О ЯВЛЕНИИ ЮРОДСТВА ХРИСТА РАДИ

/Священник Андрей Агафоклеус (π. Ανδρέας Αγαθοκλέους)/

В сонме святых – людей, которые возлюбили Бога «всем сердцем своим» и проявили свою любовь в самоотречении и несении своего креста – есть и так называемые «Христа ради юродивые». Как правило, это монахи, выдающие себя мiру за сумасшедших, в противовес общественным устоям, своими словами и действиями представляющиеся безумными и распущенными. Однако за таким поведением сокрыты их безпристрастность, вера, дерзновение, их святость. 

Юродивый афонский старец Иродион Капсалиот
Такой путь подвижничества – Божий призыв, а не личный выбор. Это особый дар, который дается немногим, с конкретной целью, в конкретном обществе. Обычно – если общество христиан обмiрщилось, утратило истинный смысл церковной жизни, если она стала формальной, поверхностной, фальшивой. 

Итак, Христа ради юродство – это дар Святаго Духа, постигаемый только просвещением свыше. Юродство ради Христа и ёрничанье – внешне не различимы, и распознаются теми, кто способен их отличить, по словам и действиям юродивого, по присутствию Божией благодати.

И хотя «весь мiр лежит во зле» (1 Ин. 5,19), во власти «мiроправителя тьмы века сего» (Еф. 6,12), Бог, как любящий Отец, не оставляет чад своих без попечения, без защиты. Присуствие святых – это присутствие Бога посреди нас.

В действительности Христа ради юродивые высмеивают диавола и мiрское мудрование. Проникшись безумием диавола и его мiра и живя, как безумные, юродивые тем самым будто занимают его место. Поэтому, с помощью благодати Божией, данной им как святым, они и глумятся над диаволом, и попирают его «в его же собственном доме».

В среде обмiрщенных христиан, которые потеряли свое лицо, отреклись от своих корней, которые поощряют формализм и лицемерие, явление юродства Христа ради отсылает нас к другой, Божественной логике. Оно ясно указывает на святость как жертву Богу и ближнему, которая уничтожает всякое раздражение и себялюбие. Оно определяет крайнее самоотречение и умаление человека, презрение к комфорту, почестям и ложной, показной морали. 

Харалампий Папаянис из Каламаты, Греция, Христа ради юродивый
Конечно, не все способны к такому образу жизни, и Бог не требует этого от всех. Однако будем помнить об этом тяжелом пути святости, чтобы иметь хоть немного дерзновения в преодолении формального исполнения наших «религиозных обязанностей». Чтобы жить подлинно христианской жизнью, суть которой – в смирении, основанном не на мнении мiра сего, не на голословной любви без добрых дел, но на глубокой самоотдаче, самопожертвовании как язъявлении любви к Богу.

Так мы достигнем Божественной логики, обретем ум Христов, а значит – Его мир и радость пребудет с нами.

Перевод с новогреческого – Наталии Кривенко

*  *  *
Источник  текст на греческом языке: