03 февраля 2022

Авва Иулиан (Лазар). Исповедание веры против ереси

Данное Исповедание составлено старцем Иулианом (Лазаром), духовником румынского скита св. Иоанна Предтечи (Продрому) на Святой Горе Афон. Под Исповеданием поставили подписи насельники греческих и румынских монастырей святой Горы Афон, духовенство и известные профессора богословия Румынской и Элладской Православной Церкви.


Исповедание веры против ереси

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Все мы, крещеные в Православной Церкви и уверовавшие по-православному, являемся полноправными членами Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, каковой является только Православная Церковь, то есть члены Тела Христова, Главой которого является Сам Господь наш Иисус Христос, Бог и Человек. Через Таинство Святого Миропомазания мы получили печать дара Духа Святого и через Таинство Святого Причастия Тела и Крови Христовых соединяемся с Ним, становясь членами Тела Христова.

В этом качестве членов Церкви Христовой, — каковой является исключительно лишь Церковь Православная, единственная, в которой человек может спастись, — мы отрицаем и публично отвергаем различные ереси, запятнавшие достаточно много членов Церкви. Ересь поражает не только того, кто верит в нее, но и членов Церкви, покуда те, кто мыслит еретически в Церкви, проповедуют ересь и прочим членам словом или делами, распространяя таким образом микроб ереси по всему телу Церкви. Ересь, проповедуемая епископом или священником, повреждает и верующих. В то же время епископ или священник должен заботиться о том, чтобы члены его стада не учились ереси.

Если нравственные грехи отделяют человека от Бога, то тем более ересь. Обязанность епископа — право учить Слову Истины, поскольку святость органически связана с Истиной[1]. Христос есть Путь, Истина и Жизнь. Ересь есть ложь и хула на Слово Воплощенное, на Богочеловека Иисуса Христа. Она рождается как духовный обман и принимает форму, обратную Истине, сводя на нет возможность святости и спасения.

Как болезнь повреждает не только больной орган, но и весь организм, также и ересь, отравляя одних членов Церкви, провоцирует боль во всем ее теле, повреждая его. Поэтому всякий раз, когда возникала ересь, угрожающая Телу Церкви, собирались Вселенские и Поместные Соборы, которые анафематствовали ересь и еретиков, поддерживавших ее, отсекали от Тела Церкви еретическое учение и тех, кто его проводил.

Святой апостол Павел в Послании к Римлянам говорит: Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены, но, по данной нам благодати, имеем различные дарования[2]. И в первом Послании к Коринфянам: Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее[3], — отмечая далее, что, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены[4].

Принимая во внимание, что до настоящего времени не созывалось Поместных Соборов, которые осудили бы тех, кто почти столетие попирает как Апостольские правила, так и решения Вселенских и Поместных Соборов, мы, как живые члены тела Христова, отвергаем все практики, осужденные Церковью, и отделяемся от них, а именно:

— совместные моления с еретиками, каковы так называемая «неделя молитвы о единстве христиан», «вечерни за единство христиан» и иные подобные акции, имеющие место в Православных Церквях в продолжение «недели молитвы о единстве христиан», на которых еретики приглашаются проповедовать перед Святым и Страшным Алтарем Православным, где приносится в жертву Христос Бог;

— участие в синкретических межрелигиозных и межхристианских встречах, на которых участники совершают символические синкретические жесты и совместные молитвы с еретиками.

Мы осуждаем как панересь и публично отвергаем экуменизм во всех его видах:


1) Присутствие Румынской Православной Церкви и иных Поместных Православных Церквей во «Всемирном Совете Церквей».

2) Ересь, согласно которой Православие якобы является только частью Церкви.

3) Ересь, согласно которой все христианские конфессии якобы являются ветвями Единой Церкви.

4) Ересь, согласно которой Православная Церковь якобы является одной из многих других «семейств Церквей», которые вместе якобы составляют Единую Церковь.

5) Ересь, согласно которой единство Церкви якобы утрачено. Церковь, согласно православному учению, является Единой и Единственной, поскольку Главой ее является Единый Господь Иисус Христос. Единство Церкви выражается через единство веры, культа и администрирования и через повиновение верующих ее иерархии, покуда иерархия сохраняет единство веры.

6) Ересь, согласно которой Церковь якобы «разделена на христианские конфессии» и что мы теперь, словно некие «новые Отцы», якобы должны «восстановить ее единство» посредством «догматического минимализма», то есть принимая в качестве фундамента единения православных с ересями минимальную веру, то есть только веру в Святую Троицу и Иисуса Христа как Бога Воплощенного и Спасителя, не обращая внимание на все остальные догматы Церкви, включая сакральное священство[5], священные иконы, нетварную благодать, почитание святых и т.д.

7) Ересь, согласно которой якобы существует «невидимое единство» Церкви через общую веру в Святую Троицу и Иисуса Христа как Господа и Спасителя, и что за ним («невидимым единством») последует «видимое единство», которое осуществится путем объединения «конфессий» (единство в разнообразии догм и традиций).

8) Ересь, согласно которой якобы достаточно верить в Святую Троицу и Господа Иисуса как Бога и Спасителя, чтобы быть частью Церкви. Иными словами, Церковь считается собранием всех христианских «конфессий».

9) Ересь, согласно которой Православная Церковь и ересь папизма якобы являются «Цервями-сестрами» или «двумя легкими», которыми дышит Единая Церковь.

10) Ересь, согласно которой между Православной Церковью и ересью папизма якобы не существует никакого догматического различия и утверждается, что единственным различием якобы является всемирный примат власти Римского «папы» над Вселенской Церковью.

11) Неправославные соглашения, подписанные представителями Православных Церквей в рамках межхристианского диалога. Здесь мы хотим подчеркнуть, что мы не против диалога при условии, чтобы он проводился на православных основаниях и имел целью возвращение еретиков в Православную Церковь через катехизацию, отречение от своей ереси и через Таинство Крещения, Миропомазания и Божественной Евхаристии.

12) Принятие Румынской Православной Церковью шамбезийского диалога, согласно которому еретики — антихалкидонские монофизиты, так называемые миафизиты, последователи ереси Севера Антиохийского, признаются как православные. Монофизиты/миафизиты учат, что Христос после единения естеств имеет только одно естество, сложное, и отвергают тот факт, что два естества Христа соединились неслиянным и неизменным образом, нераздельно и нерасторжимо в одном Лице Бога Слова, при том что каждое естество сохраняет свою волю и энергию. Соответствующие еретики не принимают учения IV, V, VI и VII Святых Вселенских Соборов и остаются в заблуждения и вне Церкви. Шамбезийский текст также утверждает, что их анафематствование якобы было вызвано простым терминологическим недоразумением и что, следовательно, якобы не существует никакого догматического различия между Православной Церковью и еретическими монофизитскими группировками (коптами, армянами, сиро-яковитами, малабарцами, эфиопами), что совершенно недопустимо.

13) Баламандское соглашение, на основании которого представители Поместных Православных Церквей приняли новый тип унии и признали псевдо-таинства еретиков-папистов. Соответствующее соглашение было отвержено представителями Поместных Православных Церквей в Балтиморе в 2000 году.

14) Ересь, согласно которой филиокве (исхождение Духа Святого «и от Сына») якобы является простым терминологическим недоразумением, а не искажением догмата Святой Троицы, открытого нам Самим Богом через Сына Его Воплощенного, Иисуса Христа[6].

15) Так называемое «снятие анафем» между православными и папистами, а также между православными и монофизитами, монофелитами и моноэнергистами, — анафем, произнесенных Святыми Вселенскими Соборами. Согласно православному учению, догматическая анафема не может быть аннулирована магическим образом, если прежде не устранены причины анафематствования.

16) Ересь, согласно которой якобы существует спасающая благодать и вне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а также, что якобы существует действительное крещение и действующая благодать священства и вне Православной Церкви. Однако, как известно, простое историческое наличие преемства от апостолов доныне и простое произнесение формулы Святой Троицы не делают действительными «таинства» еретиков.

17) Мнение, согласно которому святые и богоносные отцы более не могут быть актуальными в наши дни, — ересь, по сути отрицающая присутствие Духа Святого в святых и богоносных отцах Святых Вселенских Соборов, а следовательно, и самую непрерывность существования Церкви как Божественно-человеческого института.

18) Мнение, утверждающее, что мы не знаем, каковы границы между Православной Церковью и ересью, согласно которому всё человечество входит в «невидимую Церковь». Согласно православному учению, Церковь является Церковью исторической, видимой, содержащей апостольское преемство и хранящей правую веру, то есть догматы, сформулированные на Вселенских Соборах, и анафемы, отграничивающие догматическую истину от еретической лжи, и передает ее [догматическую истину] далее до скончания веков. Эта Церковь является Церковью Православной.

19) Ересь, согласно которой и еретики каким-то образом входят в Церковь.

20) Концепция, согласно которой количество верующих составляет критерий Истинной Церкви. Согласно православному учению, критерием Истинной Церкви является неискаженное сохранение богооткровенной Истины.

21) Превращение снисхождения, икономии в догмат и канон. Согласно православному учению, снисхождение является временным отступлением от акривии, от канона веры, ради человеческих немощей в исключительных обстоятельствах, имеющее целью приведение людей к правой вере вопреки объективным препятствиям. Снисхождение применяется лишь в исключительных случаях, для достижения благой цели в неблагоприятных обстоятельствах. Если же отсутствуют эти исключительные ситуации, продолжение применения снисхождения нарушает и игнорирует канонический порядок и, таким образом, не является мудрым адаптированием, а пренебрежением священными установлениями, а следовательно, ведет к пренебрежению Православием.

22) Так называемые «смешанные браки» между православными и неправославными, потому что не могут соединиться две противоположности, поскольку главной предпосылкой Таинства Венчания является общая православная вера жениха и невесты, которые должны быть крещены и т.д. Таинство Брака является таинством любви и единения на основе правой веры. Это Таинство нельзя преподать только одному члену, православному. Поэтому смешанный брак является недействительным и в то же время представляет собой общую молитву с инославными.

23) Отрицание равенства Лиц Святой Троицы. Согласно православному учению, ипостасные свойства, то есть тот факт, что Отец нерожден, Сын рожден и Дух Святой исходит, указывают на способ существования каждого Лица. В то же время Лица равны в славе и почитании, будучи единосущны.

24) Мнение, согласно которому Вселенский Патриарх является первым, не имеющий равных. Это мнение имеет в основе своей ересь, отрицающую равенство Лиц Святой Троицы.


Православная Церковь является Вселенской, не экуменической, и потому мы ожидаем от ее членов, чтобы они применяли и проповедовали Православие всей твари, приводя многих людей в корабль спасения, каковым является Церковь Православная, Церковь Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская, как мы исповедуем это в Символе веры Никео-Цареградском. Поэтому мы отмежевываемся от позиции всех тех, кто учит или практикует упомянутые ереси, сформулированы ли они на всеправославных и поместных соборах или проповедуются патриархами, иерархами, священниками, диаконами, иподиаконами, чтецами, монахами, монахинями или верующими мирянами.

Спаситель Иисус Христос призывает нас обличать братий для их исправления и показывает, что обязанность собрания верующих — продолжать обличения, когда это необходимо: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово[7]. 75-е апостольское правило не делает никакого различия между мирянами и клириками как свидетелями отклонения епископа: «Во свидетельство против епископа не принимати еретика: но и вернаго единаго не довольно. На устах бо двоих или триех свидетелей твердо станет всяк глагол»[8]. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает обязанность членов Церкви обличать клир, учащий неправославно: «Нужно слушать учителей и священников и не осуждать их, даже если бы жизнь их была худа; однако если вера их погрешительна, тогда нужно не только не слушать их, но и бежать от них и осуждать их»[9].

Потому мы отмежевываемся от позиций тех, кто учит неправославно, и, с болью и надеждой молясь об их исправлении, обличаем их:

— представителей Поместных Православных Церквей, идущих на догматические компромиссы и утверждающих экклезиологические ереси на межхристианском и межрелигиозном диалоге,

— Вселенского Патриарха, который молился вместе с ересиархом «папой» Франциском у Святого Гроба, в Риме и Фанаре, попирая каноны святых апостол, запрещающие под угрозой извержения из сана совместную молитву с инославными,

— иерархов различных поместных соборов, среди которых и иерархов, посланных в качестве представителей Румынской Православной Церкви поздравить ересиарха «папу» Франциска на его интронизации как лидера государства Ватикан и папистской ереси.

Мы критикуем также:

— церковные синоды, пославшие своих представителей на подобное постыдное представление,

— иерархов, священников, диаконов, иподиаконов, чтецов, монахов, монахинь и верующих мирян Православной Церкви, которые участвовали в синкретических межрелигиозных и межхристианских встречах и совершали символические синкретические жесты и совместные молитвы с еретиками или причащались с ними,

— тех, кто утверждает, что в Румынской Православной Церкви более нет благодати Духа Святого из-за того, что некоторые ее члены впали в экуменическое заблуждение, как будто бы благодать автоматически уходила из Церкви Христовой. Не мы спасители Церкви, а Церковь спасает нас.

Мы отмежевываемся от постыдного поступка Вселенской Патриархии — приглашения на Фанар псевдоепископа Рима Бенедикта XVI в 2006 году, а также и псевдоепископа Франциска в 2014 году.

Отмежевываемся также от поминания «папы» Бенедикта XVI в прошении «О архиепископе нашем…» на мирной ектении.

Отмежевываемся и от псевдоблагословений, которые «папа» Бенедикт XVI дал в церкви святого великомученика Георгия в Фанаре и произнесении им молитвы Господней.

Отмежевываемся в то же время и от акции Блаженнейшего Патриарха Вселенского Варфоломея по приглашению в Иерусалим псевдоепископа Рима Франциска для совместного празднования ложного снятия анафем, которые были произнесены в 1054 году, также как и от всех акций по псевдоединению с еретическим папством.

Публично заявляем, что так называемые представители Православных Церквей, совершающие догматические компромиссы и литургические действия, осужденные церковными канонами, представляют только самих себя, а не представляют нас, верующих Православной Церкви, ни Церковь в ее полноте (плероме).

Заявляем также, что отмежевываемся от всех их экуменических и синкретических действий и ждем, чтобы они явили признаки публичного покаяния, как и их еретическое инославное проявление было публичным.

В Церкви Живой, когда епископ учит учению, чуждому Православной Церкви, священники той епархии могут прервать поминовение епископа, публично учащего ереси, до суда Синода, согласно 15-му правилу I–II Константинопольского Собора[10]. Поэтому мы, клир и народ, настоящим исповеданием обличаем священников, епископов, патриархов и верующих, учащих ереси, с болью и в надежде их исправления, о чем молимся Благому Богу. Обличаем также тех, кто не старается исправить братий своих, впавших в экуменическую прелесть, занимая пассивную позицию, на которую святитель Григорий Палама смотрит как на тип неверия, после атеизма и ереси.

Молимся о помощи Бога, в Троице славимого и поклоняемого!

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Graiul Ortodox

[1] Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин. 17, 17).
[2] Рим. 12, 4–6.
[3] 1 Кор. 12, 21–22.
[4] 1 Кор. 12, 26–27.
[5] Сакральное священство противопоставляется универсальному, т.е. всеобщему, священству. — Примеч. пер.
[6] Ин. 15, 26.
[7] Мф. 18: 15–17.
[8] Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2004. С. 28.
[9] В русском пер.: «Кто преподает неправое учение, того не слушай, хотя бы он был ангел; а если кто преподает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слова» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на второе Послание к Тимофею. Беседа 2, § 3 // Творения: В 12 т. Т. 11. СПб., 1905. С. 769).
[10] «Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения с своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборнаго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил бытии совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами и отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений» (Правило 15 Святого Поместного Собора Константинопольского двукратного // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинского-Истрийского: В 2 т. СПб., 1912. Т. 2. 307–308).