Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий
I
Кажется, никто из людей не желает себе зла; всякий желает себе добра, счастия и спасения души. Но есть немало людей таких маловерных, ленивых и неразумных, которые, желая себе добра, делают сами себе величайшее зло.
Кто же и каким способом делает себе зло? Тот, прежде всего, кто получивши от Бога жизнь и разум и совесть и все дары Божии, вовсе не думает о том, для чего ему жизнь дана? Какая самая важная цель, самое важнейшее дело его в жизни? Зная волю Божию, имея разум и совесть, человек и не думает о том, чтобы дорожить своею жизнию, чтобы жить разумно, поступать по совести, угождать Богу и таким образом достигать самого высшего счастия; доброю жизнию на земле приготовить себе блаженную вечность на небе. Но пустой и суетный человек безжалостно тратит дни жизни своей в одних только грехах, – живёт беспутно, нетрезво, предаётся греховным наслаждениям, живёт телом, а не душею, и делает себе величайшее зло: лишает себя Царствия Небесного, губит свою душу, делает себя несчастным навеки.
II
Имея счастие быть христианином, ты, любезный друг, старайся быть истинным христианином, аккуратно исполняй обязанности христианские, чтобы доказать пред Богом и пред людьми, что ты действительно веришь в Бога, веришь во Христа Спасителя и во святую Его Церковь, что ты любишь Бога и охотно готов служить Ему с усердием во всю жизнь до последнего вздоха. Дорожи, брат, высоким и почётным званием христианина. Это звание почётнее дворянского и княжеского. Христианин – значит слуга и ученик Господа нашего Иисуса Христа. Какая великая честь! Какое счастие быть слугою преславного и прещедрого Царя Небесного! Будем же христиане не по имени только, но и по жизни, своею жизнию докажем, что мы действительно возлюбили Господа Бога всем сердцем своим. За это Господь и нас возлюбит и поможет нам быть добрыми и верными Его слугами, и устроит, как Сам ведает, наше истинное счастие. Добрых слуг Своих Господь щедро награждает, любит их и называет их детьми Своими и позволяет им называть Его Отцем своим. Вот какая великая честь, какое счастие доброго христианина! Помни, брат, о том, что Иисус Христос, пред вознесением Своим на небо, сказал ученикам Своим: “иду приготовить вам место: где Я, там и слуга Мой будет” (Иоан. 12 гл. 26 ст.). Итак, не здесь, не на земле – в сей юдоли скорби и страданий – ищи себе счастия. Здесь будь готов из любви ко Христу Спасителю переносить безропотно всё, что Он, преблагой, пошлёт нам за грехи наши, только бы не лишиться нам вечной жизни со Христом.
III
Жестоко обижает самого себя тот человек, который, называясь христианином, уклоняется от исполнения обязанностей христианских, – даже знать их не хочет, а живёт, как язычник, животною жизнию: ест, пьёт, предаётся греховным удовольствиям, просиживает ночи за картами, не заботясь о “едином на потребу” (Лк. 11 гл., 41 ст.) – об угождении Богу и спасении души. Желая себе счастия, ты, дорогой брат, не забывай, что истинное, прочное счастие даётся от Бога тому, кто любит Бога, кто стремится к Богу всею душею, кто часто беседует с Богом в усердной молитве, с живою верою и благоговением. Самая лёгкая обязанность христианская – посещать дом Божий на всякий праздник. Знай, что великую обиду делаешь ты, христианин, себе, уклоняясь от посещения дома Божия.
Мы созданы для славы Божией. Святые Ангелы счастливы тем, что живут на небе с Богом, прославляя своего Творца, исполняя Его волю. И мы будем счастливы, если для славы Божией не поленимся в праздничный день все собираться в дом Божий, и здесь всенародно и торжественно будем прославлять Творца и Спасителя нашего – будем поклоняться Ему, благодарить Его и молить о своих нуждах. Помни, брат, что не даром ты приходишь в церковь; здесь с нами невидимо молится Матерь Божия и все святые, здесь мы сподобляемся общения со святыми Ангелами, здесь благословляет нас Сам Иисус Христос, Который сказал: “где будут собраны два или три во имя Мое, там и Я
посреде их” (Мф., 18, 20).
Св. Серафим Саровский, однажды, во время литургии, увидел на воздухе в святом храме Христа Спасителя со множеством Ангелов, Который благословлял молящихся. Не слышишь ли ты возгласа священника: “Благословение Господне на вас”!.. Приклони же главу твою и принимай с верою благословение Божие. Знай, что, не посещая дома Божия, ты этим обижаешь самого себя: лишаешь себя благодати Божией, необходимой для того, чтобы оросить, размягчить твою чёрствую и бесплодную душу.
IV
Около порога церковного встречают нас нищие и просят милостыни. Если мы сами желаем и просим себе милости у Бога, то подадим охотно милостыню убогим, этим меньшим братиям Христовым (Мф. 25, 40). Нищие – это наши благодетели; они напоминают нам, просят нас, чтобы мы приобретали себе Царствие Небесное. Читая жития святых, мы видим, какую великую пользу приносит милостыня, подаваемая убогим, как любит Господь и щедро награждает людей милостивых. Сам Иисус Христос называет блаженными милостивых и обещает им помилование на суде Своем. Подумаем же о том, как много мы тратим в жизни на свои прихоти, на предметы роскоши и тщеславия, на пьянство и другие греховные удовольствия, и как мало уделяем на приобретение Царствия Небесного, на спасение души, на милостыню убогим. Знай, брат, что в лице нищего, Господь иной раз посылает к тебе Своего Ангела, чтобы испытать твоё милосердие, чтобы в день Страшного Суда воздать тебе за твою любовь к бедным, или наказать тебя за скупость, самолюбие и неверие твое. Желаешь ли себе счастия? Знай, что милостыня, подаваемая тобою, осчастливит тебя.
V
Люди образованные часто проводят время за чтением книг. Но что они читают? Больше всего газетные новости, повести, романы и прочее, но упорно не желают читать того, что необходимо знать и помнить христианину. Читают многие от скуки, из любопытства, но не считают нужным читать для славы Божией и для спасения души своей. Великую ошибку делают те люди, которые и в руки не берут слова Божия и других душеполезных книг, могущих сообщить им самую высшую мудрость, указать верный путь к истинному счастию. Свящ. Писание, жития святых и другие душеполезные книги были любимыми книгами святых угодников Божиих и всех истинных христиан. Из них они узнали, как им жить, как лучше послужить Богу и спасти душу свою. Хочешь ли ты, друг мой, быть счастливым? Проси совета у мудрых наставников, читай, как достигли истинного счастия угодники Божии, как они жили, как подвизались. Читай, кого сам Иисус Христос во святом Евангелии называет блаженными, тем и подражай, и найдёшь счастие.
Книги – наши друзья. Если твоими друзьями будут пустые болтуны, хотя и краснобаи, но будут говорить только о похождениях безнравственных героев, то какую пользу получишь ты от таких друзей? Должно питаться здоровою и полезною пищею, а не всякою гнилью. Необходимо приобретать такие книги, чтение которых умягчало бы нашу чёрствую душу, возгревало сердце наше бла годатию Святого Духа. Хорошая книга окажет нам важную услугу: возбудит у нас желание быть лучшими, чистыми, приблизит нас к Богу. Грамотный человек (и образованный) должен пользоваться своею грамотностию не только для того, чтобы занять выгодную должность и обеспечить свое положение в сей временной жизни. Этого мало. Не следует быть близоруким, но очами веры смотреть дальше, по ту сторону гроба; там, в вечной жизни, необходимо приготовить себе добрую участь. В этом важнейшем деле великую помощь окажет нам чтение душеполезных книг.
VI
“Кто имеет веру, тот будет спасен, а кто не имеет веры, тот погибнет” (Мф. 16, 16), – сказал Спаситель. “Вера твоя спасла тебя” – говорил Господь, исцеляя больных. Будь же, друг мой, глубоко верующим христианином и крепко держись святой Церкви Христовой, охотно и часто пользуйся её святыми таинствами, очищающими нашу нечистоту греховную. Милосердный Господь не хочет погибели грешников, Он даёт нам средство очищать душу: святые таинства покаяния и причащения омывают нашу нечистоту греховную, освобождают от тяжести греха и наказания за оные. Верующий и разумный человек старается почаще и как можно лучше пользоваться святым таинством, готовится к исповеди, вспоминает все свои грехи (даже записывает их, чтобы прочитать пред духовником), скорбит, что сильно прогневал преблагого Отца Небесного, усердно молит Бога о прощении, старается как можно больше вспомнить грехов и строго осудить себя, очернить пред духовником, несомненно веруя, что за это Господь очистит его и оправдает на суде Своем. Не удивительно, если малоумный крестьянин, пришедши к исповеди, иногда не знает что сказать священнику. Но крайне прискорбно, что интеллигентный человек, который способен только осмеять и осудить своего ближнего, пришедши на суд Божий, к святой исповеди, не хочет назвать ни одного греха своего – гордость и маловерие делают его безгласным. Горе такому христианину: он отходит от духовника таким же мерзким и нечистым, как и был. Свои грехи он несёт с собою в могилу, и с ними предстанет пред судным Престолом Божиим. Что пользы больномускрывать свою болезнь, свои язвы зловонные пред врачом? О, если бы пред нашими очами открылась бездна адская, где навеки заключены подобные нам маловеры, которые грешить не боялись, а каяться – не желали! О, если бы мы хотя на одну минуту могли почувствовать те невыразимые страдания, которые испытывают эти несчастные, Богом отверженные. Тогда бы мы не только пред священником одним, но и пред всеми людьми готовы были бы кричать о своих самых тайных и постыдных грехах. В таком важном деле, как спасение души и приобретение Царствия Небесного, не полагайся, друг мой, на свою мудрость, не мудрствуй много и лукаво, а крепко держись руководства святой матери нашей – Церкви Христовой, будь ей послушен, дорожи святыми таинствами. Особенно во время болезни спеши пригласить священника, чтобы не перейти на тот свет нечистым, не омытым, в грязной одежде. Как явишься ты в таком виде пред сонмом Ангелов и святых Божиих и пред лицем Судии Небесного, из уст Которого ты (не желающий теперь исповедываться) услышишь свой страшный и вечный приговор? Предупредим же то несчастие, которое нас ожидает в час кончины нашей, преду предим теперь, пока ещё есть время, потому что, когда придёт это несчастие, – мы не в состоянии будем его избегнуть. Пожалеем же себя и возлюбим свою душу.
I
Кажется, никто из людей не желает себе зла; всякий желает себе добра, счастия и спасения души. Но есть немало людей таких маловерных, ленивых и неразумных, которые, желая себе добра, делают сами себе величайшее зло.
Кто же и каким способом делает себе зло? Тот, прежде всего, кто получивши от Бога жизнь и разум и совесть и все дары Божии, вовсе не думает о том, для чего ему жизнь дана? Какая самая важная цель, самое важнейшее дело его в жизни? Зная волю Божию, имея разум и совесть, человек и не думает о том, чтобы дорожить своею жизнию, чтобы жить разумно, поступать по совести, угождать Богу и таким образом достигать самого высшего счастия; доброю жизнию на земле приготовить себе блаженную вечность на небе. Но пустой и суетный человек безжалостно тратит дни жизни своей в одних только грехах, – живёт беспутно, нетрезво, предаётся греховным наслаждениям, живёт телом, а не душею, и делает себе величайшее зло: лишает себя Царствия Небесного, губит свою душу, делает себя несчастным навеки.
II
Имея счастие быть христианином, ты, любезный друг, старайся быть истинным христианином, аккуратно исполняй обязанности христианские, чтобы доказать пред Богом и пред людьми, что ты действительно веришь в Бога, веришь во Христа Спасителя и во святую Его Церковь, что ты любишь Бога и охотно готов служить Ему с усердием во всю жизнь до последнего вздоха. Дорожи, брат, высоким и почётным званием христианина. Это звание почётнее дворянского и княжеского. Христианин – значит слуга и ученик Господа нашего Иисуса Христа. Какая великая честь! Какое счастие быть слугою преславного и прещедрого Царя Небесного! Будем же христиане не по имени только, но и по жизни, своею жизнию докажем, что мы действительно возлюбили Господа Бога всем сердцем своим. За это Господь и нас возлюбит и поможет нам быть добрыми и верными Его слугами, и устроит, как Сам ведает, наше истинное счастие. Добрых слуг Своих Господь щедро награждает, любит их и называет их детьми Своими и позволяет им называть Его Отцем своим. Вот какая великая честь, какое счастие доброго христианина! Помни, брат, о том, что Иисус Христос, пред вознесением Своим на небо, сказал ученикам Своим: “иду приготовить вам место: где Я, там и слуга Мой будет” (Иоан. 12 гл. 26 ст.). Итак, не здесь, не на земле – в сей юдоли скорби и страданий – ищи себе счастия. Здесь будь готов из любви ко Христу Спасителю переносить безропотно всё, что Он, преблагой, пошлёт нам за грехи наши, только бы не лишиться нам вечной жизни со Христом.
III
Жестоко обижает самого себя тот человек, который, называясь христианином, уклоняется от исполнения обязанностей христианских, – даже знать их не хочет, а живёт, как язычник, животною жизнию: ест, пьёт, предаётся греховным удовольствиям, просиживает ночи за картами, не заботясь о “едином на потребу” (Лк. 11 гл., 41 ст.) – об угождении Богу и спасении души. Желая себе счастия, ты, дорогой брат, не забывай, что истинное, прочное счастие даётся от Бога тому, кто любит Бога, кто стремится к Богу всею душею, кто часто беседует с Богом в усердной молитве, с живою верою и благоговением. Самая лёгкая обязанность христианская – посещать дом Божий на всякий праздник. Знай, что великую обиду делаешь ты, христианин, себе, уклоняясь от посещения дома Божия.
Мы созданы для славы Божией. Святые Ангелы счастливы тем, что живут на небе с Богом, прославляя своего Творца, исполняя Его волю. И мы будем счастливы, если для славы Божией не поленимся в праздничный день все собираться в дом Божий, и здесь всенародно и торжественно будем прославлять Творца и Спасителя нашего – будем поклоняться Ему, благодарить Его и молить о своих нуждах. Помни, брат, что не даром ты приходишь в церковь; здесь с нами невидимо молится Матерь Божия и все святые, здесь мы сподобляемся общения со святыми Ангелами, здесь благословляет нас Сам Иисус Христос, Который сказал: “где будут собраны два или три во имя Мое, там и Я
посреде их” (Мф., 18, 20).
Св. Серафим Саровский, однажды, во время литургии, увидел на воздухе в святом храме Христа Спасителя со множеством Ангелов, Который благословлял молящихся. Не слышишь ли ты возгласа священника: “Благословение Господне на вас”!.. Приклони же главу твою и принимай с верою благословение Божие. Знай, что, не посещая дома Божия, ты этим обижаешь самого себя: лишаешь себя благодати Божией, необходимой для того, чтобы оросить, размягчить твою чёрствую и бесплодную душу.
IV
Около порога церковного встречают нас нищие и просят милостыни. Если мы сами желаем и просим себе милости у Бога, то подадим охотно милостыню убогим, этим меньшим братиям Христовым (Мф. 25, 40). Нищие – это наши благодетели; они напоминают нам, просят нас, чтобы мы приобретали себе Царствие Небесное. Читая жития святых, мы видим, какую великую пользу приносит милостыня, подаваемая убогим, как любит Господь и щедро награждает людей милостивых. Сам Иисус Христос называет блаженными милостивых и обещает им помилование на суде Своем. Подумаем же о том, как много мы тратим в жизни на свои прихоти, на предметы роскоши и тщеславия, на пьянство и другие греховные удовольствия, и как мало уделяем на приобретение Царствия Небесного, на спасение души, на милостыню убогим. Знай, брат, что в лице нищего, Господь иной раз посылает к тебе Своего Ангела, чтобы испытать твоё милосердие, чтобы в день Страшного Суда воздать тебе за твою любовь к бедным, или наказать тебя за скупость, самолюбие и неверие твое. Желаешь ли себе счастия? Знай, что милостыня, подаваемая тобою, осчастливит тебя.
V
Люди образованные часто проводят время за чтением книг. Но что они читают? Больше всего газетные новости, повести, романы и прочее, но упорно не желают читать того, что необходимо знать и помнить христианину. Читают многие от скуки, из любопытства, но не считают нужным читать для славы Божией и для спасения души своей. Великую ошибку делают те люди, которые и в руки не берут слова Божия и других душеполезных книг, могущих сообщить им самую высшую мудрость, указать верный путь к истинному счастию. Свящ. Писание, жития святых и другие душеполезные книги были любимыми книгами святых угодников Божиих и всех истинных христиан. Из них они узнали, как им жить, как лучше послужить Богу и спасти душу свою. Хочешь ли ты, друг мой, быть счастливым? Проси совета у мудрых наставников, читай, как достигли истинного счастия угодники Божии, как они жили, как подвизались. Читай, кого сам Иисус Христос во святом Евангелии называет блаженными, тем и подражай, и найдёшь счастие.
Книги – наши друзья. Если твоими друзьями будут пустые болтуны, хотя и краснобаи, но будут говорить только о похождениях безнравственных героев, то какую пользу получишь ты от таких друзей? Должно питаться здоровою и полезною пищею, а не всякою гнилью. Необходимо приобретать такие книги, чтение которых умягчало бы нашу чёрствую душу, возгревало сердце наше бла годатию Святого Духа. Хорошая книга окажет нам важную услугу: возбудит у нас желание быть лучшими, чистыми, приблизит нас к Богу. Грамотный человек (и образованный) должен пользоваться своею грамотностию не только для того, чтобы занять выгодную должность и обеспечить свое положение в сей временной жизни. Этого мало. Не следует быть близоруким, но очами веры смотреть дальше, по ту сторону гроба; там, в вечной жизни, необходимо приготовить себе добрую участь. В этом важнейшем деле великую помощь окажет нам чтение душеполезных книг.
VI
“Кто имеет веру, тот будет спасен, а кто не имеет веры, тот погибнет” (Мф. 16, 16), – сказал Спаситель. “Вера твоя спасла тебя” – говорил Господь, исцеляя больных. Будь же, друг мой, глубоко верующим христианином и крепко держись святой Церкви Христовой, охотно и часто пользуйся её святыми таинствами, очищающими нашу нечистоту греховную. Милосердный Господь не хочет погибели грешников, Он даёт нам средство очищать душу: святые таинства покаяния и причащения омывают нашу нечистоту греховную, освобождают от тяжести греха и наказания за оные. Верующий и разумный человек старается почаще и как можно лучше пользоваться святым таинством, готовится к исповеди, вспоминает все свои грехи (даже записывает их, чтобы прочитать пред духовником), скорбит, что сильно прогневал преблагого Отца Небесного, усердно молит Бога о прощении, старается как можно больше вспомнить грехов и строго осудить себя, очернить пред духовником, несомненно веруя, что за это Господь очистит его и оправдает на суде Своем. Не удивительно, если малоумный крестьянин, пришедши к исповеди, иногда не знает что сказать священнику. Но крайне прискорбно, что интеллигентный человек, который способен только осмеять и осудить своего ближнего, пришедши на суд Божий, к святой исповеди, не хочет назвать ни одного греха своего – гордость и маловерие делают его безгласным. Горе такому христианину: он отходит от духовника таким же мерзким и нечистым, как и был. Свои грехи он несёт с собою в могилу, и с ними предстанет пред судным Престолом Божиим. Что пользы больномускрывать свою болезнь, свои язвы зловонные пред врачом? О, если бы пред нашими очами открылась бездна адская, где навеки заключены подобные нам маловеры, которые грешить не боялись, а каяться – не желали! О, если бы мы хотя на одну минуту могли почувствовать те невыразимые страдания, которые испытывают эти несчастные, Богом отверженные. Тогда бы мы не только пред священником одним, но и пред всеми людьми готовы были бы кричать о своих самых тайных и постыдных грехах. В таком важном деле, как спасение души и приобретение Царствия Небесного, не полагайся, друг мой, на свою мудрость, не мудрствуй много и лукаво, а крепко держись руководства святой матери нашей – Церкви Христовой, будь ей послушен, дорожи святыми таинствами. Особенно во время болезни спеши пригласить священника, чтобы не перейти на тот свет нечистым, не омытым, в грязной одежде. Как явишься ты в таком виде пред сонмом Ангелов и святых Божиих и пред лицем Судии Небесного, из уст Которого ты (не желающий теперь исповедываться) услышишь свой страшный и вечный приговор? Предупредим же то несчастие, которое нас ожидает в час кончины нашей, преду предим теперь, пока ещё есть время, потому что, когда придёт это несчастие, – мы не в состоянии будем его избегнуть. Пожалеем же себя и возлюбим свою душу.
Почаевский листок, 1911 – 31 декабря, № 51-52, стр. 1-3