19 октября 2018

Св. Антиох Палестинский о молитве

Из «Пандектов»*. Слово 106-е. О молитве

Проводить время в непрестанной молитве необходимо и полезно для нас. Посему будем просить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Кол. 1:3) дать нам духовное разумение, чтобы трезвиться и бодрствовать (1Пет. 5:8), и просить у Него, чтобы воля Его была в нас (ср. Мф. 6:10). Ибо именно этого Бог и Спаситель наш, духовный Свет Сущий и истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9), заповедал нам просить. 

Посему когда призываем Святую и Единосущную Троицу во всесвятых молитвах незамутненным умом и готовностью к соединению с Богом, тогда и мы сами присутствуем и принимаем все добродетельные дары Божии, вокруг Нее утвержденные; молитва же выше всех добродетелей, когда она чиста и приближает к Богу. Ибо молитва есть произращение кротости и безгневия, молитва есть оплот радости и благодарения, защита от печали и подавленности. Посему следует во время молитвы утверждать ум и глас неболтливый, тогда-то и можно молиться, ибо молитва есть беседа с Богом. 

В каком же устроении нуждается ум, чтобы быть в состоянии беседовать со своим Владыкой, ни в чем не претыкаясь от чуждых помыслов? Молитва, которая с плачем и в Духе, есть пища для ума, так же как хлеб – для тела. Так что блажен ум, который во время молитвы, не развлекаясь, беседует с Богом. Посему таковой, словно птенец орла, взлетает в высоту и, весь изменяясь Божественным изменением, становится совершенным. И когда мы стоим на молитве, будем молиться так, чтобы, как сказано, была бы не наша воля, но – Бога. Как мы и научены: Да будет воля Твоя(Мф. 6:10) во мне и во всяком деле, чтобы мы так Его просили, чтобы Его была воля. Ибо Он желает блага и пользы для души. Мы же необязательно этого ищем, но лучше пожалеем себя со многим плачем, потому что, будучи столь нечисты, дерзаем приступить к Господу Саваофу (ср. Ис. 6:5). 

Так что желающий [Col. 1757] чисто молиться пусть прежде всего молится о содействии слез, чтобы через плач облагородить дикость души и достичь чистой молитвы. Ибо настойчивая и непрерывная молитва через беседу с Богом исхищает ум от мирских помыслов и поставляет его перед Богом и через эту близость к Богу преисполняет благоговением и добротой. Без смиренномудрия же молитва неблагоприятна, ибо призре на молитву смиренных и не уничижи моления их(Пс. 101:18). Посему желающий очистить свое сердце пусть всегда возгревает его памятью Господней, только это и имея непрестанной заботой и деланием. Ибо желающим избавиться от грязи в собственной душе не должно когда-то молиться, а когда-то – нет, но [должны] всегда заниматься молитвой в хранении ума, хотя бы мы оказались и вне молитвенных зданий. Ибо так же, как если кто-то, желая очистить золото, дает огню хотя бы на краткое время ослабнуть в плавильной печи, то придает прежнюю жесткость очищаемому веществу, так и тот, кто тó когда-нибудь помнит о Боге, тó когда-нибудь не [помнит]. И то, что он, как кажется ему, приобретает через молитву, то самое он и теряет через небрежение. Ибо так же как соединение с огнем делает железо недоступным для прикосновения к нему, так и частые молитвы делают ум более сильным в войне с врагом. И так же как раскаленное железо приобретает цвет огня, так и ум просвещается сиянием огня благодати, который Спаситель наш пришел низвести на землю (Лк. 12:49). И поэтому Господь, желающий, чтобы мы спаслись, часто говорит нам о ней [молитве] и становится примером для нас, проводя ночи в молитве к Богу, и что Бог есть наивысшая польза, и что настойчивая молитва порождает большую близость к Богу. 

Посему молящимся прежде следует просить Дающего молитву о получении дара молитвы, как сказано: Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух, говорит он, ходатайствует за нас (Рим. 8:26). И, получая, исполним веленное нам Законодателем. Ибо говорит Моисей: Аще же обещаеши обет Гос подеви Богу твоему, да не умедлиши воздати Его, яко взыская взыщет Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех. Исходящая из уст твоих сохрани (Втор. 23:21–23). И опять: Человек, иже аще обещает обет Господу, или закленется клятвою, или определит пределом от души своей, не осквернавит словесе своего: вся, елика изыдут из уст его, да сотворит (Чис. 30:3). Так же и Иеффай, ибо говорит дочери своей: я отверз о тебе уста мои… и не могу отречься (Суд. 11:35).

И принес ее Господу Богу в жертву. И другой: Ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до смерти. Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа. [Col. 1760] Припоминай о гневе в день смерти и о времени отмщения, когда Господь отвратит лице Свое (Сир. 18:22–24). И: молитвы же праведных послушает Господь (Притч. 15:29). И Давид: Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему (Пс. 75:12). И опять:Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя (Пс. 49:14) и: Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его (Пс. 115:5). Говорит же и Павел: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите, утешайтесь надеждою; будьте… в молитве постоянны (Рим. 12:11–12). И опять: Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением (Еф. 6:18). И еще: Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения(1Тим. 2:8). И в Деяниях: что они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:42). И опять-таки: А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян. 6:4). И Премудрость: Аще обещаеши обет Богу, не умедли отдати его, яко несть хотения в безумных: ты убо, елика аще обещаеши, отдаждь. Благо тебе еже не обещаватися, нежели обещавшуся тебе, не отдати (Еккл. 5:3–4). 

Ненавистник же неправедности Иов: неправедно же бе ни едино в руку моею, молитва же моя чиста (Иов. 16:17). И Петр: Трезвитесь и бодрствуйте в молитвах и противостойте диаволу (1Пет. 5:8–9). Господь же: Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам (Мк. 11:24); Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое и так далее (Лк. 11:1–2). И продолжает: И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. И прибавляет: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лк. 11:9–13). И многовожделенный Господь, желающий, чтобы мы посредством скрытого делания приносили Богу молитву, говорит: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Ему же слава во веки. Аминь. [Col. 1761]

Изображение преп. Антиоха в рукописи «Пандектов» из собрания СТСЛ (XIX в.)

* «Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний» Антиоха Монаха, жившего в VI-VII веках в Палестине, – известное в древности произведение монашеской письменности. В основе своей Пандекты – компиляция из Библии и Св. Отцов, т. е. Пандекты можно считать выжимкой православного монашеского опыта.