02 мая 2019

Небесный звон. Беседа архимандрита Иустина (Поповича) на панихиде Владыки Николая (Велимировича)

/Лелич, 1966 г./

Вот приходится комару говорить о взлётах и парениях орла! Наибольшего сербского орла в истории сербского народа и нашей святой земли. Ну что комарик может прожужжать? Что!? Что свечка может о Солнце сказать? Как может свеча хвалить Солнце? 

Простите, но все нынешние Сербы – малы подобно свечам, а Солнце воссияло на сербском небе, второе солнце это Святой владыка Николай. Мы как клещи, нынешние Сербы и есть клещи, не можем видеть Солнца. Зарылись мы в руно европейской культуры: кинотеатры, театры, благополучие, гардеробы, меню… Клещи! Нам сияет Солнце, а наши глаза не видят его. Многие Сербы так рождены. Многие намеренно ослепили себя ныне. Разве можешь ты ценить Солнце, если Творца солнца не признаёшь? Потухшая ты сербская свеча! Если бы Господь каждое мое слово превратил в Херувима, в Серафима, в Ангела, я бы не мог достойно, даже приблизительно, похвалить наибольшего Серба после Святого Саввы, Равноапостольного Святого владыку Николая Сербского. Два человека есть в Сербской церкви и в сербском народе. Первый это Святой Савва, единственный Равноапостольный до сих пор. Прости, Святой владыко! А ты для меня и для всех здоровых сербских душ второй Равноапостольный владыка Жичский, Сербский Святой Златоуст!

И всё что сказано тобой – небесное благо. Всё, что написано – нетленно, небесно и является вечным золотом. Действительно, если рассмотреть великих святителей Божиих, великих Святых писателей Церкви Христовой, после Святого Иоанна Златоуста, цариградского всесолнца, ближе всех к нему Святой владыка Николай, Святой Дамаскин, Григорий Палама и ещё мало кто. Как он несказанно велик! А Сербы, несчастные Сербы! Упоминаете ли вы его в Академии сербских наук? Нет, нет, нет!

Сербы, немой народ, немой… Да если бы не наш Сербский Златоуст, существовала бы Сербская поэзия и, вообще, Сербство? Вот вам Сербский Святой Дамаскин. Самый великий сербский поэт. Величавее всех других прославленных поэтов. Взять только «Духовную лиру» уже был бы равен Святому Дамаскину. Каждая строчка его стихов есть песня вечная, песня о Вечности, Песня о Вечной Истине, песня о Вечной Правде, песня Единому Истинному Богу всех миров – Господу Христу.

Сегодня это миф, легенда! Легенда для кого? Он есть борец за всё наибольшее в сербской истории, всего наибольшего в истории рода человеческого на этой прокажённой звезде, именуемой Землёй – образ Господа Христа для многих Сербов после Святого Саввы. Господи, прости Сербов!

Что Сербы знают о сербской науке? О сербской церковной науке? О науке вообще? Вот вам Сербский Святой Василий Великий. Кем был Святой Василий Великий? В четвёртом веке был он самым большим и самым учёным человеком своего времени и Святителем Божиим. Но он знал, что учение ничего не значит без святительства Божиего. Сегодня, мы, Сербы, имеем Сербского Святого Василия Великого, воистину Великого. И все тайны, тайны великие, тайны всех миров Божиих мы встречаем в его трудах. Вспомните его ранние беседы, которые он говорил как молодой иеромонах, а потом его дивные гимны Господу Христу, акафист Христу Воскресителю. Каждое существо, от молекулы до Архангела, - всё охватила его святая и великая душа. Его огромный ум дал науку, которой сербский человек и сербский народ не ведал. Все были немыми до него! Через него проговорила сербская душа, проговорила святосавски сиятельно, херувимски, громогласно проговорила, чтобы вернулся слух к оглохшей сербской душе. Оглохла сербская душа от политики, от отчуждённости… Стала глухой для всего, что вечно, для всего, что Христово, для всего, что святосавско. И он, простой иеромонах, осмеянный сербский монах, идёт белградскими улицами в найскромной мантии. Многие стыдятся его и гнушаются им. А он? Он поднимает восстание, наибольшее восстание после Святого Саввы, которое было в сербском роду. Это духовное восстание осуществил молодой иеромонах Николай. Начал как молодой иеромонах, а завершил как Равноапостольный Святитель Охридский и Жичский. Это церковная философия. Церковная мудрость! А сербская философия, философия наших университетов какова?- Увы.

А он в сербской философии, по сути, единственен. Он, Святой Григорий Богослов, - Сербский Святой Григорий Богослов. Когда говорю это, то говорю наилучший комплимент, наибольшую похвалу, какая только возможна. Григорий Богослов есть найвеликий ум, созерцающий тайны Божественного Существа. Никого выше него нет по дару Божьему. Вот, подобного ему дал Господь сербскому роду. Сербский вечный Григорий Богослов.

Ну что комару ещё прожужжать? Евангелист между Святыми Евангелистами. Вот Сербский Святой Евангелист. Вдумайтесь, ведь каждое его слово несёт Благую весть. Каждое слово его – малое Евангелие. Как благоухающий корень: чем больше мнёшь его, тем больше благоухает. Так, когда читаешь владыку Николая: чем больше читаешь, тем больше молишься через его труды и ощущаешь небесное архангельское благоухание, происходящее от чтения его трудов. В нём мы имеем Евангелие вечное, то Евангелие, в какое Ангелы желают углубиться, он, нам, Сербам донёс нам то Евангелие красноречивее всего. И Ангелам дорого это красноречие.

Между Святыми Апостолами, вот вам Сербский Святой Апостол! Кто как он исходил Сербскую землю, проповедуя Евангелие Христово, Благовестие Христово? От Охрида до Будимы, от Пирота до Враня, от Прохора Пчинского до Риеки. Никто как он, Апостол – Епископ. Апостол и Епископ – Равноапостольный Святой владыка Николай.

Вот найбольший Мученик Сербский после Святого Саввы. Почему говорю: после святого Саввы? Ведь Мученик Святой Савва не давал покоя врагам Креста Христова. Врагам Истинного Бога не давал покоя до тех пор, пока его мощи не были сожжены на Врачаре в Белграде. Мученик после смерти, Мученик и теперь, так как, созерцая ныне сербский род, видит тысячи предателей святосавского завета.И Святой Владыка был Мучеником на земле. Те, кому известно об его молодости, об его внутренней жизни, знают его плач чести. Знают его любостыньские всхлипы во время войны. Знают немцы, тогдашние враги наши, что для них значил владыка Николай. Хотели заткнуть ему уста, чтобы замолчал сербский род. Посмотрите, ведь он в Святой Любостыне оплакал печальную сербскую судьбу за время войны, оплакал братоубийство между Сербами, оплакал все муки и тяготы сербского народа, стал заключённым монастыря Войловицы, потом был отведён в Дахау на смерть ради Бога, ради нас всех Сербов. Мученик над мучениками – вот кто владыка Николай!

И сегодня, сегодня он больше плачет над земными Сербами, чем радуется. Ради чего? Что является главным для Святителя Божиего, для человека, который с неба созерцает все миры? Что главное? Бог, Истинный Бог, Его Вечная Правда – Господь Христос. А что Сербы делают со Господом Христом? Что Сербы делают со своей славой? Трусы! Многие не славят, многие убирают иконы из своих домов, многие их прячут по шкафам, прячут их по подвалам и чердакам. Безстыдное стадо, слепое отпавшее стадо от Святого Саввы! Что это за заячий дух вошёл в сербскую душу? Где же Обилич? Где Обилич, чтобы веру свою защитить, образ свой вечный защитить, защитить свою историю? Да, Святой Мученик Сербский – вот кто такой владыка Николай.

Между Святыми Исповедниками вот Сербский Святой Исповедник, равный Святому Максиму Исповеднику, Святому Феодору Студиту, Святому Николаю Грузийскому Исповеднику и многим другим Святым Исповедникам. Он так смело, так неустрашимо проповедовал и исповедовал Истину Господа Христа, Истину твою, Серб несчастный!

Истину целой сербской истории! Истину всего рода людского. Никто как он, никто так не исповедовал в сербском народе.

Когда в тяжких неволях замолкли многие сербские уста, он говорил немецким тиранам: « Вот он я перед моей паствой. Вы расстреливаете детей моих по Кралеву, пришёл я, чтобы вы меня сначала расстреляли, а потом их». Немецкий офицер был ошеломлён, так как владыка говорил на совершенном немецком языке.

Потом Любостыня. Тогда с ним шли профессор Пешич и другие,- он был препровождён в Крушевац под стражей немецких солдат. И там он держался неустрашимо. Немцам всю истину высказал. Да, действительно сербский Святой человек.

Между Святыми Врачами, между лекарями, между чудотворцами, вот сербский святой лекарь – Святой владыка Николай. Скажите вы мне, кто может сосчитать все души, которые владыка Николай своим словом и своей молитвой исцелил в сербском народе?! Кто бы мог сосчитать многочисленную занемогшую совесть, которую Святой Владыка излечил, подав истинную веру в Истинного Бога. Кто же он, как не лекарь душ и совести сербской? Небесный лекарь совести сербской.

Между Святыми Строителями – кто он? Новый сербский строитель. Наибольший после Святых Неманичей. Да вы же свидетели этого! От Охрида до Жичи подвизался и обновлял монастыри, и в сердце Шумадии, и за Шумадией. Везде его дух. Он неутомимый строитель, обновитель храмов Святых Неманичей.

Так вот – всё ещё жужжит комарик по земле Сербской. Среди всех комаров нет хуже архимандрита ИУСТИНА. Сербия земная! Где рождён владыка Николай? А где его Святые мощи? На чужбине! Не был ты, Серб, достоин того, чтобы найвеликий серб после Святого Саввы испустил душу свою в Сербии и отсюда бы послал душу свою на тот свет, где его Святой Савва ожидал. Много муки претерпела душа Святого Саввы, когда оставлял он землю свою, чтобы умереть в Болгарии. Стало это поучением для сербских властителей тогдашних, для сербских земель, для сербского народа. И вот другое поучение, исторический урок повторяется. Владыка Николай умирает в Америке, там, в Либервиле. Символично это, братья мои дорогие-предорогие. Второй великий человек умирает вне нашей земли. О, как мы недостойны! Как позорно быть человеком, предавшим самых великих своих людей, наибольших Святителей своих. О как страшно быть Сербом без Христа!. Как страшно быть Сербом без Святого Саввы! Злодейство над злодействами!

Десять лет официальная Сербская Церковь не давала панихиду найвеликому владыке! Что это? Какая мрачная туча сгустилась над сербской землёй? Мы и дальше мучаемся на этой земле. Только это мука заслужена предательством. Какие же мы мученики, Господи, если своих предаём?

Сегодня Небесная Сербия, да и не только Небесна Сербия, но Православная Церковь Небесная, славит наибольшего Мученика в роде сербском после Святого Саввы – Святого Равноапостольного Сербского Николая. Сегодня его славят Серафимы и Херувимы, так как он им равен по благовестию, которое он ширил по землям, по всем землям Европы, Америки и Азии, как Херувим! Его сегодня кто обнимает? Святой Савва обнимает милого сына рода сербского. А с ним и около него многочисленные сербские Святители. Сегодня на небе Небесная Сербия славит наибольшего сербского Святителя. Все на небе поздравляют сегодня нового сербского Мученика, наибольшего сербского нового Евангелиста, наибольшего сербского Апостола – Святого владыку Николая.

Сегодня все те, которые гибли «за крест честный и свободу золотую», все, которые пострадали от хорватов, все, которые погубили жизни свои за веру православную,- все они стоят на молитве, прославляя великого Серба, Святого владыку Николая. И в Белграде говорят, и в Скопле, и в Загребе, и в Москве, и в Вашингтоне – по всей земле! Лелич, Лелич дал сербскому народу наибольшего Святителя после Святого Саввы.

Мы, сегодняшние Сербы, не знаем, что имеем? А Бог нам послал и Пророка, и Апостола, и Евангелиста! Что же мы хуже всех поколений сербских?! Зачем мы предали всё, что нельзя предавать? Зачем предаём Господа, Его Истину, вечную жизнь, Царство Небесное! Всё, что видишь очами: кино, театры, наслаждения – всё тебе дороже!

Горе нам! Да умолим Святого Владыку Исповедника спасти нас из пекла, из нашего бездонного пекла. Нас, современных Сербов. Да причислит он нас в своё небесное войско, да подаст нам херувимскую неустрашимость любить больше всего Христа Господа, как он. Это его завет. Вся его жизнь стала заветом и завещанием святосавским, косовским: всё пожертвовать за Христа и обрести Христа даром. Это завет Святого владыки Николая, завет Святого Саввы, завет Святого Князя Косовского.

Задайся сегодня вопросом, есть ли больший небесный звон над сербской землёй, чем Святой владыка Николай? Громовержец, как Святой Илия, но благ и милосерден подобно Господу Христу. Из нашего пекла мы имеем только один путь – это вслед за Святым Саввой и Святым Николаем.

Пусть же Благий Господь пробудит сербские души для всего, что вечно, для всего, что свято. Пусть же Святой владыка Николай умножит свои молитвы в Небесной Сербии за нас многогрешных на земле. Пусть умолит вместе со Святым Саввой и другими святителями Господа Христа умудрить Сербов, вразумить их, к вере Сербов привести. Чтобы воскресил их из многочисленных гробов. Гробов самолюбия, братоненавистничества, братоубийства. Неприязнь владеет Сербами, Господи, очисти нас от братоненавистничества.

Святой Исповедниче, со всеми святителями помолись, чтобы мы опомнились, примирились, преодолели раскол – это современная проказа заразила наш народ.

Прости же, Святой Исповедниче Равноапостольный, вот комар земли сербской отжужжал тебе или себе самому. Аминь!


Перевод Екатерины Василевич