08 января 2018

Преставился ко Господу архимандрит Плакида (Дезей) – известный богослов и настоятель афонского подворья во Франции

В день Рождества Христова, 7 января 2018 г., на 92 году жизни преставился известный православный патролог и богослов, основатель, игумен и духовник двух подворий афонского монастыря Симонопетра во Франции архимандрит Плакида (Дезей). 

Архимандрит Плакида (Дезей) родился во Франции в 1926 г. в католической семье. В 1942 г., шестнадцати лет, поступил в цистерцианское аббатство Бельфонтэн. Высшее богословское образование получил в Риме. В 1966 г. в поисках подлинных корней христианства и монашества основал вместе с монахами-единомышленниками монастырь византийского обряда в Обазине (департамент Коррэз). В 1977 г. монахи монастыря решили принять Православие. На это решение повлияло их общение со старцами Паисием Святогорцем, Ефремом Катунакским и симонопетрским игуменом Емилианом. Переход состоялся на Афоне 19 июня 1977 г.; в феврале следующего года они стали монахами афонского монастыря Симонопетра. 


Подвизаясь на Святой Горе, отец Плакида переводил на французский язык «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника. Пройдя необходимое становление и обучение в обители, по благословению игумена Емилиана о. Плакида вернулся во Францию, где основал четыре подворья монастыря Симонопетра, главным из которых стал монастырь преподобного Антония Великого в Сен-Лоран-ан-Руайан (департамент Дром), в горном массиве Веркор. 

Архимандрит Плакида преподавал патрологию в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Он основатель серии «Spiritualitй orientale» («Восточная духовность»), выпускаемой с 1966 г. издательством аббатства Бельфонтэн. Автор и переводчик многих книг по православной духовности и монашеству, важнейшими из которых являются:

– «Дух пахомиевского монашества» (1968), 
– «Видехом свет истинный: Монашеская жизнь, ее дух и основополагающие тексты» (1990), 
– «"Добротолюбие" и православная духовность» (1997), 
– «Евангелие в пустыне» (1999), 
– «Пещь вавилонская: Духовный путеводитель» (2001), 
– «Основы катехизиса» (в 2-х т. 2001), 
– «Уверенность в невидимом» (2002), 
– «Тело — душа — дух в православном понимании» (2004). 

В 2006 г. в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета впервые увидел свет перевод книги «Добротолюбие» и православная духовность».




Воспоминания о почившем архимандрита Василия (Паскье), 
который неоднократно встречался с отцом Плакидой и именно под его влиянием некогда перешел из католичества в Православие

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помяни во Царствии Твоем раба Твоего Плакиду архимандрита!

В первый раз я услышал про отца Плакиду (Дезей) в 1975 году. В то время я находился в глубоком духовном поиске, искал самого себя. Я был влюблен в одноклассницу, у нас с ней были чистые целомудренные отношения. Однажды, гуляя, она издалека показала мне аббатство Бельфонтен, где ее дядя был игуменом. С тех пор моя жизнь изменилась, и в моем сердце родилось желание там побывать.

Аббатство Бельфонтен в Мэн и Луар находился примерно в 20 километрах от Тиффож, моей родной вандейской деревни.

В одно прекрасное субботнее утро я отправился в Бельфонтен. Я всегда путешествовал автостопом, но в этот раз ни одна машина не остановилась, и я дошел до монастыря к полудню. Мне посчастливилось немного побеседовать с монастырским отцом-гостинником. Он-то и рассказал мне об одном из отцов обители, который жил отшельником на юге Франции и соблюдал традиции восточного монашества. Конечно же, он говорил об отце Плакиде.

Но в это время зазвонил колокол, мой собеседник извинился и покинул меня. Тогда я еще не знал монастырских правил и не понял, что случилось. А в монастыре начиналось чтение шестого часа и обед. Я, непросвещенный, не знал, что делать, и решил идти обратно, тем более что путь был дальний. Однако я преодолел его пешком с такой легкостью, словно был на крыльях. Возможно, в этот день родилось мое монашеское призвание.

После окончания школы в июле 1976 года я оставил родных и родной Тиффож и отправился на юг Франции, в общину Богоявления в местечке Канток. Это община жила по восточной христианской традиции, и там я серьезно готовился к монашескому постригу. Я все больше и больше погружался в византийский обряд и раскрывал для себя восточную духовность. В то время я с большим интересом читал труды отца Плакиды: «Евангелие в пустыни», «Печь Вавилона» и книгу, ставшую моей настольной, — «Лествицу» преподобного Иоанна в переводе архимандрита Плакиды.

В 1978 году до нас дошла весть о том, что отец Плакида уехал на Афон и принял там Православие, после чего игумен Эмилиан послал его обратно во Францию открыть подворье афонского монастыря Симонопетра.

Я с радостью воспринял эту новость, и в глубине моего сердца родилась уверенность в том, что и я однажды стану православным. Некоторые сестры нашей Богоявленской общины оставили нас и присоединились к отцу Плакиде, который до принятия Православия был их духовником. Это послужило началом женской монашеской общины, которая позже стала монастырем Солан.

В 1989 году я учился каллиграфии в селе Сент-Антуан-л’Аббеи недалеко от монастыря святого Антония, где игуменом был отец Плакида. И, конечно, я ходил туда. Монастырь находился в глубоком ущелье в горах Веркор. Расположение монастыря и его устройство говорили о многолетнем пребывании игумена в монастыре траппистов (членов ордена цистерцианцев строгого посвящения). Тогда братия молилась в домовой часовне, византийского храма в монастыре еще не построили. Отец Плакида жил со своим давним другом по отшельничеству отцом Серафимом.

Общение с батюшкой укрепило меня в движении к Православию, но многие внутриобщинные обстоятельств не позволяли мне реализовать мечту.

В 1993 году, перед отъездом в Россию, у меня была еще одна возможность встретиться с отцом Плакидой в монастыре Солан, где он организовал большой женский монастырь. После встречи батюшка подвез меня на своей машине по долине реки Рон. В пути мы беседовали, и он утвердил меня в решимости ехать в Россию. Затем я по привычке продолжил свой путь автостопом.

Промыслом Божиим 20 августа 2017 года со своими русскими друзьями Павлом и Анной я побывал у своего младшего брата во Франции, которого не видел 20 лет. Брат живет в 250 км от монастыря св. Антония, где игуменом был архимандрит Плакида. Мы решили навестить батюшку. После Божественной литургии удалось полчаса с ним побеседовать. Отец Плакида был внимателен, интересовался положением дел в России. Он посчитал очень важным возрождение православной веры и охранение христианских ценностей в России — важным для всего мира. Однако батюшка был слаб и быстро устал. Мы взяли у него благословение и ушли.

От отца Плакиды мы уехали окрыленными, с радостью в сердце. Эта встреча до сих пор жива в наших душах. Тогда мы не знали, что видим его в последний раз.

Позавчера, 7 января 2018 года, мне сообщили, что отец Плакида перешел в мир иной, в Отчий дом.

Да упокоит Христос душу раба Своего архимандрита Плакиды со всеми святыми, где нет ни болезни, ни печали, ни скорби, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Нас охватила печальная радость.