16 мая 2019

О различных наименованиях Христа

Святитель Никита Ремесианский

Предлагаемый вниманию читателей трактат – вовсе не схоластика. Это то, что происходит с нами каждый день, когда мы молимся Господу Иисусу Христу и называем Его то Агнцем Божиим, то Словом Отчим, Истинным и живым Путем, Врачом душ и телес и многими другими дорогими для нас священными именами. 

Мы читаем Священное Писание и видим, например, из Евангелия от Иоанна, что Христос называется то Светом, то Дверью, то Пастырем, то Агнцем. Возникает вопрос: зачем такое множество имен, и что означает каждое из них? А с другой стороны, если Бог неизреченен, то почему у Него столько наименований? Богословие Православной Церкви отвечает следующим образом: Бог непостижим по сущности, но постижим по Своим энергиям, и Его имена связаны с Его энергиями, или действиями. Соответственно, молясь и призывая имя Божие, мы призываем Его освящающую и преображающую силу. Об этом и написан данный небольшой трактат.

Его автор – святитель Никита Ремесианский (350–420), апостол Дуная. Он просвещал жителей придунайских земель, где позднее появились государства Сербия, Болгария, Румыния, Молдавия. Учителем его был Феофил, епископ Томийский. Святитель Никита просветил целый ряд варварских племен: скифов, даков, гетов… Особенно велик его подвиг проповеди бессам – диким обитателям Родопских гор (современная Болгария). Жестокость их была такова, что они приносили в жертву демонам. Святитель Никита своим тихим и кротким словом преобразил их: они сделались горячо верующими христианами. Он перевел слово Божие на язык бессов и познакомил их с христианским богослужением, в частности с гимном «Тебе Бога хвалим». Память святителя Никиты празднуется Православной Церковью 24 июня (католической – 7 января).

Из его литературного наследия осталось шесть книг «Наставлений», часть которых дошла до нас в двух рукописях (A = Cod. Vatic, lat. 314. Saec. xv. B = Cod. Vatic, lat. 325. Saec. xi.) и была опубликована в начале ХХ века: «О различных наименованиях Христа», «О бдениях», «О благе псалмопения» и др
. Среди них и этот трактат. 

*  *  *
О различных наименованиях Христа

В Священных Писаниях находятся многие имена и многие наименования, приличествующие Иисусу, Господу и Спасителю нашему. Он называется Словом [
См.: Ин. 1: 1], именуется Премудростью [См.: 1 Кор. 1: 25], Светом [См.: Ин. 1: 5, 7], Силой [См.: 1 Кор. 1: 25], Десницей [Исх. 15: 6: «Десница Твоя, Господи, прославилась крепостью»], Мышцей [См.: Лк. 1: 51], зовется Ангелом [Ис. 9: 6: «И нарицается имя ему велика совета Ангел» (в греческом и славянском тексте)]. Он именуется Человеком [1 Тим. 2: 5: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус»], Агнцем [См.: Ин 1: 29], Овцою [См.: Ис. 53: 7], Священником [См.: Евр. 3: 1]. Именуется Путем, Истиной, Жизнью [См.: Ин. 14: 6]. Зовется Он Лозою [См.: Ин. 15: 1], Праведностью, Искуплением, Хлебом [См.: Ин. 6: 48], Камнем [См.: Мф. 21: 42], Врачом*, Источником воды живой [См.: Ин. 7: 37–38], Миром [См.: Еф. 2: 14], Судией [См.: Мф. 25: 31–46], Дверью [См.: Ин. 10: 1]. Этим всем Он называется, когда Он один и Тот же, от Бога иной Бог наш**, чтобы познавался разум Его смотрения и силы.

Ты слышал наименования. Каковы же их значения?

Он называется Словом или потому, что непостижимо рожден от Бога Отца, или потому, что рождение произошло без уменьшения Отеческой субстанции
***. Ведь и человек, кажется, не претерпевает никакого уменьшения, когда произносит слово. Или потому Он именуется Словом, что чрез Него Бог Отец всегда глаголет и ангелам, и человекам [См.: Евр. 1: 1]. Он называется Премудростью, потому что в начале чрез Него все премудро устроено. Светом Он зовется потому, что Он осиял начальные сумерки мира [См.: Быт. 1: 3; 2 Кор. 4: 6] и отгнал Своим пришествием мраки человеческих умов. Силой Он именуется потому, что Его не может превозмочь никакая тварь. Десницей и Мышцей Он называется потому, что чрез Него все сотворено и Им содержится.


Зовется Ангелом великого совета потому, что Он Сам есть Вестник Отеческой воли [См.: Евр. 10: 5–7]. Называется Иной Человек [См.: 1 Кор. 15: 45–47], потому что ради нас удостоил человеков родиться как человек. Именуется Агнцем по причине особой невинности. Зовется Овцой, чтобы явилось Его страдание [См.: Мелитон Сардийский. О Пасхе].
Священником Он называется или потому, что Свое тело принес в жертву и приношение, или потому, что сподобил нас каждый день приносить Его в жертву****.

Именуется Путем, потому что чрез Него мы приходим ко спасению. Называется Жизнью, потому что Он разрушил смерть. Зовется Лозою, потому что, раскинув ветви рук на Кресте, даровал сему веку плод сладости
*****. Называется Праведностью, потому что чрез веру в Свое Имя оправдывает грешников [См.: Деян. 4: 12]. Речется Искуплением, ибо нас, некогда погибших, искупил Он ценою Своей крови. Называется Хлебом, ибо Он утоляет чрез Свое Евангелие голод души нашей.

Называется Камнем [См.: Деян. 4: 11], потому что змея не оставляет на нем следа и Он Сам дарует нам твердыню. Именуется Врачом, потому что Своим посещением исцелил наши немощи и наши раны [См.: Ис. 53: 4]. Источником воды живой Он зовется потому, что Он омывает и оживляет грешников чрез омовение возрождения [т.е. Крещения. См.: Тит. 3: 5]. Именуется Миром потому, что воедино собрал расстоящих и примирил нас с Богом Отцом [См.: Еф. 2: 14–16]. Называется Воскресением потому, что Он Сам все тела воскресит из гробов. Речется Судией потому, что Он Сам есть будущий Судия живых и мертвых [См. Символ веры: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым»]. Называется Дверью потому, что чрез Него верные входят в Царствие Небесное.

Следовательно, поскольку наш Господь называется таковыми именами и наименованиями, то имей веру, о верующий, и утверждай свою надежду во всей таковой добродетели. Ведь Само Слово явилось тебе, чтобы Ты познал Отца. Если желаешь правильно знать, вопроси Самого Того, Кто есть Премудрость. Если твой разум страдает от некоего мрака, то проси Христа, ибо Он есть Свет.

Ты болен? У тебя есть прибежище, ибо Он есть Врач и Сила. Желаешь ли знать, чрез Кого сотворен мир и Кем все содержится? Веруй Ему Самому, ибо Он дарует десницу и мышцу. Ты одержим неким страхом? Во всем тебе как бы будет сопутствовать Ангел. Если тебе покажется трудным приступить к таковому величию Единородного, то не отчаивайся, ибо Он стал Человеком и к нему человечество стяжало легкий доступ. Если ты будешь невинен, то Он присоединится к тебе, как Агнец. Если тебя опечаливает какое-либо языческое преследование, то стяжай веру, ибо и Сам Он как Овца был принесен в жертву [См.: Ис. 53: 6] и как Священник воспримет тебя, приносимого Отцу.

Если ты не знаешь дорогу спасения, спроси Христа, ибо Он Сам есть Путь душ наших. Если хочешь знать истину, послушай Его Самого, ибо Он есть Истина. Совершенно не бойся смерти, ибо Христос есть Жизнь верующих. Тебя радует сладость века сего? Лучше обратись ко Кресту Христову, чтобы ты освежился сладостью Лозы, Которая висела на Кресте. Ты – погибший грешник? Ты должен алкать правды, жаждать Искупителя, Каковым является Христос. И Он насытит, ибо Он есть Хлеб. Если в чем-то колеблешься, то укрепись в Нем, ибо Он есть Камень и тебя поставит утвержденным, подобно стене. Ты болен и слаб? Проси лекарства у Него Самого, ибо Он есть Врач. Ты терпишь жар грехов, или ты скорее какой-то оглашенный? Беги к Источнику жизни, чтобы пламя твое погасло и душа твоя последовала вечности. Если тебя мучит гнев и возбуждает раздражение, прибегни ко Христу, ибо Он есть Мир, чтобы ты примирился с Отцом и возлюбил всякого человека настолько, насколько, как ты считаешь, следует возлюбить тебя.

Если ты боишься умервщления этого тела и страшишься смерти для этой жизни, то вспомни, что Он есть Воскресение. Он может восставить то, что пало. Если тебя соблазняет похоть греха и обольщают пороки плоти, то помышяй о том, что Он есть праведный Судия и суровый Следователь, а также Уготователь вечного огня, и тогда ничто не соблазнит грешить тебя, грешника. И, наконец, брате, если тебя охватит когда-нибудь отчаяние относительно торжества справедливости, об ожидании небесной славы, то верным разумом помысли Его Дверью. Ибо, воскреснув чрез Него из мертвых, ты проникнешь и в тайны небес и последуешь ангельскому сообществу******. И ты услышишь сей желанный глас: «Рабе благий и верный, войди в радость Господа Твоего [См.: Мф. 25: 21]»
, наследуй царство, уготованное тебе от сложения мира. Аминь.

Перевод с латинского диакона Владимира Василика

*«Есть только один Врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос». – Игнатий Богоносец. К ефесянам. 7.

**См., в частности, Никео-Цареградский символ: «Верую… во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия… Света от Света, Бога истинна от Бога истинна».

***Эти слова свидетельствуют о глубоком православии святителя Никиты, который мыслил о Сыне Божием согласно со святыми Афанасием Александрийским и Василием Великим.

****Имеется в виду латинский обычай ежедневной Литургии.

*****Этот мотив присутствует в Одах Соломона и в гимнах преп. Ефрема Сирина на Распятие.

******В теле живя, приняла
образ ты сил бестелесных
и на земле перешла
в горнего мира гражданство.
Григорий Богослов, святитель. Увещание к деве