01 января 2019

Духовные наставления преподобного Серафима Глинского

Из писем преподобного Серафима (Романцова; †1976), духовника Глинской пустыни

Старцы иеросхимонах Макарий (Еременко) и схиархимандрит Серафим (Романцов)
«Отец Серафим прошел многолетнюю тяжелую школу монастырского послушания, затем учился в «академии смирения» — в тюрьмах, ссылках и лагерях, приобрел опыт пустынножителя в степях Киргизии и горах Кавказа. Поэтому его можно назвать «доктором монашеских наук». Архимандрит Рафаил (Карелин)

*  *  *
– Разные вопросы духовной жизни
– О молитве
– О посте
– Болезнь – невольное подвижничество
– О скорбях
– О смирении
– Монашествующим

Как же быть тем, которые подобно мне, унылому и слабому, не могут жить по-небесному, а живут еще по-земному с разными душевными немощами и пристрастиями земными. Одно остается нам немощным и грешным — искренно каяться в своих слабостях и немощах душевных, нелицемерно смиряться перед Богом и людьми и безропотно и терпеливо переносить посылаемые нам за грехи различные скорби и болезни, и таким образом несомненно можем получить милость Божию и спастись.

+
Не следует скорбеть, когда видим проявление наших немощей, иногда эти проявления бывают в очень резком состоянии. В подобного рода искушениях человек научается видеть все стороны своей души — как хорошие, так и плохие. Естественно, каждый стремится, конечно, к хорошему, но не каждый может различать хорошее от плохого, пока не научится опытом, а чтобы приобрести опыт, требуется немалое время. Человек должен непременно испытать горечь греха и сладость благодати. Для этого очень хорошо и даже необходимо иметь руководителя в этом многотрудном пути.

+
В церкви внимание всё напрягать и слух к читанному и деваемому, чтобы не головешкой бездушной быть, и не разговаривать. Разговаривающих в церкви можно кротко унимать, но не раздражаться на гнев и вспышку. Если по немощи что не удаётся - вечером слёзно покаяться, а если близко духовный отец или мать есть, то ещё лучше ему рассказать. Если таковые далеко, то и пред всевидящим Богом открывать надо, хотя Он всё видит и знает Сам. Есть и теперь истинные рабы Божий, но они неведомы и скрываются от мира лукавого, как скрывались отцы древних времён, и в последнее время скрываются.

+
Когда примете неизреченное сокровище Христовой тайны в себя, сохраняйте ее в глубине сердца вашего, к непрестанному и вечному наслаждению. Возлагайте на Господа всякое ваше попечение; любите погружаться в безмолвную жизнь: благочестие на все полезно. Господь смиренным дает благодать. И после печали, как после грозных туч солнце, объемлет сердце радость. Блаженная сладость слаще без сравнения всяких сладостей земных!

+
Господь наш Иисус Христос две исходные заповеди изрек ученикам Своим: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27). И паки: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Не вотще повторяется мудрое слово стариных людей: «где мир и любовь, там и Бог, там всякое благо». У нас же большей частью забота о стяжании благ, только, к сожалению, земных и временных, а не небесных. Забываем мы, что земные блага — скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные — вечны, бесконечны и неотъемлемы. Всеблагий Господи! Помози нам презирать все скоропреходящее и пещися о едином на потребу — спасении душ наших.

+
Вы пишите, чтобы наставить вас, как бороться с собой. Как образец для подражания Христос дал нам Себя и сказал: «Образ дах вам» (Ин. 13, 15). Он Сам дал нам образ служения ближним не только словом, но и самой жизнью Своей. Образ любви к Богу и ближнему, образ совершеннейшего самоотвержения, смирения и послушания Отцу Небесному. Нам остается лишь только подражать Ему в своей жизни. Читайте святое Евангелие, и оно научит вас всему. Всем нам, желающим спастись, предлежит непрестанная упорная борьба с миром (с греховным духом его), плотью нашей греховною, с дияволом и самим собой, со своей гордостью, самомнением тщеславием и со всеми душевными и телесными страстями (смотри книгу «Невидимая брань», «Лествицу» Иоанна Лествичника). Не нужно забывать, что диавол постоянно находится возле нас и старается всеми силами погубить нас навеки. Борьба необходима, для спасения до самой смерти нужны подвиги: труд, бдение, смирение, терпение, воздержание. Нужно меньше есть, меньше спать, меньше празднословить, ни над кем не смеяться, но постоянно плакать о грехах своих, любить ближних от чистого сердца и молиться за них, а в особенности за тех, кого мы обидели и кто нас обидел. «Любите друг друга от чистого сердца», — пишет святой апостол о Христе, Который повелел нам не только ноги омывать друг другу, но и жизнь отдавать за ближних (1 Пет. 1, 22). А Христос говорит: «И грешники любящих их любят» (Лк. 6, 32), — и велит любить нам даже врагов и молится за них. А зависть, злоба, лицемерие, вражда — это дело демонское, диавольское. Кто это делает, тот уже не раб Христа, а раб диавола, служитель сатаны. Убегайте зависти злобы и всякого зла. Это — мост через который диавол входит в нашу душу. Апостолы велят нам любить друг друга с нежностью. Кайтесь и плачьте о грехах своих и старайтесь загладить их добрыми делами любви и милосердия.

Христос кровь Свою пролил на Кресте за вас, а вы не любите друг друга. Это же такие же овечки стада Христова, как и вы. Христос велел нам даже жизнь свою полагать за ближних, ибо все мы члены общего тела Христова святой Церкви.

Мир имейте со всеми. Бог мира и любви да вселится в сердца ваши и да подаст мир душам вашим.

+
Радуйтесь о Господе, а не унывайте. Вы сами знаете, что в унынии нет спасения, уныние омрачает душу. Зачем унывать? Прочь уныние. Да возрадуется душа моя о Господе и уповает на него. Молитесь, трудитесь, пойте, читайте, все во славу Божию творите, утешайте себя и творите все, что душу назидает и к Царствию Божию ведет. Тогда самим делом уверитесь, как ваша душа наполнится мирными мыслями и сердце ваше возвеселится, неизреченной радостью о Христе Иисусе. 

О молитве

Христианской душе, жаждущей спасения, благое дело удерживать мысли добрые, а злые, когда они находят, от себя отгонять. Полезно для этого непрестанно содержать в памяти молитву Иисусову.

+
Читайте Иисусову молитву, в этой молитве мое с вами духовное соединение. В ней — мой дух соединяется с вашим духом и вам будет от этого радостно... Молитва Иисусова очищает наш ум от суетных помыслов, освящает сердце, внося в него Божественную жизнь, поселяет любовь к Богу и ближнему, и соединяет нас с Богом.

+
Иисусова молитва, как дыхание необходима всегда. И не надо слушать обольщённых. Нет! Если человек духом заморится, то есть отдых, рукоделья, работа по хозяйству, по ремеслу, ведь кормиться Господь заповедал в поте лица своего. Но и тогда во время работы творить Иисусову молитву умом, умиленным сердцем в покаянии души, не прерывать по возможности. А Акафисты... можно не больше 1—2 в 2—3 дня. Не больше.

+
Занятие Иисусовой молитвой — это великая тайна Божия мало кому известная, особенно в нынешнее время, вообще скудное духовной жизнью. Как ей научиться? Трудись, молись, была бы охота и ревность — дело выйдет, но только [надо] узнать ее необходимые принадлежности, без коих она неполезна. Это, прежде всего, смиренное о себе всегда мудрование и сокрушение о грехах своих, сердце многоболезнующее, плачущее, чающее Христова утешения. Молитва должна исходить от покойных чрств и глубокого сознания своей греховности, и своей перед Богом всегдашней виновности. Это для молитвы ограда — дом, почва, на которой она только и может произрастать для нашего спасения. Заметь сие крепко и держись неуклонно всю свою жизнь. Молитва Иисусова составляет самую жизнь души нашей, утоляет ее вечную жажду. Она наполняет нас светом, радостию, блаженством, собирает воедино расточенный по лицу земли мысли наши, освящает чувства, вливает бодрость в наши желания и стремления и увлекает на путь Божественной жизни. Ведь если мы в сей временной жизни не обратим к духовному своих душевных сил и не приучим их держаться в едином чистом устремлении перед лицом Божиим, то в будущей жизни не можем быть в должном отношении к Богу. Между тем, на небе без молитвы быть нельзя. Не обучившись же ей здесь, на земле, откуда возьмем ее там, на небе? И заменить ее нельзя ничем. Она требует своего собственного, личного исключительного делания, неотъемлемого и ей единой принадлежащего.

+
Святой Григорий Синаит повелевает при молитве три сия блюсти: «воздержание больше всего языка, молчание и самоукорение», т. е. обвинение себя, а не других во всяком неприятном случае. По словам старца Амвросия Оптинского, — хорошо молиться перед распятием, воспоминая страдания Господня, — заплевания, заушения, наругания, биения, — при этом смиряется дух. На страшном суде более всего взыщется за недостаток любви к ближнему. Любовь есть Сам Бог, этого чувства ниже Ангели могут постигнуть. Окончив правило свое и молитвы в келии, можно молиться, о чем придет усердие. Прежде всего — не оставлять церковного правила, потом совершать келейное, а после молиться по усердию. Когда найдут смутные помыслы, тогда молиться «Да воскреснет Бог» и поклон; «Богородице Дево» три раза и за каждым разом поклон; «Достойно есть» — поклон. Когда будут приходить помыслы зависти — надо молиться: «От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою».

...скажем ...о некоторых силах вражьих, как они борют подвижников Христовых, и как и чем с помощью Христовой отражаются и побеждаются. Преподобный Марк подвижник, выставляет три особенные силы вражьи, которые подобно трем великим исполинам, ратуют как живущих в монастырях, так равно и всех хотящих приблизиться к Богу. Эти три исполина суть — уныние, забвение и неведение, а по другим отцам, — невежество и неразумие, которые предыдут всем другим страстям и пролагают удобный путь темному полчищу оных. Бывает, что часто мы не знаем, что нам делать; а если знаем, то часто забываем нужное и полезное для нас, а если помним, то часто от уныния ленимся исполнять должное и таким образом путаемся в сетях вражиих. И наоборот, унывает человек, и от уныния ленится исполнять свои обязанности, от таковаго уныния и разленения нередко предается он забвению, а находясь в забвении и самозабвении, человек иногда предается такому невежеству, что после, когда опомнится, сам стыдится своих невежественных и неприличных действий, и неразумных, и безрассудных слов. Чтобы оградить человека от падений трех означенных исполинов, преподобный Марк предлагает три средства. Первое — ведение, получаемое от чтения Божественных и духовных книг, от слышания слова Божия и от вопрошения опытных. Второе — благое памятование; памятование Бога и Его вездеприсутствия, по сказанному в Слове Божием: «очи Господни тьмамы тем крат светлейший солнца суть, прозирающии вся пути человечиския и разсмаряющии в тайных местех» (Сир. 23, 27-28); памятование Божественных Его заповедей и всего того, что, по слову апостола, честно, прелюбезно и достохвально, и особенно памятование четырех последних, смерти, суда Божия, ада и Царства Небеснаго, по сказанному: «поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7, 39). Третье — прилежное исполнение своих обязанностей относительно того, чтобы удерживать тело свое от излишнего сна, чрево — от излишней пищи и пития, язык — от празднословия и осуждения, ум — от помыслов и попечений суетных, и сердце — от похотей лукавых, этому содействует, прежде всего, трезвенное внимание и смиренное исполнение молитвенного правила, как церковного, так и келейного. И особенно частое с благоговением произношение молитвы Иисусовой. Неопытным и начинающим должно первоначально иметь устную, как предписывает святой апостол Павел: «тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его» (Евр. 13, 15). 

О посте

Пост — умерщвление страстей, просвещение души, радость ангельская, милость Божия и отпущение грехов кающимся грешникам, обращающимся ко Господу с сокрушенным сердцем и с упованием на Призывающего к Себе труждающихся и обремененных на вечный покой.

Бог — благости пучина!..
А суетам — придет кончина.

Давно уже об этом я с вами не говорил. Быстрее стрелы несется время к цели окончания своего! — Как все приходит неприметно, о возлюбленные мои сестры о Господе, и проходит невозвратно! Когда довольствуемся настоящим, тогда и следующее встречает нас. От благих начинаний — благие и последствия: от воздержания и поста — следует чистота душевных чувств, радость сердца и веселие такое приятное и сладкое, какого любящие со услаждением до насыщения пить и есть не могут вместить; оно вмещается в алчущих и жаждущих небесного Света — Христа... Вам известно, что любители временного удовольствия восхищаются, когда находят и видят перед собой довольно перемен к наслаждению и насыщению себя; и огорчаются, ежели кто напомнит им о должном воздержании и посте. Установления Святой Церкви. Они бранят и порицают рачительно постящихся и не согласующихся с ними; называют таковых, благоугождающих Господу, тщеславными, гордыми, и грубыми невежами. А к тому еще приговаривают, желая оправдать невоздержное свое сластолюбие: вить любовь спасает, а не пост (конечно любовь, только не самолюбие). Они не могут того слышать и верить тому, что Сам Господь глаголет в Евангелии: «ничимже изгоняются бесы (а с ними и душевные злые страсти), только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), которыми свидетельствуется и чистейшая любовь. Но насыщающиеся не чувствуют горя своего, о котором Сам Христос свидетельствует, говоря: «Горе насыщающимся ныне: таковые вечно взалчут, и не утешатся». Да и ныне пространно питающиеся уже приходят в бедственное состояние, впадают в долги, в нищету! И сами же всех обвиняют, на всех ропщут: будто другие были причиною их скудости и бедствия. Горе невоздержно живущим: в них непрестанная молва, клевета, лесть, коварство: они смущаются и поносят всех, которые не сочувствуют их мнениям; у них междоусобные распри, и в насыщение их гнева нередко невинные должны терпеть от них оскорбления. И всему этому причиной — презрение поста и гордое о себе мнение! 

Болезнь – невольное подвижничество

Мир вам и Божие благословение, и всякое утверждение в терпении и долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и все приключающаяся. Сожалею, что ваше здоровье в настоящее время очень слабо, и по-видимому делает вас неспособными к исполнению монастырских подвигов. Но святой Иоанн Лествичник и болезнь называет подвижничеством, и подвижничеством отраднейшим, хотя и невольным. Отраднейшим, потому что на произвольное подвижничество охотников мало, и притом тут может прибавляться возношение, осуждение других, а в невольном болезненном подвижничестве нечем человеку погордиться, ибо оное человек несет по нужде — уж некуда деваться. Произвольное и невольное подвижничества равно усмиряют плоть, а последнее иногда посылается еще и для истребления возношения. Поэтому старайтесь в болезни благодушествовать и благодарить милосердие Божие за невольное вразумление. Более же всего в болезненном положении остерегайтесь ропотливого расположения духа. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Бог все немощи человеческие несет, ропщущего же не терпит, аще не накажет». Также берегитесь роптать и на людей за неисполнение каких-либо ваших требований или по другим каким причинам. Что ни посылается к нашему терпению, все это попускается Промыслом Божиим к нашей душевной пользе, если только сами не повредим себе нашим неблагоразумием.

+
Если тебя постигла скорбь, тяжкая, мучительная болезнь — принимай ее как от руки Божией. Болезнь часто нам посылается за грехи наши. Ведь в скорбях мы всегда делаемся ближе к Богу. Главное — никогда не отчаиваться в болезни. Господь посылает ее по безграничной любви Своей к нам, грешным и недостойным. Ты сама почувствовала и знаешь хорошо, как болезнь приводит и приближает к Господу. Горе наше в том, что мы бываем очень нетерпеливы и малодушны. А ведь кто принимает болезнь и всевозможные скорби и лишения, как от руки Божией, тех Господь спасает. А в спасении — вся наша радость и цель жизни. Мы, по своей немощи, не можем нести подвиги, посты, бдение, какие раньше несли святые угодники Божии. Потому-то Господь, милосердный по Своей неизреченной любви к роду человеческому, желающий всем спасения, и посылает нам болезнь вместо подвигов, но сверх сил болезнь не дается. Его святой воле известно, в какой мере мы можем понести ее, а от нас требуется только беспрекословное подчинение Его Святой воле. В такой болезненной скорби святые отцы советуют всегда призывать на помощь милосердного Господа, Матерь Божию и святых угодников. Кроме того, больше всего надо стараться с полным смирением, кротостью, многотерпением переносить тяжкую свою болезнь, видя в ней великую милость Божию, полезную нашему спасению.

Так что и я, благожелатель твоего спасения, прошу и призываю тебя в смирении и терпении переносить данный Богом тебе сей тяжкий, но славный путь Креста ради приобретения вечной райской обители и радостного пребывания всегда с Господом.

Для облегчения и утешения советую тебе приобрести непрестанную молитву Иисусову. Старайся как можно чаще повторять великие святые слова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную», имея при этом полное смирение и сокрушение о своих грехах, считая себя ниже и хуже всех, и тогда почувствуешь такую великую радость на душе, что и описать невозможно. Тебе и болезнь уже будет казаться выносимой и посильной, и свет Божественной благодати озарит твою душу. И в таком блаженном состоянии ты будешь рада пребывать всю свою жизнь, хотя и многоболезненную и трудную, так как твоя душа соединится с вечным Сладчайшим Богом здесь, и в будущей жизни такое блаженное состояние перейдет с тобой в вечность. 

О скорбях

Знайте, дорогие деточки, что нельзя прожить в сем веке без скорбей, болезней и страданий — это общая участь всех живущих на земле. Чем кто больше их терпит, тем таковые ближе к Богу, а кто совсем живет без этого — тот оставлен Богом.

+
Без скорбей и трудностей жизнь не прожить. Великий старец преподобный Серафим, к которому вы имеете особую любовь и благоговение, так говорил: «Не имеющий скорбей, не имеет спасения». А поэтому нам надо взять этот свой крест скорбей и трудностей житейских и понести его безропотно, благодаря за все Господа. Господь не возлагает на нас своего великого Креста, но заповедует только взять каждому свой собственный крест, т. е. быть готовым перенести столько страстей, искушений внешних и внутренних, сколько на каждого наведет наказующая, очищающая и вместе милующая рука, всем управляющего Промысла Божия. Так и настройтесь, чтобы всегда говорить, всем существом своим чувствовать: все для меня — Господь. Так и во всей жизни, при нападении страстей и при всяких прилогах вражьих, в болезнях, в скорбях, в бедах и напастях, во всех трудностях жизни говорите: «Все для меня — Господь, а я сам ничего не могу сделать, ничего стерпеть, превозмочь, победить. Он — сила моя!» 

+
Когда бывает очень скорбно сердцу от стеснения горестных обстоятельств, от которых болит душа, будучи угнетаема горькими помышлениями о своём состоянии, тогда делается плач, сокрушается сердце и слёзы струятся, как потоки. После слёз чувствуется облегчение на сердце, оно очищается ими от тяжкой тьмы. И как после сильного дождя проглянет солнышко, уже на нежных веточках по горам и рощам хоры птиц воспевают Творцу своему хвалебные песни и, радуясь, славят его, каждая по своей природе, — так после слёз, временная скорбь переменяется на радость. Вы можете и зимой, к отраде души вашей, представить весну вечную в светлом духовном мире, в котором солнце — есть Христос, Творец видимого солнца. Утешайтесь милостью Бож ией. Вы удостоверены , что Бог не оставляет нигде, обращающихся к Нему с сокрушенным сердцем. Он есть всемогущий Промыслитель вашего спасения.

+
Кто последует Христу, как апостол Петр и Андрей Первозванный, тому предназначен Крест. Кто обращается ко Христу, как разбойник, того удел — Крест. Каковы бы ни были наши обстоятельства, к какому бы образцу мы ни подходили — невозможно быть Христовым без Креста. Посему не следует обвинять в немощах наших никого, даже обстоятельства и развлечения, в которые ты поставлена. Ибо обстоятельства, в которые мы поставлены премудрым Промыслом Божиим; есть наш Крест и школа, в которой мы должны учиться и познавать добро и зло, а это познание необходимо на пути нашего спасения. Итак, не печалься — предайся воле Божией, Он не оставит того, кто на Него надеется. Самые страшные бури послужат верному рабу Христову в великую пользу. Пусть эти бури послужат для тебя предуготовительным, опытным учением к перенесению более страшных и опасных будущих бурь. А они последуют непременно, потому что так установил Премудрый Промысл Божий, чтобы многими скорбями входить нам в Царствие Небесное, которое мы потеряли, да и сейчас теряем, снимая с себя иго Христово — скорби, ища прежде временного утешения и наслаждения. Смертоносен Крест для тех, которые креста своего не преобразили в Крест Христов, которые с креста своего ропщут на Божественный Промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Они снимаются с креста своего только для того, чтоб снизойти душами в вечный гроб — в темницы ада. Любезная сестра... замени соображения верой, выпей мужественно горькую чашу обстоятельств твоих на работе, и среди родных, т. к. ее подает тебе Отец Всеблагой и Премудрый. Подумай, ведь ни фарисей, ни Каиафа, ни Иуда приготовили ее тебе, ни Пилат и его воины подают тебе эту чашу. «Чашу, юже даде мне Отец, не имам ли пити?»

+
Основываясь на Евангельском законе, все святые и духоносные отцы единогласно утверждают, что на всякое искушение победа — смирение с терпением. Смиримся и понудимся потерпеть и мы, и обрящем покой душам нашим, по наставлению Самого Господа, глаголющего: «Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим»; к тому же помяните слова блаженной памяти старца отца Амвросия Оптинской обители, им некогда нам сказаные: «Пока мы находимся на земле, нигде без скорбей пребыть не можем. Хотя бы залезли на облака и там от скорбей не уйдем, по свидетельству Самого Господа: «В мире скорбни будете, но дерзайте, — рек Господь, — Аз победих мир». Слова эти показывают, чтобы мы не отчаивались в скорбях, но надеялись на помощь Божию, которую всегда и должны призывать, или вернее сказать, испрашивать от Господа. Придержитесь также совета Варсонофия Великого: «аще смиришися и оставиши волю свою, (каждый из вас) созади, то на всяком месте обрящеши покой». Скорбные искушения понуждайтесь переносить по возможности благодушнее...

Любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему, и прощение недостатков его приобретаются через смирение и самоукорение, когда во всех скорбных и неприятных случаях будем возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует, оттого произошла неприятность и скорбь. И если так будем рассуждать, то менее будем огорчаться и предаваться гневу, который правды Божией не соделывает. Сестры и матери, не будем духом падать и унывать, а будем на Бога уповать.

+
Достопочтеннейшая о Господе матушка Игумения Евфалия! ...Служение, на которое Вы Богом призваны, совершайте Его же помощью. Промысл Божий поставляет пастырей и служителей Своей Церкви, а наше дело — с благим произволением и покорностью предаваться Его Святой воле. Принимаю живое участие и сострадаю Вам в тесном и стеснительном Вашем положении, но не могу ничего сказать определенного, кроме слов Святого Иоанна Златоустаго, который говорит в письмах к Олимпиаде: пока есть возможность ограждаться человеческими средствами, дотоле Бог не действует и не являет Своей силы в затруднительных обстоятельствах. Когда возможные человеческие средства истощатся и почти совсем потеряется надежда к исправлению неисправных дел, материальных и духовных, тогда Бог начинает чудодействовать и являет Свою силу, и паче чаяния человеческого творит то, в чем потеряна всякая человеческая надежда... Духом не падай и не унывай, а на милость Божию уповай и почаще к Матери Божией прибегай.

+
В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле Всеблагого Промысла Божия, указующего нам через обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого- то спокойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет. Не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоется: «со святыми упокой». Земной же удел человеческий — скорбь, труд, болезнь, подвиг, печали, недоумение, теснота, лишение того или другаго, оскорбление, смущения, скука по своим, восстание страстей, борьба с ними, одоление или изнеможение, или безнадежие и подобное сим. Не вотще сказал пророк Давид: «несть мира в костех моих, от лица грех моих» (Пс. 37, 4), и праведный (?) взывал: не искушение ли есть человеку житие сие. А мы все путаемся на том — нельзя ли так устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой поперечный человек, то может быть было бы мне удобнее и покойнее, и забываем, что неудобства эти часто исходят изнутри нас, как и злые помышления. Где лежат страсти — оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства, но да упразднит все сие Пришедый грешные спасти, аще восхощем покаяться, смириться и покориться.

+
Святые отцы говорят: кто будет смиряться, всегда укоряя и обвиняя только себя, а не людей — тот везде будет жить в покое. Кто же оправдывается, не желает смириться — тот нигде не найдет покоя, куда бы он ни пошел. Самоукорение — есть истинный путь на небо. Нет другого пути, кроме этого. Какая бы ни приключилась скорбь, если скажешь — это за грехи мои, то успокоишься, скорбь не коснется сердца твоего. 

О смирении

...всего необходимее для спасения смирение и истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это — величайший дар Божий и приобретается он многими трудами и потами. Тогда человек в душ е своей ощущает такое спокойствие, которое никакими человеческими словами неизъяснимо. Ищите денно и нощно этот драгоценный бриллиант. Истинно смиренный всех, как себя, любит, никого даже и мысленно не осудит, всех сожалеет, всем желает спастись, видит свою греховную нечистоту и со страхом помышляет, как будет отвечать на Суде Божием, но не предается отчаянию или унынию, а твердо уповает на Воздаятеля и Спасителя своего. Истинно смиренный, если имеет какие от Бога дарования: молитву, или слезы, или пост, или иное что то все оное тщательно скрывает, ибо похвала людская, как моль или ржа, все изъедает.

Нужно приобрести смирение и печальное о грехах своих сердце, и чтобы видеть себя худшими всех людей, без этого сознания не может быть в нас никакого преуспеяния духовного. Когда оно есть, то и молитва будет и любовь ко всем, и утешение благодатное. Старайтесь, без этого нельзя.

Всего более старайтесь и молите Бога, чтобы узреть себя худшими всех человек, чтобы видеть свое растленное греховное состояние и иметь сокрушение и печальное сердце. Это высокое состояние, без этого спасение не созиждется. Без смирения — учат святые отцы, — никто не войдет в Чертог Небесного Царствия. Высоки там своды — да узки врата.

+
...понуждайтесь смиряться перед Богом и пред людьми ...Святой Исаак Сирин пишет, что смирение одно, кроме других добродетелей, может привлечь на нас милость Божию, а где милость Божия — там всякая польза духовная, всякая отрада душевная. При смирении всякая вещь бывает на своем месте: ни к кому нет ревности и зависти, ни к здоровым, ни предпочтенным, ни к обласканным. Всем — свое, а нам — наше при смирении будет и полезно и Богоугодно, даже приятно, если вполне восчувствуем собственное [ничтожество] перед Богом и перед людьми.

+
Если хочешь успешно работать, бороться с искушениями и безбедно подвизаться в обители, стяжи прежде всего смирение и послушание. «Научитеся от Мене, — поучает нас Сам Христос Спаситель, — яко кроток есм и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Но чтобы вы вернее уразумели, что такое истинное смирение, в этом письме изображу вам его признаки. Смиренным можно назвать того, кто питает в себе всецелую преданность воле Божией, кто всякий успех свой приписывает благодати Божией, а не своим способностям или заслугам; кто ни в чем не доверяет своему разумению, но во всем последует повелениям настоятельницы или рассуждением отца своего духовного; кто не только сам не оскорбляет никого, но с радостью переносит оскорбления, причиняемые ему другими; кто с благодарностью довольствуется малым и скудным, считая себя даже и того недостойным; кто истинно считает себя низшим всех и ни в чем не поставляет себя выше других; кто обуздывает язык, нескор на слова и несварлив в беседе; кто не любит празднословия и многословия. В сем и сему подобном обнаруживается истинное смирение. Предуспевший в смирении востекает на высоту любви, посредством которой не с нуждой и трудом, а с ревностью и душевным расположением проходит подвиги христианских добродетелей.

+
Если хотите достигнуть смирения, соблюдайте в общении с сестрами следующее правило Пророка: «Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих» (Пс. 37, 14). Если случится, что кто-нибудь смутит вас, вспомни следующее правило: «Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим...» (Пс. 38, 2) и другое «...Смятохся и неглаголах» (Пс. 76, 5). Не подражай тем, которые недугуют строптивостью и не обращай внимания на их речи, как бы не слышишь их и не замечаешь. Паче же всего сохрани следующее: Поставьте себя в число неразумных, «да премудры будете» (1 Кор. 3,18), т. е. не рассуждайте, не испытывайте и не раздумывайте, когда что приказывает вам наставница, но со всякой простотой и верой, как можно скорее, исполняйте сказанное. Утвердите сердца ваши в таком расположении, и вы легко можете до конца понести благое то послушание, и никакое искушение, никакая кознь диавольская не смогут поколебать вашего душевного мира в общежитии иноческом. Господь да поможет вам всем. 

Монашествующим

Где удобнее спастись? Для спасения души нужно непременно терпение, молчание, молитва и пост, и удобнее спастись в монастыре, нежели в мире, ежели только жить по правилам монастырским, а не так, как иные живут по воле своей, что хотят, то и делают. Жить по-монастырски — ходить в церковь и знать свою келью, читать Слово Божие, жития святых и Псалтирь с молитвами, или проходить пятисотницу по четкам, а с вольномыслящими не знакомиться. Одно только: из кельи — в церковь, из церкви — в келью, и быть всегда в послушании и в занятии. Никого не осуждать, а внимать своему спасению.

+
Приветствую вас о Господе, единомысленный сонм сестер, желающих по силе и возможности жить по учению и наставлению святых отцов, в откровении совести и в совете духовном ...Радуюсь тому, что вы живете во святой обители, но живя в монастыре непременно занимайтесь просто устной Иисусовой молитвой: идете ли, работаете ли, сидите ли, лежите ли — без нее ваша жизнь будет повсегда скучная, а с ней будет рай и Царство Небесное. Где бы вы ни были и что бы ни делали, молитву читайте и друг друга не огорчайте. Скорбите — терпите без ропота и усердно одна другую утешайте, и дружеский союз не разрушайте — и Господь будет вас утешать Своей Божественной Любовью.

+
Берегитесь почасту оставлять свою келлию и ходить без крайней надобности к другим сестрам, дабы не согрешать празднословием, а если и приходит к вам кто бы то ни был, то ради Бога, старайтесь беседовать только об одном, что избрали себе на потребу, — яже суть Божия, а не человеческая, в противном случае, то есть, когда будут говорить что-нибудь непотребное душе, то тотчас же отдайте поклон с прощанием, просите святых его молитв и садитесь за чтение или рукоделие, что себе желаю, и вам передаю и советую. Не от искры ли одной, иногда весьма малой и едва заметной, бывают великие пожары, и от малого зерна вырастает с течением времени великое дерево. Так и у нас: не из сердца ли исходят все помышления злая, за помьшлепием слова и беседы, а там дела и деяния. Поэтому всемерно нужно остерегаться греховных мыслей и мечтаний, свободных слов и разговоров. Всего больше искушаются паши мысли и слово; но вот тут-то и подвиг. Нужно бороться с такими искушениями: лучше перенести скорбь и скуку, нежели впасть в сию прелесть и обман. Памятуйте, что за всякое слово праздное воздадим ответ в день судный. Если бы даже случилось кому-либо из вас скорбные и поносные слышать слова, не смущайтесь, а благодарите — это по большей части служит на пользу нам: ласкательные слова душ у расслабляют и лишают ее твердости и мужества.

По-мирскому жить, как по течению воды плыть, но духовно жить - нужно противиться миру, уклоняться от суетного ласкания, презирая всякое плотское успокоение, умерщвлять духом всякие страсти и любить всякую нищету духовную , со всяким смирением рада Господа, как научает нас Святое Евангелие. Хотя сие в начале кажется трудным в горьким, но последствия бывают благие и добрые. «Положи, Господи, хранение устом нашим и не уклони сердца наша в словеса лукавствия». Молитесь о мне, молюсь и о вас.

+
Крепитесь, молитесь, никого не осуждайте и не огорчайте, всем угождайте. Мало поживши, а много приобретете духовного. Монастырь — это врачебница духовная — всех перевоспитывает, и человек другой бывает: уступчив, снисходителен, и всем почтение воздает, и всем спасения, как и себе, желает.

+
Напрасно некоторые сестры унывают и безмерно скорбят, так, что по-видимому теряют и надежду спасения, по причине своего пребывания в городе. Нет сомнения, что трудно там хранить чистым сердце свое и содержать трезвенный ум, потому что соблазны отовсюду окружают вас, как вода рыбу, живущую в глубинах морских. При всем том имеем свидетельство святых отцов, что когда мы пребываем в мире, по сложившимся обстоятельствам нашего положения, то рука Божия покрывает нас, чтобы не хулилось ради нас имя Божие. И если внимательно присмотритесь к течению своей жизни, то сие самое увидите на самом деле. Потому дерзайте, стойте и мужайтесь, находясь в огне обстоятельных искушений, восстающих на нас со стороны мира, плоти и диавола. Знайте, что сильнее Господа Иисуса нет никого ни на небе, ни на земле. Он сотворит с вами победу, и никто не устоит против Его Всемогущей силы, только старайтесь всегда призывать Его Пресвятейшее Имя, страшное для всякой твари — видимой и невидимой. Не оставляйте Иисусовой молитвы, а если и оставите на день, два и больше, то пришедши в себя, опять начинайте снова. Если кто находится в заботах и делах, но скорбит, что забывает [о молитве], и старается, тому никто не может повредить. Тем более, кто носит внутри персей своих Царя царей и Господа Всемогущего, — тот легко и без трудов попрет и сокрушит всю силу вражью, всякого врага и диавола.

+
Касательно встречающихся неприятностей всегда содержите в памяти евангельское слово Самого Господа: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21,19) и «претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). Общий, совет — ни в каком случае не отчаиваться и не унывать, а на милость Божию уповать, и, главное, не малодушествуйте и не унывайте, а старайтесь с помощью Божией делать возможное за святое послушание. Матушку Игумению и благочинную во всем слушайтесь и никого не огорчайте, всем уступайте. По воле ли Божией или по суду Божию попали вы в эту обитель — это все равно, потому что и воля Божия двояка, и суд Божий двояк, и Един есть Судия живых и мертвых, и всем нам подобает предстать пред судом Христовым. Всеблагий Господь да помилует всех нас.

+
По принятии иночества, скорбныя искушения более попущаются на человека, чтобы навык брани духовной и сотворился, и стал искуснее. Тут уже не должно по-новоначальному разсуждать: зачем то или другое, а просто терпи, смиряйся, и опять терпи, подставляя правую ланиту в духовном смысле, т. е. не оправдываясь, а принимая поношения и уничижения: во-первых, за грехи, во-вторых, ради того, что добровольно избрали вы спасительный путь, который называется тернистым и тесным, и трудным. Особенно принявшим иночество неприлично входить в чужие дела и поступать двулично: в глаза принимать ласково, а заочно говорить противное. Надобно проверять себя и душевредного должно удаляться, не давая воли языку и гневу, самооправданию, которые лишают человека пользы душевной, если скоро не опомнимся...

+
Святой Иоанн Лествичник говорит, что для вступивших в монастырь первая и главная прелесть вражия есть самочиние, самоверие и самоуправство. Каждая из вас да прилагает это к себе, оставляя всех прочих действовать как им угодно и как благоизволяют — каждый сам о себе даст ответ Богу. Далее святой Лествичник показывает три главных страсти, борющие находящихся в повиновении: чревоугодие, гнев и похоть плотская. Последние приемлют силу от первой: похоть возгорается от чревоугодия и покоя телесного, а гнев — за чревоугодие и за покой телесный. Весь же этот злой собор рождается и происходит от самолюбия и горделивого расположения души. Посему Господь и повелевает во Евангелии отвергнуться себя и смириться. Понуждение себя и смирение привлекаем милость и помощь Божию, с которыми человек силен бывает уклониться от зла и творить благое. Если по примеру древних подвижников не можем мы поститься, то со смирением и самоукорением да понуждаемся хоть к умеренному и благовременному воздержанию в пищи и питии. Подобным образом да поступаем касательно сна и бесед и прочего. Вообще, да помним слова апостола: «Аще живем духом, духом и да ходим. Не бываим тщеславны, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал. 5, 26). Зависть вреднее всего, святой Исаак Сирин пишет: «Обретый зависть, обрете с нею диавола». Кто допустит диавола к душе своей, то какого он смущения, мятежа и крамолы не наделает. Да избавит нас Господь от сей пагубной страсти, также и от осуждения других, которое делает нас лицемерами перед Богом.

+
Смиряйте себя ниже всех, и если с пользой хотите пожить в монастыре, то не смотрите вокруг себя ни на кого, кто что делает, а знайте себя, свою старицу — матушку Игумению, и послушание. Ходите неупустительно в церковь, когда можно, — это положите своим неизменным правилом; в келии праздно не бывайте: если не книги, то правило читайте. Это важный предмет, и положите себе цель жизни в том, чтобы очистить ум и сердце от суетных помыслов и соединиться своей душой с Богом, читая молитовку всеусердно во смирении, послушании, в покаянных чувствах, самоуничижении, почитая себя худшими всех и последнейшими, а без этого, хотя и долю проживете в монастыре, мало пользы. Внимайте себе. Время трудное, бойтесь, чтобы не ошибиться, по келиям к другим не ходите, и знакомства не заводите, духом не падайте и не унывайте. Хотя мы и сзади, но в Его стаде...

Предай себя в послушание матушки Игумении и другим, которые помогают матушке Игумении в управлении обителью, и не прекословь ни в чем. Послушание, по Иоанну Лествичнику, — выше поста и молитвы; и будешь иметь мир, спокойствие и любовь ко всем, и сердце твое всегда будет радоваться о Господе.

+
Один прозорливец видел в видении пустынника и послушника. У послушника на шее была золотая гривна или цепь, прозорливец спросил: «Почему такая честь послушнику?» Ему в ответ сказано: «Пустынник хотя и много трудился, но по своей воле и по своему желанию, а послушник жил в отсечении своей воли и своих желаний». Сестры о Господе, все сие пишу дабы вас ободрить и подкрепить, чтобы вы на послушание не роптали и матушку не осуждали, за то, что вы трудитесь, получите гривну указанного послушника, и великую награду и спасетесь.

+
...советую вам всем ...В случае же уклонения от заповедей Божиих врачевать себя искренним покаянием и твердой решимостью впредь обуздывать свое самолюбие, которое есть главная вина в нарушении заповедей Божиих и всего должного. От самолюбия — гневливость, от самолюбия — осуждение и порицание других, от него — негодование и ропот, и самооправдание, и нехотение ничего потерпеть, а вследствие всего этого — малодушие и оставление молитвенного правила, и чтения духовного и прочего, что требуется от монаха и монашек... Господи, помилуй нас. Господи, помози немощи нашей. Не попусти, Господи, до конца врагу поругаться над созданием Твоим, искупленным Честною Кровью Твоей. Подаждь нам, Господи, покаяние истинное и смирение нелицемерное, и воздержание, и подвизание благоразумное, дух сокрушен и трезвение сердечное.

+
Милость Божия буди с тобой сестра Параскева, сестра Антонина и остальные. Поздравляю вас с первым чином Ангельским — со одеянием вас в подрясники, и сердечно желаю вам пожить по-монашески. Образ сей первый монашества Ангельским называется, значит кто живет истинно по-монашески. С первого образа получивши подрясник, тот или та живет ангельски, то есть бесстрастно, в целомудренной чистоте и кротости, и смирении. Вам, вступившим в первый путь монашества, надо все сие сохранить и в терпении пребывать, потому что без терпения ни одна из вышесказанных 3-х добродетелей не исправляется, а кольми паче кротость. Поэтому во время пострижения в мантию и внушается приступающему к сему имати и досадитися и уничижитися и вся скорбная понести. Так и вы, приняв первый образ монашества, должны все сие понести, чтобы слышавши это наперед, постриженный не извинялся; так и вы не должны отчаиваться и духом падать, и унывать, и роптать, а старицам подражать и не оправдываться, когда после на самом деле обыдут вас скорбные обстоятельства. Знаю, что вы все это хорошо знаете и без меня, но пишу вам и напоминаю об этом для большего утверждения, и особенно потому, что по вступлении в монастырь боримы бывают врагом особенно: и ревность бывает не по разуму, и печали, уныния, и охлаждение, и своих обетов забвение. Поэтому ни малодушествовать, ни унывать не следует, хотя бы и пришлось в чем пострадать; надо каятся и восставать, по апостолу «задняя забывать, в предняя простираться». Повторяю — бойтесь осуждать настоятельницу, казначею, икономиссу и кого-либо, и ревновать не по разуму. В монастыре соблюдай особенно два слова — «благословите» и «простите», что говорят — слушай, и что дают — кушай, по своей воле не поступайте, а что благословляют — без ропота исполняйте, и за все благодарите Господа и Царицу Небесную.

И вот вам теперь спасительное дело и Богу угодное — живите совместно, друг перед другом отсекайте свою волю и несите свой труд кому что Бог благословил, и в то же время усердно упражняйтесь в делании Иисусовой молитвы. Хорошо пожить вместе как можно побольше, а главное — навыкнуть Иисусовой молитве, паче и смирению, которое дается Богом за послушание. Тогда не будет страшно нигде: ни в мире, ни в утробе земли. Вы еще духовно-юные, а таковым святые отцы запрещают великие подвиги. За большое не беритесь, а малого не оставляйте. Смиряйте себя ниже всех и читайте Иисусову молитву постоянно. Я вам благословляю. В этом обрящете вечную жизнь.

+
Живите не тужите, никого не осуждайте, и не огорчайте матушку Игумению. Почитайте, святой Исаак пишет: «Лучше согрешить против Бога паче против настоятеля или настоятельницы». Она печется о душах ваших. Посторонних речей не слушайте, а внимайте себе и заботливо проходите послушание, без ропота, и за все благодарите Господа и Царицу Небесную, что Она вас сподобила жить в монастыре. О, какие вы счастливые, другие желают, но не могут поступить [в монастырь].

+
Востаните со мною, чада и сестры, сподвижницы и спутешественники на пути, ведущем нас па небо. И прежде всего держитесь духовных подвигов с усердием и мужеством, распаляйтесь подобно огшо, ходя на ночные песнопения и на дневные послушания и потом будьте тщательны и во внешних делах, которые вам поручаются. Итак не будьте слышателем забывчивым по Писанию, но бывайте вместе и слышатели закона и творцы слова, как хочет сего Бог. Имейте между собою соревнование, и понуждайте друг друга, стараясь каждый скорее послушать, не дожидая второго слова от повелевающего, тот явится из Вас вышним во смирении, кто с первым словом прощения с поклоном и принимает на себя всю вину. Если Вы так делаете, то я твердо уверен, что Вы находитесь в радости и веселии, возноситесь надеждою и бесстрастию и с дерзновением восходите к небесному. Если Вы чисты душею и уж е чужды завистливого рвения, лучше же сказать, если Вы бесстрастны или хоть бы страсти искушали и смущали Вас, но вооруженные такими духовными доблестями, Вы будете прогонять бесов борющих Вас и такой ратоборец допустит, чтобы не быть всегда вооруженным. Хотя бы он всегда побеждал. И как такого не увенчает Царь Небесный, хотя бы он получил и тысячи ран, но только не был бы умерщвлен от греха. Горе, горе, матушки и сестры и чада духовные. Какую славу наследуют преблаженные послушницы. Поистине каждая в каком чину благоугодном Богу, в том и получит блага.

+
...молю вас усердно, повергаюсь к ногам вашим, прошу, умоляю и припадаю, как отец недостойный, как брат, как чадо, как раб ваш: стойте, дерзайте, мужайтесь, восходите, возноситесь мыслию на небо, дабы мысленно увидеть Господа нашего Иисуса Христа, сидящего на Херувимах и Серафимах на престоле славы Своей, Которому предстоит весь ангельский чин и служит со страхом и трепетом.

Тогда услышат благословенный глас Владыки, достойно совершившие подвиг свой, ничего не пожелавшие от мира сего и не прельстившиеся его суетой. Ибо тогда сказано: «Праведницы просветятся, яко солнце» (Мф. 13, 43). «приидут от восток и запад, и севера и моря и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом» (Мф. 8, 11) в неизреченной радости, тогда Царь и Господь разделит Свои дары по заслугам каждой.

Какую славу наследуют преблаженные послушницы! По истине каждая в каком чину благоугодила Богу, в том и получит блага.

Хотя и велики перед Богом те, которые послужили Ему в горах и в вертепах, и в пропастях земных, затворники, столпники и во всяком другом жительстве прославившие Бога, однако знайте, сестры мои, возлюбленные, что когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос, раздаятель безчисленных благ, то избрал не пустынное житие или столпничество, но образ повиновения. Ибо Сам Он говорит: «Яко снидох с небесе не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» (Ин. 6, 38). И еще: «Аз о Себе не глаголах ничтоже, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Ин. 12, 49). Препоясавшись же лентием, Он принял образ слуги, умыл ноги ученикам и отер их лентием. И еще в другом месте говорил: «Аз же посреде Вас есмь яко служай» (Лк. 22, 27).

И так вот, чада мои и сестры, как видите, Господь избрал предпочтительно наше житие, житие в повиновении, а не иное какое из прочих всех. Как же вам не радоваться? Как не преисполниться радости и веселия, что и вы жительствуете по подобию Господа нашего Иисуса Христа? Есть ли для вас что-либо блаженнее сего?

Итак, не ублажайте иного жительства, паче нашего, если только правильно проводите оное. Посему, как повествуется и в Патерике о трех образах монашества: пустынника, больного и послушника, не был ли виден в откровении послушник с венцом, светлейшим прочих? Ей, поистине.

+
На Кавказе, где прошлый год был по болезни, я посетил многие места, где живут сестры, и был у пустынников, которые живут в горах крайним житием, ради Бога и спасения души своей. И видел на опыте то, что святые отцы описывают в своих Богодухновенных книгах. Видел, что во всяком месте — и в пустыни уединенной, и среди шумного многолюдства — те из христиан и монашествующих, которые вникают в слово Божие и стараются осуществить его жизнью, наполняют мышцы свои, ум и сердце напутствием к блаженной вечности. И наоборот те, которые небрегут об упражнении в слове Божием, о исполнении святых Божиих заповедей, пребывают в горестном омрачении, в плену греха, в совершенном бесплодии, несмотря на то, что живут в глубокой пустыни. Пустынножитие, не соединенное с духовными занятиями, вскармливает, тучнит, усиливает греховные страсти, — так наставляют нас святые отцы. Слово Божие есть живот вечный, так и питающийся им жив будет во веки, где бы ни находился этот человек: в пустыни ли, в монастыре ли или в многолюдном месте — везде слово Божие сохраняет свое святое свойство. Свойство живота вечного. А потому никакое место не препятствует причащаться жизни духовной — единой истинной жизни, а тем более нам и вам, живущим вдали соблазнов мирских. Пребывая здесь, я вам всегда напоминал, увещевал вас заниматься словом Божиим, молитовкой Иисусовой. Они могут даровать нашей и вашей обители великий плод духовной, они могут построить духовную ограду вокруг обители вашей, не имеющей вещественной ограды. Эта духовная ограда будет крепче и выше всякой ограды, воздвигнутой из кирпича и камней, никакой порок не проникнет в обитель вашу, никакая добродетель не утратится из нее. Находясь в отсутствии, не нахожу ничего лучшего, как повторить вам письменно то, что говорил устами: не проводите жизни вашей в пустых занятиях, не прометайте жизни земной, краткой, данной нам для приобретения вечных нескончаемых благ. Она пробежит- промчится и не возвратится, потеря ее невознаградима, проводящие ее в суетах и без покаяния лишают сами себя блаженной вечности, уготованной нам Богом. Употребите ее на искание воли Божией благой и совершеной, изложенной в Священном и Святом Писаниях, как сказал святой апостол, — «Мне убо неленостно, вам же твердо» (Фил. 3, 1)