06 марта 2018

Наследие преподобного Паисия Святогорца и его значение для современного мира

В народном сознании Паисий Святогорец сразу воспринимался как святой. Его почитание в кратчайшие сроки получило широкое распространение во всем православном мире.

После блаженной кончины старца было издано несколько его жизнеописаний, митрополитом Эдесским Иоилем ему была написана служба, многочисленные церковные деятели призывали к его скорейшей канонизации.

Поток желающих помолиться на могилке Паисия Святогорца никогда не иссякал. В день преставления старца 12 июля в обитель Иоанна Богослова в Суроти неизменно приезжали тысячи верующих: в 2012 году на богослужении в монастыре присутствовало 30 тысяч паломников, а в 2014 году в день двадцатилетия со дня блаженной кончины Паисия Святогорца к нему на могилку приехало уже 120 тысяч человек. После прославления преподобного в лике святых поток прибегающих к его молитвенному заступничеству увеличился еще больше.

Храмы Паисия Святогорца начали строится в Александрупольской и Патрской епархии Эладской Православной Церкви еще до его канонизации. В настоящий момент уже действуют храмы святого Паисия в городе Лимассол (на Кипре), в Фириопетре Аридейского района (Северная Греция), в районе Святой Димитрий области Аттика, в городах Трикала, Патры и Комотини, в деревне Вендзи Гревенонского района. Строятся храмы Паисия Святогорца на острове Крит, в центральной и Северной Греции, Белоруссии (город Слуцк) и России.

Во многих случаях храмы в честь святого возводятся по народной инициативе. Так в военной части города Амбелонас (область Фессалия) храм Паисия Святогорца строят военнослужащие. По словам протосингела Ларисской Митрополии: «по собственной инициативе молодые люди взяли на себя все работы и расходы. Нас поразило, что молодежь очень хорошо знает старца Паисия благодаря его книгам и информации из интернета»1.

На Святой Горе Афон, в некоторых греческих городах и селениях хранятся части облачения и личные предметы Паисия Святогорца. Это четки, монашеские пояса, рясы и выполненные его руками резные иконы и кресты. Бережное отношение к этим предметам также свидетельствует о размахе народного почитания святого.

Старец Паисий соединил сразу несколько монашеских традиций: синайскую, афонскую, малоазийскую. Также большое влияние на него оказал русский старец Тихон (Голенков).

В своих поучениях Паисий Святогорец неоднократно ссылался на наследие Космы Этолийского. Это обстоятельство представляется нам не случайным: преподобный Паисий вырос и некоторое время подвизался в Конице2 – месте особого почитания равноапостольного Космы.

Коница – была одним из главных пунктов, где Косма Этолийский сосредоточил свою деятельность. Он основал в самом городе и окрестных селениях школы, произнес проповеди, установил деревянные и металлические кресты. Некоторые из дошедших до нас пророчеств святого были произнесены именно там. Во многих селениях коницкого района сохранились вещественные источники, связанные с Космой Этолийским (в частности, металлические кресты и деревья посаженные проповедником). В деревне Пиргос и других окрестных населенных пунктах до сих пор распространена святогорская версия Иисусовой молитвы, о которой рассказывал в своих поучениях святой Косма: «Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, Богородицею помилуй мя». В Конице построен величественный собор Космы Этолийского и хранятся его святые мощи.

Отмечая сходство святого Космы и преподобного Паисия, авторитетный греческий богослов митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) говорит, что оба они обладали «чистым сердцем, аскетической жизнью и любочестием»3. Подвижникам было свойственно мужество, остроумие, пламенность в вере, прозорливость и пророческий дар, самоотверженное миссионерское служение.

Владыка Иерофей (Влахос) посвятил специальное исследование сходству Паисия Святогорца и Серафима Саровского4. По его словам, оба преподобных близки «в опыте богообщения, размышлении о божественном, тонкой работе ума, молитве, жизни в пустыне, боговидении, общении с дикими зверями, радости которую они распространяли вокруг себя».

«Жития двух святых имеют между собой много общего, несмотря на то что они жили в разное время и в разных странах… Серафим Саровский был великим русским святым 19 столетия и стал лучезарным маяком для православного русского народа и всего человечества. Так и старец Паисий, этот удивительный подвижник 20 века, стал ясным солнцем, осветившим Грецию и весь православный мир. Оба преподобных стали утешением для народа и свидетельствовали перед людьми о Боге. Оба великих подвижника показали величие исихастсткой традиции»5.

* * *
Паисий Святогорец был носителем подлинного святогорского духа. Подвижник прошел школу афонского монашества и относился к Афону с особым чувством, подчеркивая что «Святая Гора может дать нашему народу многое. Она вновь может создать Византию, от которой произошла»6.

В написанных преподобным книгах «Афонский старец Хаджи Георгий» и «Отцы святогорцы и святогорские истории»7 «нашла отпечаток атмосфера, которую отец Паисий Святогорец впитывал на Святой Горе и духовная традиция Афона, которую он унаследовал»8.

Паисий Святогорец – один из плеяды выдающихся афонских старцев, привлекших множество людей к монашеской жизни и оказавших большое духовное влияние на молодое поколение иноков. Он дал новый импульс афонскому монашеству и оставил после себя множество учеников и духовных преемников.

Укорененность в Предании ни в коей мере не означала вторичности и повторительности мысли преподобного, его богословие было оригинальным9 и базировалось на опыте духовной жизни.

«Нужно прежде себя очистить, а затем других учить чистоте; нужно прежде себя умудрить, а затем других учить мудрости; нужно прежде самому стать светом, а затем других просвещать; нужно прежде самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему; нужно прежде самому стать святым, а затем других освящать»10 - эти слова святителя Григория Богослова в полной мере можно отнести к жизни и служению преподобного Паисия. Он не ставили перед собой великих задач: стать апостолом, миссионером, проповедником. Он поставил перед собой «только одну единственную цель – стать монахом: очиститься от страстей и посвятить себя Богу»11. Поэтому его служение и увенчалось богатыми плодами. Слова проповеди Паисия Святогорца были наполнены глубоким смыслом именно потому, что его поучения «были плодом святой жизни и Божественного Просвещения»12.

По словам владыки Иерофея (Влахоса), старец Паисий «опытно пережил всю догматику Церкви (богословие, христологию, экклезиологию, демонологию, эсхатологию)»13, «он достиг высоких ступеней духовной жизни и в свете созерцал Христа, Богородицу, ангелов, святых. Общался с небесной Церковью и учавствовал в небесной Божественной Литургии»14.

Слова апостола Павла «Для всех я сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых” (I Кор. 9:22), традиционно прилагаемые в житийной литературе к представителям старчества, в полной мере применимы к преподобному Паисию. В его жизнеописании мы можем найти множество примеров, когда он находил общий язык и помогал всем (вне зависимости от их образованности, материального положения и духовного состояния)15. В келью к святому Паисию приходили известные политики, деятели искусства и науки, православные и инославные.

Характерной чертой афонской монашеской традиции является независимость от властей, и как следствие равноудаленность, а точнее равноприближенность ко всем христианам (вне зависимости от их общественного положения). К афонским подвижникам за наставлением обращались представители всех слоев общества. Монахи всегда выступали как безбоязненные обличители неправды и проявляли заступничество за угнетенных перед лицом «сильных мира сего».

Много подобных примеров можно найти в жизнеописании и учении Паисия Святогорца. Когда один из президентов Греции приехал на Святую Гору Афон, преподобный посоветовал святогорским монастырям не принимать его, потому что он подписал закон, легализующий аборты16.

«Церковь – это не прогулочный корабль того или иного епископа, чтобы он плыл на нём, куда ему вздумается»17, - подчеркивал старец Паисий. На какое-то время он прекратил поминать Вселенского патриарха Афинагора из-за его опасных действий по сближению с римо-католиками.

Несмотря на свою принципиальную позицию, Паисий Святогорец не был фанатиком-зилотом, противопоставляющим себя священноначалию. Свою традиционность он неразрывно связывал с Церковью. Он ничего не предпринимал без благословения афонского священноначалия: «Однажды он приехал в Суроти и увидел, что срок его предыдущего письменного разрешения на выезд с Афона уже истёк. Хотя ему надо было уезжать по срочному делу, он остался на месте и потерял два дня, ожидая, пока с Афона ему привезут новую отпускную грамоту» (хотя это было формальностью, которую не соблюдал почти никто из афонских насельников)18. Старец Паисий неоднократно встречался с Константинопольскими патриархами и с большим почтением отзывался о священноначалии.

В случае с Паисием Святогорцем мы имеем дело с «жизненным просветительством», воспитанием на собственном примере. Полагая что «богословие без личного опыта похоже на крота, который пытается описать солнце»19, он никогда не теоретизировал и не советовал другим того, чего не исполнил сам. В первую очередь подвижник жертвовал собой ради других и призывал к самопожертвованию своих слушателей.

Чтобы помочь людям, старец не жалел времени и усилий. Он ежедневно терпеливо принимал огромное число паломников, несмотря на то, что они отнимали у него драгоценную тишину и нарушали установленный распорядок дня.

Известный богослов архимандрит Георгий Капсанис в своих воспоминаниях приводит слова Паисия Святогорца: «Когда кого-то мучает какая-то проблема, его следует внимательно выслушать. Как бы долго он не говорил, нельзя показывать, что его слова утомили тебя – потому что тогда все будет без толку. Однажды я неподвижно слушал рассказ одного юноши в течение девяти часов. У меня от боли даже свело кишечник… Когда кто-то становится духовником – он должен быть полон решимости пойти в ад вместо тех, кого он исповедует. В противном случае он не готов быть духовным отцом»20.

Поучения подвижника отличала простота и доступность. Жизнеописатели, характеризуя язык наставлений старца Паисия, используют сравнение с «проповедью рыбаков (святых апостолов)»21. Сложные богословские истины он легко объяснял всего в нескольких предложениях и примерах. При этом он подчеркивал, что Бог познается не рационально, а в опыте духовной жизни и прежде всего через участие в Таинствах.

Богословие Паисия Святогорца было основано на Евангелии. В его поучениях мы неоднократно находим прямые отсылки к тексту Ветхого и Нового Завета. Преподобный анализирует Священное Писание, объясняет его, пытается донести до каждого слушателя.

Проповедь святого Паисия не была бесцветным морализаторством, богословие позиционировалось им как онтологическая основа православной нравственности. От веры через рассказ о таинствах и духовной жизни он переходил к насущным проблемам людей, подробнейшим образом касаясь острых и актуальных проблем своего времени.

Наставления Паисия Святогорца были построены таким образом, чтобы быть полезными каждому конкретному слушателю. Его поучения обращенные к сподвижникам по Святой Горе, монахиням и мирянам, порой, заметно отличаются. «Он был способен духовно руководить монахами и монастырями, разрешать проблемы мирских людей – неженатых и семейных, беседовать с учёными, на которых производили впечатления его знания и гибкость ума. Он умел снисходить или подниматься до того образовательного уровня, на котором находился собеседник, и до того духовного состояния, в котором тот пребывал. Он принимал во внимание его характер, профессию, происхождение, интересы и другое»[22].

«Пользу от общения с старцем могли получить как подвижник, достигший высоких ступеней созерцания, так и маленький ребенок…

Однажды, пока старец беседовал с многочисленными посетителями, маленький мальчик бил палкой по земле и мешал им сосредоточится на беседе. Несмотря на настойчивые просьбы своего отца малыш продолжал шуметь. Тогда отец Паисий сказал: “Сыночек, Георгий, не стучи, а то разбудишь американцев, которые спят на другой стороне земли”.

То есть с юмором и по-доброму он деликатно посоветовал малышу прекратить шуметь. Паисий Святогоец находил мудрые слова и для святых подвижников и для совсем маленьких детей»
[23].

«Старец не читал лекций, не стремился изобразить из себя учителя»
[24]. Святой Паисий мог свободно говорить много часов подряд, не готовясь заранее, а слушатели ловили буквально каждое его слово, сила воздействия которого была чрезвычайно велика: «На меня производило впечатление, – говорил бывший наркоман, – то, что двумя-тремя словами Старцу удавалось прийти к взаимопониманию с такими, как я, и пробудить в нас интерес к жизни»[25].

По словам владыки Иерофея (Влахоса), преподобный Паисий «излучал утешение и сострадание…, его нежное и чувствительное сердце было нескончаемым согреваюшим солнечным светом»
[26].

Системообразующим элементом православной идентичности для афонских подвижников всегда была аскетическая традиция (пост, молитва, воздержание от работы по воскресным дням). В учении Паисия Святогорца этим темам уделено приоритетное внимание.

В учении святого Паисия молитва предстает как наиболее действенное средство к исцелению и обожению человека. Участие в богослужении он рассматривает как центр жизни каждого православного человека
[27].


Одним из основных свойств учения Паисия Святогорца является его исихастский характер. Подвижник «переживал Божественные Тайны и высокие состояния»
[28] и имел непрестанную Иисусову молитву. Своих слушателей он также призывал стараться все время «быть на прямой связи с Богом».

«Живя рядом со старцем я понял что аскеза это путь ведущий к Богу. Он убедил меня что аскеза обязанность не только монахов но и всякого христианина. Человек аскезы – это человек Божий»
[29], - писал один из паломников близко знавший Паисия Святогорца.

Сам преподобный безропотно переживал нечеловеческие страдания, связанные с его тяжелым заболеванием. Последние дни его жизни можно уподобить подвигу мучеников пострадавших за Христа.

Старца отличало бескомпромиссное отношение к ревизии православной традиции. Он «не принимал и бичевал любую модернистскую тенденцию: будь то отмена ношения священниками ряс, перевод литургических текстов на современный язык, сокращение постов и тому подобное. Православное Предание вообще и святогорское Предание в частности были самыми любимыми темами Старца Паисия»
[30].

Контакт Паисия Святогорца с любыми слоями общества, людьми самых разных национальностей и достатка всегда строился на единой основе – православной традиции, Священного Писания и Предания. Он не предлагал слушателям «облегченную», «адаптированную» к современным реалиям версию Православия. Святой исходил из того, что нельзя быть подлинно православным, сочетая это со служением греху, и призывал мирян к совершенной подвижнической жизни. О богословах-модернистах старец Паисий говорил: «Они стремятся найти оправдание своей греховной жизни в святоотеческих текстах. Они превратно истолковывают Священное Писание, чтобы найти оправдание своим ошибкам»
[31].

Причину бед постигших народ святой Паисий видел в грехе, тяжелой духовной болезни общества. Он утверждал, что за духовным возрождением неизбежно последует и национальное, поэтому тема борьбы с грехом занимает центральное место в его богословских построениях. Покаяние предстает не только как личное перерождение, но и как начало «преображения всей человеческой жизни и человеческого общества вообще»
[32].

Когда старца Паисия спросили, о времени освобождения Кипра, он ответил: «Кипр будет освобождён тогда, когда покаются киприоты. Устраивайте на Кипре духовные военные базы, чтобы разогнать военные базы турок, англичан и американцев». То есть на кипрскую проблему Старец смотрел как на проблему духовную – а не как на национальную или политическую. Он верил, что разрешение этой проблемы – в покаянии народа и в молитве»
[33].

Максимализм был образом жизни для Паисия Святогорца и программным пунктом его учения. «Образцом в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего. Бегуны на стадионе не оглядываются назад, чтобы увидеть, где находятся последние. Ведь если они будут глазеть на последних, то станут последними сами»
[34].

«В вопросах веры и любви к Родине нет места компромиссам»
[35], - эти слова Паисия Святогорца в полной мере применимы к его собственному учению. На вопрос университетского профессора можно ли покупать продукты из магазина, хозяин которого принадлежит к секте свидетелей Иеговы, старец Паисий ответил категорическим отказом.

Святой Паисий был очень чувствительным в догматических вопросах и следовал по святоотеческому пути, полагая что не только добродетель но и правомыслие в вопросах веры необходимы для спасения человека.

Подвижник успешно боролся с исламизацией православного населения на Балканах и активно действовал в областях, где угроза исламизма была особенно высока. «Видя опасность турецкой пропаганды во Фракии, Старец приехал в город Комотини, чтобы поддержать обращённых в христианство мусульман, пожить с ними какое-то время, чтобы им помочь»
[36].

При всей своей строгости и бескомпромиссности Паисий Святогорец был чужд морализма и пиетизма. Все что он делал было исполнено любви к Богу. «Он ничего не требовал от Христа, ничего для себя не просил, а хотел только одного: не расстраивать Господа. И стремился к этому каждый день, прилагая все свои силы»
[37].

Духовное благородство отличало все поступки и высказывания преподобного. Подобный подход подвижник стремился привить и своим слушателям. Паисий Святогорец хотел научить их «смотреть на Христа не как на судью, как на полицейского, а относится к Нему как Отцу»
[38].

Очевидцы проповеди Паисия Святогорца указывают на разносторонность его поучений. Врач психиатр после того, как встретился с отцом Паисием рассказывал, что «не только получил от старца утешение и поддержку, но и сделал вывод, что отец Паисий знаком с новейшими достижениями психиатрии»
[39]. Согласно воспоминаниям духовного чада старца, социальный кругозор Паисия Святогорца поражал: «хотя он и был монахом-пустынником, он прекрасно знал что твориться в мире и мог ответить на любой вопрос»[40]. То что Паисий Святогорец говорил о психологии ребенка (например, о значении грудного вскармливания, недопустимости ругать и наказывать ребенка в темноте) опередило свое время и было впоследствии подтверждено научными исследованиями[41]. Подобные знания святого Паисия были плодом не мирского образования и начитанности, а Божественного Просвещения.

Паисий Святогорец заботился не только о духовном спасении своей паствы, но и старался помочь ей гармонично устроить жизнь на земле. Его поучения – кладезь практических советов: «Многим наркоманам Старец помог порвать с наркотиками. Вначале ему удавалось пробудить в них интерес к жизни, установить с ними контакт и завоевать их доверие… Он советовал им пойти на исповедь, начать жить духовной жизнью, устроиться на какую-нибудь простую работу, чтобы быть чем-то занятым. Он советовал им есть морковь и давал другие практические советы. Он посылал их к людям, в окружении которых было бы легче избавиться от страсти к наркотикам, помогал им стать членами общества и создать семьи»
[42].

Согласно старцу Паисию, основные направления детского воспитания - «безусловное уважение к человеческой личности как образу и подобию Божиему, христоцентризм (когда Христос является важнейшей педагогической и преобразующей человека силой) и сотереологический приоритет»
[43].

Святой Паисий никогда не отрицал важности знаний. Преподобный напоминал, что представители его поколения «в начальной школе знали всю карту мира как свои пять пальцев» и полагал, что невежество может привести современных школьников к катастрофе.

Старец Паисий призывал ответственных лиц системно и ответственно заняться детским просвещением. Кроме того преподобный распространял образовательную (прежде всего историческую) литературу.

Просвещение Паисия Святогорца принципиально отличается от просвещения западномыслящих интеллигентов. По мысли подвижника образование должно не просто давать сумму знаний. Святой был против безнравственного образования, лишенного духовных ориентиров.

Подобное воспитание в отрыве от традиции становится не только не полезным, но и гибельным для человека. Именно поэтому Паисий Святогорец полагал, что огромную угрозу таит в себе западная образовательная парадигма. По его словам современное образование делает людей «похожими на роботов. Они теряют способность к суждению»
[44].

* * *
Отвечая на вопрос «в чем значение исторической памяти?», старец Паисий Святогорец в одном из своих поучений рассказал о встрече со студентом, который практически ничего не знал о своей Родине. По словам отца Паисия, подобное равнодушие к современности сочетаемое с забвением прошлого чревато самыми трагическими последствиями: «Когда придут наши “добрые соседи” и скажут: “Это не ваша, а наша Родина”, им ответят: “Да, вы правы, так оно и есть”»
[45]. В связи с этим старец активно выступал против «фальсификаторов исторической истины»[46], защищал историческую правду, в частности отстаивал греческое право на Македонию[47].

Паисий Святогорец много сделал для поддержки важнейших компонентов народной идентичности: православной веры, языка и памяти об историческом прошлом.

И сам святой бережно относился к истории. Он представил читателям уникальную историческую информацию в своих книгах «Отцы святогорцы и святогорские истории», «Афонский старец Хаджи-Георгий» и «Арсений Каппадокийский»
[48]. Кроме того преподобный опубликовал небольшую статью в защиту греческого национального героя Иоаниса Макрияниса, «опровергая несправедливые и ложные обвинения в его адрес».

Отношение подвижника к Родине было чисто духовным
[49]. Он был чужд этнического национализма и призывал к консолидации православных народов. При этом он видел в православной Греции ту «духовную закваску», которая сможет оказать ощутимую помощь человечеству.

Важное место в учении Паисия Святогорца занимала попытка вернуть народу упавшую от многочисленных испытаний самооценку и дать ему сильное и мужественное самосознание. Многие пророчества и наставления подвижника содержали призыв не отчаиваться. Надежда сопровождала Паисия Святогорца всю его жизнь, особенно в трудностях: «Среди тьмы и тумана он говорил о ясном безоблачном небе. “Благодатью Божией всё будет хорошо”, – утешал он отчаявшиеся души… Старец верил, что “даже если на всей земле останется хотя бы один христианин, Христос всё равно исполнит Свой Божественный план”»
[50].

Патриотизм Паисия Святогорца носил не декларативный, а активный характер. К неравнодушному участию в судьбах Родины и Церкви он призывал и своих слушателей.

Приоритет святой отдавал укреплению семьи, «ведь как только угаснет семья – угаснет весь мир… Когда испортится семья, испортится, клир, монашество, всё»
[51]. Стремясь выстроить гармоничное общество, основанное на братской любви и взаимопонимании, подвижник помогал сиротам, заботился о бедняках[52].

Паисий Святогорец был защитником византийской музыкальной традиции и других традиционных форм православного литургического предания. Он также исходил из того, что сохранение традиций и обычаев принципиально важно для того чтобы избежать утраты национальной идентичности.

Большое внимание Паисий Святогорец уделил защите языка. «Греческий язык имеет “язык” от огненных языков Святой Пятидесятницы. Никакой другой язык не может передать догматы нашей веры… Если кто-то, не зная древнегреческого языка, занимается догматикой, то он может впасть в заблуждение»
[53], - подчеркивал святой.

Помимо духовного значения сохранения греческого языка, он был важен для Паисия Святогорца и как неотъемлемая часть национальной идентичности. Утрата знания «языка Церкви» неизбежным следствием имеет забвение своих корней и удаление от православной веры.

«Предание, язык не погибли даже в то время, когда все письменные памятники были рукописными, когда не было ни ксероксов, ни иных технических приспособлений. Так что же, разве они погибнут сейчас, когда появилось столько технических средств? Нет, предание и язык не погибнут – как бы ни старались их погубить. Посмотрите на греков-переселенцев из России… Они знали понтийский язык, и это им помогло. Таким образом они сохранили у себя предание»
[54].

Востребованность наследия Паисия Святогорца в современном мире обусловлена тем, что его труды представляют собой образец подлинного святоотеческого богословия, актуальность которого носит диахронический характер и не зависит от изменения политических и экономических реалий.

Учение святого позволяет противостоять кризису секуляризации и апостасии, служа надежным ориентиром и системой координат для людей разных поколений, социального и общественного положения. Поистине старец стал «даром Божиим современному человечеству»
[55]. В условиях попыток ревизии Православного предания учение Паисия Святогорца оказалось востребовано во всем современном мире.

И после своей кончины святой Паисий помогает людям посредством своих книг. Его творческое наследие вызывает небывалый резонанс, переведено на многие иностранные языки, «находит отклик в человеческих сердцах, приводит в умиление и трогает как простых людей, так и интеллигенцию».

Преподобный Паисий явился подлинным учителем духовной жизни. Его слова действуют посредством Благодати Святаго Духа и приводят ко спасению множество людей.

Афанасий Зоитакис

[1] http://agionoros.ru/docs/2022.html
[2] Коница – греческий город на границе с Албанией.
[3] Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) Выступление в Мегало Дендро 24 августа 2014 http://www.agionoros.ru/docs/1339.html
[4] Εκκλησιαστική Παρέμβαση, τευχ. 223, Φεβρουάριος 2015. Σ. 193
[5] Αυτόθι.
[6] Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 717.
[7] Обе книги изданы в сборнике: Старец Паисий Святогорец «Творения». М., Издательский дом «Святая Гора», 2013.
[8] Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγ. Βλασίου Ιεροθέου. Ο άγιος Παΐσιος ο Αγιορείτης ως εμπειρικός θεολόγος Ιερά Μονή Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας), 2016. Σ. 68
[9] Αυτόθι. Σ. 13
[10] Cв. Григорий Богослов (Слово II, 71).
[11] Монах Никодим (афонский монастырь Святого Павла): О поклонении Дарам волхвов, церковной жизни, афонских старцах и Паисии Святогорце (http://www.agionoros.ru/docs/955.html)
[12] Там же.
[13] Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγ. Βλασίου Ιεροθέου Ο άγιος Παΐσιος ο Αγιορείτης ως εμπειρικός θεολόγος Ιερά Μονή Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας), 2016. Σ. 53
[14] Αυτόθι. Σ. 234.
[15] Архимандрит Георгий Капсанис: О старце Паисие Святогорце http://www.agionoros.ru/docs/1258.html.
[16] Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 714.
[17] Там же. С. 704.
[18] Там же. С. 701-702.
[19] Там же. С. 573.
[20] Архимандрит Георгий Капсанис: О старце Паисие Святогорце http://www.agionoros.ru/docs/1258.html.
[21] Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 571.
[22] Там же. С. 572-573.
[23] Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγ. Βλασίου Ιεροθέου Ο άγιος Παΐσιος ο Αγιορείτης ως εμπειρικός θεολόγος Ιερά Μονή Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας), 2016. Σ. 205-206
[24] Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 571.
[25] Там же. С. 572.
[26] Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγ. Βλασίου Ιεροθέου Ο άγιος Παΐσιος ο Αγιορείτης ως εμπειρικός θεολόγος Ιερά Μονή Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας), 2016. Σ. 59
[27] Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С.572
[28] Там же. С. 483.
[29] Γεωργίου Κρασανάκη. Η παιδαγωγία του γέροντος Παισίου. http://www.pigizois.net/afieromata/paisios/paidagogia.htm.
[30] Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 687
[31] Γεωργίου Κρασανάκη. Η παιδαγωγία του γέροντος Παισίου. http://www.pigizois.net/afieromata/paisios/paidagogia.htm.
[32] См.: Радович Амфилохий. Основы православного воспитания. Пермь, 2000. С.104.
[33] Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 713.
[34] Старец Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке» Слова. Т. I. М., Издательский дом «Святая Гора», 2003. С. 32-33.
[35] Старец Паисий Святогорец. «Страсти и добродетели» Слова. Т. V. М., Издательский дом «Святая Гора», 2008. С. 263.
[36] Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 713.
[37] Митрополит Лимасольский Афанасий: «Старец Паисий учил нас не смотреть на Христа как на полицейского, а относится к Нему как к Отцу». http://www.agionoros.ru/docs/1408.html.
[38] Там же.
[39] Архимандрит Георгий Капсанис: О старце Паисие Святогорце. http://www.agionoros.ru/docs/1258.html.
[40] Γεωργίου Κρασανάκη Η παιδαγωγία του γέροντος Παισίου http://www.pigizois.net/afieromata/paisios/paidagogia.htm.
[41] Там же.
[42] Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 318.
[43] Γεωργίος Κολιος. Γέρων Παϊσιος, η Παιδαγωγική Σκέψη του. Αθηνα, 2009.
[44] Старец Паисий Святогорец. «Люди становятся похожими на роботов». http://www.agionoros.ru/docs/255.html.
[45] Старец Паисий Святогорец «Слова» Том I. М., 2008.С. 338
[46] Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 711.
[47] Там же. С. 712.
[48] См.: Старец Паисий Святогорец «Творения». М., Издательский дом «Святая Гора», 2013.
[49] Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 711.
[50] Там же. С. 461.
[51] Γεωργίου Κρασανάκη Η παιδαγωγία του γέροντος Παισίου http://www.pigizois.net/afieromata/paisios/paidagogia.htm.
[52] Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 51. 130-131.
[53]Старец Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке» Слова. Т. I. М., Издательский дом «Святая Гора», 2003. С. 328 - 329
[54] Там же. С. 328.
[55] Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγ. Βλασίου Ιεροθέου Ο άγιος Παΐσιος ο Αγιορείτης ως εμπειρικός θεολόγος Ιερά Μονή Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας), 2016. Σ. 45