АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ ЧЕЛОВЕКА И ХРАМА

/также и о том, можно ли молиться в храмах, захваченных еретиками/

Есть одна интересная история из жизни старца Назария. Однажды старец путешествовал со своим учеником и маленьким извозчиком, который погонял их лошадь. В субботу они прибыли в некую деревню, где им пришлось остановиться, так как было уже поздно. Попросились переночевать у сельского священника.

Священник принял гостей с радостью и долго беседовал с о. Назарием, которого высоко ценил. Кода пришло время начинать воскресное всенощное бдение, о. Назарий заметил, что священник не готовится к нему, и спросил его:

– Отче, ты прочитаешь последование бдения в воскресенье утром?

Священник ответил, что служит Литургии очень редко, и что не собирается служить завтра.

– Никто из моих прихожан не приходит в храм даже в праздники. Они собираются у ворот церкви только когда гуляют. Даже не смотрят в сторону храма. Храм всегда пуст. Их отношение к церкви настолько охладело, что и сам я заразился этим, разленился, думая: «Если они все равно не приходят в храм, для кого я буду совершать Литургии?»

Отец Назарий сказал, что это большая ошибка, уловка врага нашего спасения, и продолжил:

– Если твои прихожане и не исполняют свои важнейшие обязанности, то ты, их пастырь, обязан исполнять свои неукоснительно. Храм Божий никогда не остается пустым. С момента его освящения в нем присутствует Ангел-Хранитель. Даже если на Литургиях, которые ты совершаешь, нет прихожан, храм всегда полон Ангелами-Хранителями их душ. Потому что за каждой Божественной литургией Ангелы Божии, пылая любовью к Господу, все собираются вместе и воспевают Ему гимны благодарения. Они наполнят храм, когда ты будешь служить.

Если ты сам будешь с дерзновением исполнять свои обязанности ради спасения душ своих прихожан, если будешь молиться за свою паству, тогда Господь отогреет их сердца, обратит их на путь покаяния и молитвы. Ради твоих молитв Он повелит Ангелам-Хранителям приступить к их душам, побудить их к молитве, внушить им ревность к Божественной литургии, которую ты совершаешь в храме, принося за них Богу безкровную жертву во время евхаристии.

Глубоко растроганный мудрыми словами о.Назария, священник ответил:

– Геронда, помоги мне, наставь меня, и я постараюсь делать так, как ты советуешь.

Отец Назарий сказал:

– Очень хорошо. Пойдем в храм. Распорядись, чтобы зазвонили в колокола, и пусть чтец готовится к всенощному бдению.

Колокол зазвонил к бдению и началась служба. Действительно, сначала в храме никого не было. Но затем собралось около десяти пожилых мужчин и женщин.

Отец Назарий читал шестопсалмие, а его ученик, отец Иларион, – кафизмы. После чтения Евангелия его положили в центре храма и отец Назарий с отцом Иларионом подошли, чтобы поклониться ему и приложиться. Однако другие присутствовавшие в храме не стали делать того же – по неведению. Геронда подошел к ним и объяснил, какую благодать получает человек, прикладываясь к Святому Евангелию. Тогда и люди подошли, поцеловали Евангелие и поблагодарили геронду.

Отец Назарий побеседовал с ними и посоветовал рассказать и тем, кто остался у них дома, и соседям, насколько душеполезно участвовать в Божественной литургии, как человек освящается, поклоняясь и прикладываясь к Евангелию и святым иконам в церкви.

Храм – наш второй, небесный дом, в сущности – наш первый дом, потому что наши земные дома рано или поздно обветшают и «прикажут долго жить»… если мы первыми не «прикажем долго жить».

Сейчас мы не приносим Богу вещественных жертв, как в Древнем Израиле, – овец, козлов и волов, других четвероногих и двуногих. Тогда, по словам Василия Великого, богатые имели преимущество. Сейчас же мы приносим в жертву частичку самих себя, отдаем Богу свои сердца, славословим Его, благодарим («жертва хваления»), а это, согласно тому же святому Василию, угоднее Богу, чем множество всесожжений.

*  *  *
Два важных вывода следуют из истории с аввой Назарием.

Вывод 1-й

АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ НЕ ПРЕБЫВАЮТ С НАМИ ПОСТОЯННО. Они оставляют нас на время совершения в храме службы, которую мы без веской причины пропускаем. Можно только предположить, что это именно Ангелы-Хранители прихода ответили «И духови твоему!» на возглас святителя Спиридона, когда в храме находился только он и юноша, прислуживавший ему за Литургией.

Следующие слова святого Максима Исповедника подтверждают сказанное о. Назарием:

«Каждый христианин должен пребывать в святом храме Божием и никогда не покидать его прежде завершения в нем священнодействий. Потому что в храме находятся ангелы, которые всякий раз записывают входящих, а затем представляют эти списки Богу и ходатайствуют пред Ним за этих людей».

Вывод 2-й

Не только человек имеет своего Ангела Хранителя – У КАЖДОГО ХРАМА ТОЖЕ ЕСТЬ АНГЕЛ, пока в нем совершаются Литургии православным чином. Но если храм захватывают еретики, Ангел отступает.

Как-то в Никополисе, который был тогда столицей Малой Армении, местный епископ впал в ересь арианства и стал орудием в руках еретиков, прельстившись кратковременной человеческой славой. Христиане перестали ходить в храмы, в которых привыкли бывать на богослужениях, так как большинство храмов было захвачено отступниками. Они собирались под открытым небом или по домам, чтобы совершать службы.

Василий Великий в письме к христианам Никополиса писал:

«Вы скорбите, что извергнуты из своих храмов? Однако же сейчас вы совершаете службы прямо под кровом Бога Небесного, а Ангелы исходят из храмов и пребывают посреди вас. А значит, они [еретики] ежедневно собираются в пустых стенах, уготовляя самим себе тяжкое осуждение за рассеяние народа Божиего».

Так же и святитель Иоанн Златоуст. Когда святой был осужден «Собором при дубе»*, он предложил присутствовавшим в храме помолиться прежде, чем его отправят в ссылку: «Давайте, – сказал он, – сначала помолимся, чтобы оставаться нам с Ангелом Церкви».

Чтобы оставаться с Ангелом Церкви... Как видим, Ангел храма не обязан оставаться, как мы привыкли считать, там, где мы возросли духовно, приобрели единодушных друзей и знакомых, где встретили и познали Бога. Святой Златоуст убеждает нас, с присущей ему ясностью мысли, что и Ангел «собирает свои вещи» и уходит вместе с нами, когда искажаются церковные постановления.

Так же и его жизнеописатель Палладий** впоследствии засвидетельствовал:

«Вместе с ним [св. Златоустом] ушел из храма и Ангел, потому как не вынес мерзости запустения, до которой довели церковь начальства и власти, руководимые лукавыми духами и превратившие храм в пошлый театр».

Когда православные верующие спросили преподобного Феодора Студита, могут ли они пойти помолиться в храм, захваченный еретиками, святой, упомянув слова Василия Великого, приведенные выше, категорически отмел такую возможность и добавил, что эти храмы опустели. Едва только входит ересь, как улетает Ангел-Хранитель тех мест, и храм становится обычными стенами.

/Из журнала «ΚΙ
ΒΩΤΟΣ» («Ковчег»), вып. 25, лето 2011 г., стр. 25-28/

Перевод с греческого – Наталии Кривенко

*  *  *

* Собо́р при Ду́бе или Собо́р под Ду́бом (Σύνοδος ἐπί Δρῦν) – поместный собор Христианской церкви, состоявшийся в июле 403 года в предместье города Халкидона, в Руфинианах, на котором был осуждён свт. Иоанн Златоуст.

** Палла́дий Еленопо́льский (Παλλάδιος τῆς Ἑλενοπόλεως; 360–420) – христианский епископ и писатель, ученик свт. Иоанна Златоуста; самые известные произведения Палладия – «Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов» и «Диалоги о жизни Златоуста».

[Примечания и курсив – переводчика]

*  *  *
Источник  текст на греческом языке: