22 января 2018

Любовь человеческая и Любовь Божественная

Из книги архимандрита Нектария (Мулациотиса) "Иисус как Любовь и Возлюбленный"

...Те, кто подлинно вкусил христианства, не только не оставили Бога, но и ощутили в своей душе некое величие, некое неизреченное и неиссякаемое ликование и блаженство. Подобного на этой земле человек нигде не встретит. Лишь слабые отблески этой радости и блаженства,
и то лишь в малой мере и приземленной форме, доступны человеку в пору первой влюбленности, когда впервые бьется в трепете его неокрепшее сердце. 

Вы когда-нибудь встречали влюбленного человека? Посмотрите, как он сияет! Посмотрите, как он летает от радости и счастья! Он не может скрыть того, что чувствует его сердце, того, что переживает все его существо! И если человек находится в таком состоянии, когда он влюблен в другого человека, то можете ли вы до конца осознать или хотя бы помыслить то, что он чувствует и что переживает его сердце и все его существо, когда тот, кого он любит, не есть простой человек, но Сам Бог?! Когда его возлюбленный — не случайный человек, в какой-то момент появившийся в его жизни, но Творец и Создатель всего мира, Иисус Христос! 


Нельзя скрыть и того, что по величию радости и блаженства человеческая любовь и Любовь Божественная разнятся так же, как галька и алмаз, как луна и солнце, как смерть и жизнь. Однако где и как современный человек узнал Христа? Увы, но большая часть из нас по-настоящему не знает Его. Как показывают социологические опросы, наше молодое поколение толком не знает даже истории своего отечества. Ответы старшеклассников на соответствующие вопросы журналистов относительно национальных праздников подтверждают истинность этих слов. И если сегодня ты толком не знаешь даже истории своего отечества, разве возможно, чтобы ты знал, кто такой Иисус? 

Для того чтобы узнать кого-то и понять, кто он и что он, требуется немало времени. Нужно, чтобы ты не раз встретился с этим человеком лично или чтобы кто-нибудь другой, кто знал его очень хорошо и был его близким другом, рассказал тебе о нем. Если о каком-либо человеке тебе будет рассказывать некто, кто знаком или был знаком с ним лишь поверхностно, — как, к сожалению, многие из нас, современных клириков, имеют лишь формальные отношения со Христом, — он, разумеется, не сумеет описать его ясно и правильно. Тем более, если о ком-то будет рассказывать его враг, — он, без сомнения, создаст у тебя отрицательное представление об этом человеке и, возможно, вызовет неприязнь к нему самому и к тому, чем он занимается. 

Из всего приведенного выше неизбежно следует вывод, что большинство из нас не могут быть названы даже оглашенными и что мы вообще никогда еще не встречали Христа лично, чтобы по-настоящему узнать Его. И даже если какие-то люди рассказывали нам о Христе, то их отношения с Ним были настолько непрочны, что они не сумели и нашим душам передать это переживание встречи с Ним и не смогли зажечь в нас пылкое желание самим узнать Его. Таким образом, большинство современных людей относятся ко Христу с безразличием или имеют с Ним формальные и поверхностные отношения. А многие из-за полного неведения или из-за того, что услышали о Христе от кого-то другого, кто был Его врагом, и вовсе относятся к Нему с неприязнью. Итак, чтобы последовать за Иисусом, прежде надлежит каким-либо образом познакомиться с Ним. Затем — проникнуться к Нему добрым чувством. А для того чтобы иметь со Христом подлинные отношения, отношения жизни, необходимо возлюбить Его всем сердцем. Когда ты кого-то любишь, ты стараешься и стремишься разделить его желания, подражаешь его поведению, его образу жизни, каждый день думаешь о нем, твои глаза беспрестанно ищут встречи с его глазами. Ты постоянно переживаешь это единение с ним — единение сердечное и любовное. 

Поэтому я еще раз повторю, что православие есть вера, доверие и переживание. Запад же, напротив, рационалистичен и холоден, он воспринимает Иисуса совершенно иным образом, нежели Его воспринимает Восток, православие которого является верой сердечной и согревающей.

Перед всеми нами, кто знает сегодня, что Христос не был каким-то простым или даже великим духовным учителем человечества, но является Самим Богом и нашим Творцом, встает теперь серьезный вопрос: следуем ли мы за Христом и верим ли Ему только по той причине, что искренне полюбили Его, как это сделали апостолы? Или же мы поступаем так по совершенно иной причине, а именно: мы знаем, что Христос есть Бог, и нам кажется, что, просто находясь близ Него, мы когда-нибудь войдем в Его Царствие?
В последнем случае мы уподобляемся «друзьям» какого-нибудь царя или богача, которые оказались рядом с ним не из-за любви к нему, а из-за желания получить ту или иную выгоду: за богачом мы видим горы сокровищ, а от царя ждем высокого назначения, пусть даже нас поставят привратниками царского дворца. 

Читатель, задавался ли ты когда-нибудь вопросом: почему и по какой причине ты следуешь за Христом и веруешь в Него? Отвечал ли ты самому себе на этот вопрос искренне? 

Возлюби Христа непритворно и бескорыстно! Возлюби Его просто, как Ты любишь своего отца, мать, братьев и друзей! Возлюби Его как своего Отца, Брата, Друга... Возлюби Христа больше, чем других… И лишь тогда любовь твоя будет искренней и непритворной, а это значит согласиться даже на то, чтобы не пойти в рай, но отправиться куда угодно еще, лишь бы только всегда быть рядом с Тем, Кого ты полюбил, — с Иисусом… 

Я люблю Христа, потому что Он как Бог есть Сама Любовь! И Он доказал это наилучшим образом, пожелав ради милости к нам стать человеком и прийти на землю. Однако Он явился не во славе, не так, чтобы заставить меня уверовать в Него, но родился в вертепе как простолюдин и жил в нищете и смирении в маленьком городке захолустной римской провинции. Его человеческая жизнь была совершенным выражением деятельной любви, венцом которой стала Его добровольная и бесконечно высокая жертва — Крест, страдания и смерть. Учение Христово, Им же Самим и претворенное в жизнь, явилось высочайшей мудростью, которая привела все человечество и мировую культуру к самым благородным завоеваниям духа. Те, кто принял с верой и разнес по всем концам земли весть о Его воскресении из мертвых, заплатили за нее великую цену, но это благовестие принесло всем нам величайшую надежду, которую только может вместить человеческое сердце, и разрешило всякую проблему человеческого бытия. 

Я люблю Христа, потому что благодаря этой надежде моя жизнь обрела смысл. Сам Он не обещает мне никаких наслаждений, зависящих от материальных благ и выгод мира сего, но дарует мне эту земную жизнь, которая полна возможностей прикоснуться к нетленному духовному наслаждению. Моя радость целиком и полностью зависит от того, смогу ли я войти в страну Божественной Любви, которая является движущей силой жизни, то есть моим единением с Ним, так как «Бог есть любовь».

Такие вещи, как богатство, внешняя красота и слава (а равным образом бедность, уродство или немощь), которые могут меня коснуться, покажутся мне незначительными и ничтожными по сравнению с радостью горней любви. Эта любовь делает меня лучше настолько, насколько я стремлюсь жить по воле и заповедям Христовым: любить Его Самого и Его братьев, то есть своих ближних, как люблю самого себя. 

Я люблю Христа потому, что Его живое присутствие в моей жизни наполнило мое сердце величайшей радостью, внутренним покоем, миром и безмятежностью, чего не может принести мне никакая иная сила. Моя жизнь полна искушений и скорбей, но таков был мой выбор — я сам утратил рай, который Господь изначально уготовал мне. Но в каждую трудную минуту этой жизни я чувствую, что Он рядом, что Он понимает меня и духовно укрепляет, потому что и Сам Он, будучи Богом, претерпел скорбь, борение, страдание и муки ради милости ко мне и дошел до предела жертвенности — отдал Свою жизнь. Я не мог бы ни за кого испытывать такую гордость и ни к кому питать такого благоговения, как к Тому, Кто делами показал Свою великую любовь ко мне. 

Я люблю Христа, потому что могу доверять Ему. Ни в Его облике, ни в Его словах никогда не было ничего ложного или неисполнимого. Напротив, моя душа не знает ничего более истинного, чем вера в Него. Жития святых Его Церкви и примеры подлинных подвижников веры пламенно вдохновляют мою душу и таинственно воодушевляют мой ум. Я верю, что грядет суд за все, неправедно мною содеянное, но знаю, что Бог все устраивает к моему благу. Я знаю, что через какие бы суровые испытания Бог ни попустил мне пройти, Он всегда в силах поддержать меня и ежечасно готов помочь мне.

Я чувствую бесконечную благодарность ко Христу, потому что обязан Ему высочайшим благом жизни. Насколько может вместить мой разум, я восхищаюсь Им как Создателем всего того мира, который нас окружает, поскольку все силы природы имеют Его своим началом. Если я благодарен родителям и всем тем, кто заботился о том, чтобы у меня с самого детства была крыша над головой, пища и одежда, то с несравненно большей благодарностью сердце мое будет преклоняться перед Тем, кто дарует нам возможность самой жизни и поддерживает в мире гармонию. 

Бог определил во Вселенной место для Земли и установил ее движение таким образом, чтобы она не раскалялась и не остывала. Бог приводит в движение бесконечное разнообразие живых существ на земле. Бог установил естественные законы, по которым существует космос и все ведомое и неведомое нам, что находится в нем. Бог упорядочивает действие органов моего тела и подает воздух, необходимый для моего дыхания до тех пор, пока по Его воле оно не прервется навеки. Более того, все волосы главы моей, как говорит Евангелие, сочтены Им, а это знание полностью сокрыто даже от родившей меня матери. 

Бог знает меня намного лучше моего самого преданного друга, Он ведает все глубины зыбей моей души. И видя бесконечное число моих недостатков, которые бы заставили любого человека, узнавшего о них, испытать ко мне отвращение, — Он любит меня настолько, что мой разум не в силах измерить эту любовь. 

И уже только по этой причине мне стоило бы отдать Ему самое дорогое, что у меня есть. Но Он не ждет от меня никаких даров в обмен на Свою любовь, и несмотря на то, что бессчетное число раз я отворачиваюсь от Него и даже враждую с Ним, Его любовь ко мне не иссякает — так и солнце не делает различия в том, на кого посылать свои лучи. 

Я люблю Христа за то почтение и тактичность, с которыми Он обращается со мной. Мой союз со Христом подобен зеркалу — когда подходишь ближе, и Он приближается к тебе, а когда отходишь, и Он удаляется. Христос всегда рядом, но Он оставляет за мной право выбора либо обрести Его, либо отвергнуть Его. Как абсолютная Любовь, Он ценит мою свободу выбрать меру близости с Ним. Он готов принять меня с распростертыми объятиями всякий раз, когда я возвращаюсь к Нему после очередного предательства и говорю Ему безыскусное «прости». Я люблю Христа, потому что Он, будучи занятым миллиардами людей, проявляет интерес и ко мне лично, наделяя мою жизнь самодовлеющей ценностью. Если какая-то важная персона — премьер-министр, крупный магнат или «звезда» шоу-бизнеса — выразила бы согласие пусть даже на одну встречу со мной, я бы почел это за великую честь. Он же, будучи Богом Вселенной, дарует мне право говорить с Ним в любое время, когда бы я этого ни пожелал и в каком бы месте и состоянии я ни находился: сижу ли я дома или нахожусь на работе, еду ли в автобусе или мою посуду, наблюдаю ли с восхищением и благодарностью к Нему закат солнца или, находясь в каком-то месте, где мне может угрожать опасность, ищу у Него защиты. Он внимает мне и тогда, когда я беседую с Ним во время прогулки, и тогда, когда я коленопреклоненно славословлю Его. 

Я люблю Христа, потому что Он есть крепчайшие узы, связывающие меня с моими друзьями, даже если нас разделяют большие расстояния: мне достаточно лишь представить, что все мы, упав на колени, склонились перед Ним, словно прекрасные цветы, растущие рядом друг с другом в Его бескрайнем саду. И до тех пор, пока Он будет занимать все мои мысли, в моем сердце не будет гнездиться ни ненависть, ни злоба к тем, кто несправедлив ко мне. 

Я люблю Христа, и поэтому весь мир и сама жизнь приобретают непреходящее очарование от осознания того, что они полны Его присутствием. Самая прекрасная игра, которую я когда-либо познал в своей жизни, — это охотиться за волей Господней. Каким бы плохим игроком я ни был, Он не отказывает мне в помощи и снисходительно относится ко всем моим попыткам настигнуть Его волю. Каждый малый успех наполняет меня радостью, а всякий промах смиряет и умудряет, потому что я верую в силу Его Любви и надеюсь только на нее. Эта Любовь побуждает меня стремиться к вечной радости, которую только Бог может даровать стократным воздаянием, как в настоящей жизни, так и после смерти за все дела, совершенные во славу Его. Любовь Христова определяет смысл моего явления в эту жизнь. Всякое сравнение Бога с чем-то хоть сколько-нибудь значительным подобно сравнению создателя с творением, истины с ложью, нетления со смертью! 

Я люблю Христа, потому что Христос есть Любовь, и ничто не может сравниться с Ним!