

Старшие сестры в монастыре вспоминают:

– Если Герондисса видела, что какая-либо сестра имеет дерзновение и усердие, то благословляла ее на различные подвиги, даже если сама она, по причине множества проблем со здоровьем, не могла их понести. И тем не менее, она помогала каждой из нас в нашей брани – прежде всего молитвой, а также советом и поддержкой.

– Помню, однажды, – вспоминает другая сестра, – Герондисса собственноручно пошила мне власяницу, чтобы я носила ее на голое тело, и предупредила: «Смотри же, чтобы никто из сестер не узнал об этом, ибо мы подвизаемся исключительно ради Христовой любви». Я просила еще больше подвигов для себя, но Герондисса, со свойственной ей рассудительностью, ответила: «Подожди, пока окрепнешь, потому что начнутся искушения, враг воздвигнет против тебя зависть и поношения, а ты не выдержишь этого».

Герондисса также говорила о ценности физических нагрузок.

– Маленький характерный пример, свидетельствующий о том, что, хоть и прошли годы, память о матушке не ослабевает среди старших сестер обители. В первые годы в монастыре не было отопления. Зимой температура опускалась очень низко, и паломники, движимые любовью, принесли нескольким сестрам обогреватели. Сестры, естественно, не пользовались обогревателями в своих келиях, потому что их не было ни у игумении, ни у других сестер. Этот вопрос обсуждался на общем собрании – и я до сих пор помню слова Герондиссы, которые свидетельствуют о ее подвижническом духе:

«Сестры, я выскажу свое мнение, а вы скажите, если будете не согласны. Первые монахи совершали столько подвигов, чтобы доказать Богу свою любовь, а мы? Не будем мерзнуть, не будем алкать, не будем жаждать, не будем то, не будем другое… Ну ладно, только посудите сами – как нам тогда подвизаться? Ведь что такое, в сущности, обогреватель? Утешение для тела. Однако же тот, кто получает телесное и другие утешения, лишается величайшего из утешений – любви Божией. Вот я и думаю: если сестра мерзнет – пусть кладет поклоны, чтобы согреться. Хороший повод, чтобы увеличить количество поклонов и подвизаться с большим усердием. Я на вас не давлю. Вы сами должны решить. Но помните: Богу угодно, чтобы мы понуждали себя ради любви к Нему...»

Конечно, с течением времени, когда изменилось общее направление развития монастыря, мнение Герондиссы в отношении данного вопроса изменилось. Первые годы были более суровыми, и она старалась передать сестрам дух трудолюбия и подвижничества. Но в последствии она сама отмечала, что развитие технологий хорошо и полезно, когда мы пользуемся ими, а не они пользуются нами, и когда мы можем с их помощью прославлять Бога.

Герондисса пребывала в постоянном служении и охотно изнуряла себя, чтобы облегчить труды других. Ее великое трудолюбие было ежедневным ярким примером для сестер. Она терпеливо помогала всем в послушаниях, не обращая внимания на усталость и свое слабое здоровье, и всегда была опоясана «лентой Христовой» – так по-особенному она называла свой передник. Как Христос препоясывался, чтобы омыть ноги Своим ученикам, так и мы препоясываемся любовью, чтобы заботиться и быть в услужении каждой сестре, которая нуждается в нашей посильной помощи.

Еще Герондисса говорила нам:

– Всегда радуйтесь! А вы исполнитесь радости, если не будете всюду ставить себя на первое место. Апостолы ни во что вменяли свое служение. Будем же и мы изо дня в день смирять себя, чтобы становиться лучшими, совлекаясь ветхого человека с его страстями и похотями.

Порой я слышу от вас отговорки: «Как я сделаю это, если это ее послушание?» К примеру, не раз я проходила по коридору и видела под стенкой поднос с угощениями. Наверное, какая-то сестра привечала посетителей, а потом оставила по невнимательности или по халатности. Но ведь сколько сестер проходили по коридору с того времени – и ни одна не изволила убрать поднос. Так не должно быть, сестры, умоляю вас! Монастырь – это наш с вами дом. Хотелось бы, чтоб каждая чувствовала себя здесь хозяйкой. Богу угодно, чтобы мы заботились о Его доме, который является также и нашим домом.

Я всегда держу в памяти стихиру из «Параклитика»** (глас варис), весьма душеполезную: «Оле чудесе́, я́ко сокро́вища му́ки предвосхища́ху!»*** Сокровища мучеников – их страдания. И мы обязаны так же относиться к своим трудам. Постараемся же воспользоваться возможностью облегчить тяготы хотя бы одной сестры. Монастырь – это наш дом, и мы должны заботиться о его благолепии. Каждая вещь должна быть на своем месте. Однако для этого необходим труд и самопожертвование. Мы же нередко пренебрегаем всеми этими простыми вещами – уж какое тут мученичество?!

«Оле чудесе́, я́ко сокро́вища му́ки предвосхища́ху!» Вот как нужно подвизаться! Мы должны всегда обращать свой мысленный взор к подвигам святых мучеников и помнить, что они так же, как и мы, имели бренные тела, но их великая любовь к Богу придавала им силы и мужество претерпевать любые временные муки.

Давайте сравним нашу жизнь с жизнью мучеников. Подвизаемся ли мы так, как они? Предаемся ли мы Богу всецело, как они? Это смысл духовной жизни. И это – неописуемая радость!

Давайте же оставим свой эгоизм и потерпим приключающиеся напраслины и скорби во имя любви Христовой. По мере возрастания любви нам будет все легче переносить невзгоды, а в словах Священного Писания мы всегда найдем путь к духовному взаимопониманию и предотвращению конфликтов. Я бы сказала, что это и есть монашеское устроение. Во всеобъемлющем его смысле.


Перевод с новогреческого – Наталии Кривенко

* Наставления записаны сестрами обители и опубликованы в книге «Блаженная герондисса Харифея» (Монастырь св. Ираклидия, Левкосия, Кипр, 2015 г.)

** «Параклитик» – богослужебная книга, в которой содержатся каноны и тропари всех дней недели, составленные для восьми гласов церковного пения; в греческих церквах это полная версия Октоиха [прим. переводчика]

*** В субботу утра: На хвалитех, стихиры мученичны, глас 7

*  *  *
Источник  текст на греческом языке: