ОДИН ИЗ ПОСЛЕДНИХ.
Геронда Евфимий Святогорец (1915 - 2004), юродивый Христа ради

/Иеромонах Савва Святогорец. Из книги «Один из последних. Геронда Евфимий»/
Геронда Евфимий Святогорец (1915 - 2004), юродивый Христа ради
Приблизительно в 1990 году я впервые встретился с герондой Евфимием. Помню, он стоял конце трапезной в Великой Лавре. Со мной был наш старец Максим. Старец мне говорит: 

 Смотри, это юродивый.

Это был маленький, смиренный монах. Борода его была завязана резинкой, а волосы острижены. На нем был заношенный подрясник. Позже я слышал от других и видел собственными глазами, что он нередко ходил и без него. Он был очень худым, с сильным голосом и небывалой энергичностью в манере выражаться, в движениях и жестах. Все в нем свидетельствовало о святом самоограничении, вплоть до ненависти к себе, в котором – как я узнал позже – он подвизался. Его глаза сияли, как лучезарное море, омывающее Святую Гору, и казались заплаканными. За внешней грубостью и резкостью пряталась натура тонкая, чуткая и очень отзывчивая. Сложнее всего скрыть святость. Обычно только святой может понять святого. Преподобный Паисий понимал его. Меня поразил рассказ о том, как однажды паломники попросили старца Паисия, величайшего подвижника келии Панагуда, показать им современного афонского святого, и блаженный старец направил их к геронде Евфимию из Виглы.

Впоследствии я убедился и в непоколебимой стойкости Геронды, его, можно сказать, несгибаемости в исполнении своих обетов. Я удостоверился в его постоянстве в посте и исполнении монашеского правила, в его крайней строгости по отношению к самому себе. И я был изумлен, когда узнал, что он совершал земные поклоны и проходил безчисленное количество чёток практически до последних минут жизни.

* * *
Геронда постоянно изучал святоотеческие книги. Знал и громко цитировал наизусть целые абзацы из аскетических писаний, получая от этого огромное удовольствие. У него были две толстые старые книги в кожаном переплете – «Евергетин» и «Добротолюбие», которые он буквально «поглощал». Обе были испещрены его собственноручными пометками, сносками и бумажными закладками с выписанным на них основным смыслом той страницы, в которую была заложена каждая.

Стержнем его жизни в Вигле был пост, превышающий человеческие возможности, странничество, безпристрастие ко всем и ко всему, нестяжание, чтение и физический труд.

* * *
В Вигле, где подвизался Геронда, у него был виноградник. Однажды старец пошел и разрушил его. Когда его племянник встретил его и спросил, зачем он это сделал, Геронда ответил: «Чтобы не грешить. Я спотыкался, гневался, согрешал. Поэтому я от него избавился».

Конечно же, он сделал это, чтобы достичь не иметь лишних попечений и не рассеиваться.

Монах должен довольствоваться только самым необходимым и не увлекаться чрезмерно внешними делами, рукоделием. Рукоделие – вторичное занятие. Главное его дело – молитва.

* * * 
О великом, добровольном смирении Геронды свидетельствуют, ко всему прочему, и его письма. Вот как он описывает себя в письме к епископу, который упокоился на Святой Горе:

«Евфимий, монах из Виглы, ничтожнейший и грешнейший из всех людей, монашествующих и мирских, жалкий, убогий и никчемный в словах и действиях своих, мерзкий и посрамленный».

Так смиренно, уничиженно отрекомендовал себя Геронда. Достойно внимание и то, каким образом он излагает епископу свою просьбу: «Склоняюсь пред боголюбивейшим из людей, архиереем Хрисостомом, директором Афониады, наименьший из монахов Евфимий из Виглы… Изложу тебе соображения своего невежественного, безыскусного, простого и непытливого ума – и смейся надо мной сколько угодно»*. Он считает себя достойным осмеяния…
Лавра святого Афанасия, или Великая Лавра
Лавра Святого Афанасия или Великая Лавра (греч. Ιερά Μονή Μεγίστης Λαύρας) —
первенствующий монастырь на Святой Горе Афон
* * * 
Геронда поучал из собственного опыта:

«Уничижения и злострадания освобождают человека от греха. Первым делом они пресекают душевные страсти, а затем и плотские. Потому и блаженный Давид, поступая так, взывает к Богу в молитве: «Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя» (Пс. 24:18).

Знал также о. Евфимий, этот истинный подвижник смирения, что, как учит преподобный авва Дорофей, для достижения истинного смирения человеку необходимы три делания:

1) возлюбить понуждение плоти (пост, бдение, спание на голом полу, физический труд, служение ближним до изнеможения и т.д.);

2) считать себя ниже всех, т.е. верить, что он:

– грешнее всех людей («по неведению» – поскольку мы не знаем, что за человек наш ближний, полезнее говорить, что мы хуже него);

– гнуснее всех бесов, потому что угождает им, «работая» всевозможным страстям;

– грязнее всех тварей, так как всякая тварь пребывает в естественном состоянии, какой ее создал Бог, а он – в противоестественном – во грехе;

3) непрестанно молиться.

Молитва смиряет человека, потому что молящийся приписывает свои достижения благодати Божией, которая снисходит через молитву, а не своим собственным силам и способностям. Человек, который молится, деятельно доказывает, что верует в Бога и верит Его Слову: «Без Мене не может творити ничесоже» (Ин. 15:5).

Истоинное смирение-любовь в сочетании с непрестанной умной молитвой и с подвижничеством о Христе Иисусе (злострадания) ведет к очищению, к «обновлению» благодати крещения и наконец – к безстрастию.

* * * 
По свидетельству преподобного старца Паисия, записанного нашим современником – епископом**, когда Геронда был вынужден сменить место своего пребывания (перебрался из Виглы в Великую Лавру) по причине преклонных лет, он совершил следующий «безумный» поступок.

Отцы Лавры, желая облегчить его тяготы, поселили его в достаточно хорошую келию и принесли ему еды. Чтобы скрыть свою добродетель и в то же время не есть предложенной ему пищи, старец воспротивился, стал кричать, что пища не вкусная. Он также выкинул простыни со своей кровати. В конце концов отцам пришлось выделить ему более скромную келию, ему под стать. 

* Это письмо Геронда написал 3 мая 1981 года
** Свидетельство из книги достопочтенного митрополита Навпактского Иерофея (Власхоса) «Знаю человека во Христе», – Монастырь Рождества Богородицы, изд. 2-е, 2007, – с. 277)

Перевод с новогреческого – Наталии Кривенко

*  *  *
Источник  текст на греческом языке: