06 марта 2018

Святой ученик святого учителя

Архимандрит Амфилохий (Макрис). Воспоминания о старце и его духовные наставления

Монахиня Христонимфия, игумения Благовещенского монастыря:

– Блаженной памяти старец отец Амфилохий был одним из делателей Иисусовой молитвы. Его молитва достигала высоты духовного созерцания, его ум часто воспарял на молитве, он видел такие небесные явления и таинства, которых «ум не видывал» и о которых «ухо не слыхивало». В тишине и молитве он жил, каждодневно вкушая плоды Святого Духа. Эти состояния, переживаемые нашим старцем, отражались на сладости его лица и на внутреннем свете, который он источал вокруг себя. Однако и многие события свидетельствовали нам о его внутреннем делании и святости.

Вот один из таких случаев: я была девочкой лет тринадцати, когда однажды после обеда, еще не прозвучало било к молитве, старец позвал меня, чтобы я ему помогла. Я пошла с большой охотой. И когда выполнила порученное мне дело и уже хотела уходить (тем более что пришла сестра, которая собиралась стучать к началу молитвы и должна была взять на это благословение), к моему большому удивлению, геронда не отпустил меня и сказал: «Останься, дитя мое, со мной сегодня вечером, помолимся вместе».

Я осталась и, чтобы не мешать старцу, отошла и преклонила колени в задней части комнаты. Я наклонила голову в сильном смущении до самого пола. Он же взял свою палку, встал перед иконами и молился. Прошло довольно много времени, когда абсолютная тишина и мир, царившие в комнате, заинтересовали меня. Из любопытства я немного приподняла голову – посмотреть, что делает старец. И увидела нечто удивительное: отец Амфилохий был приподнят примерно на метр над полом, а его лицо сияло так, что я не могла на него смотреть.

Я очень испугалась от этого сверхъестественного зрелища и закричала. Тогда старец пришел в себя, подошел ко мне и говорит: «Что случилось, деточка? Ты испугалась? Не бойся. Это от лукавого, это пройдет». И попытался мня успокоить. «Только об одном я тебя попрошу: обещай, что когда ты спустишься сейчас с башни (там он жил), ты ничего не скажешь сестрам». Это было еще одно свидетельство его великого смирения и подлинной святости.

Старец особо возделывал непрестанную молитву, которую имел в себе от великой любви к Богу. Его душа тосковала по Господу и стремилась к Нему с великим рвением. В церкви он никогда не садился. Часто наставлял нас и говорил: «Человек, который очень любит Бога, приносит себя в жертву ради Него». И еще: «Когда ты любишь человека, то желаешь постоянно думать о нем и с ним разговаривать. Так и душа, любящая Бога, должна непрестанно, и днем и ночью думать о Господе. Молитва – лучшее делание и орудие монаха». Та сестра, которая любила молитву, занимала особое место в душе старца. Молитва никогда не сходила с его уст и не удалялась из его сердца. Он постоянно пребывал в созерцании нетварного света. Его лицо сияло от непрестанной молитвы.

Как-то я спросила его: «Геронда, когда к вам приходит возмущенный человек и поносит вас оскорбительными словами, что вы делаете в этот момент?» Ответ: «Когда я сижу на высокой скале молитвы, какие бы волны ни подступали, они мне не причинят вреда. Но если застигнут меня внизу, то смоют в море. Умная молитва уподобляет, связывает, освящает, дитя мое. Когда в душе возгорается огонь молитвы, все сухое опаляется и исчезает». «Умная молитва, – говорил он нам, – основа совершенства. Первая ступень духовного восхождения есть умная молитва. В начале молитвы ты ощущаешь большую радость, затем приходит сладость, и в конце, как плод, приходят слезы, потому что душа ощущает в себе присутствие Бога».

Я расскажу еще об одном случае из жизни старца и о даре его прозорливости. Когда мне было 23 года, старец решил постричь меня в монахини. Он сказал мне, чтобы я сообщила об этом маме (отец мой скончался незадолго до этого), чтобы она приехала на мой постриг. Я же, зная о сопротивлении моей матери, отказалась сообщать ей, объяснив старцу, что если она приедет, то, очень вероятно, не даст своего согласия на мой постриг. Я предложила рассказать ей обо всем после и взять всю ответственность на себя. Старец уступил моим настойчивым просьбам, и так и произошло. Состоялся постриг, а после приехала мама. Она была очень расстроена и рассержена, по большей части на старца – за то, что он постриг меня в монахини. Старец позвал ее к себе и с большой любовью и кротостью сказал: «Госпожа Ангелики, не печалься и не плачь о своей дочери, так как я вижу, что воля Божия быть ей монахиней». Мама немного воспряла, словно от сна, утихла буря в ее сердце, и она впервые рассказала старцу о случае, который произошел с ней в час молитвы, когда мне было три годика.

В одном из житий святых мама прочла, что монахи встают в три часа ночи и молятся. Это правило она старалась исполнять, когда отца не было дома. Как-то ночью, когда она стояла на коленях и молилась со слезами в комнате, где мы спали, открылось окно, центральное из трех окон, и в нем появилась прекрасная женщина в черном, Ее лицо сияло. Она обратилась к моей матери: «Что случилось, госпожа Ангелики, почему ты плачешь? Тебя что-то беспокоит?» Мама ответила: «Нет, ничего, просто я молюсь и прошу Бога, чтобы Он помог, и мои дети стали хорошим людьми, полезными для общества». Тогда Богородица ей ответила: «Не волнуйся, дитя мое, все будет в порядке со всеми твоими детьми. А одно твое чадо придет в Мой дом и станет невестой Христовой».

Моя мама спросила: «А кто из детей придет в Твой дом?» И Божия Матерь сказала: «А этого я не могу тебе сказать. Когда дитя подрастет, ты увидишь сама». И действительно, через несколько лет я подросла и ушла в монастырь. Так вот, с этими словами Богородица исчезла. А моя мама стала размышлять, кого из детей имела в виду Матерь Божия. Обо мне она не могла тогда предположить, что я стану монахиней. Мне было три года, и она подумала, что слова Богородицы означают, что я могу умереть и так оказаться в Ее доме. И жила с тревогой.

Когда я приняла постриг, мама вспомнила об этом видении и рассказала о нем старцу, а старец ей ответил: «Так вот твоя дочь, и она вошла в дом Богородицы! Почему же ты расстраиваешься?! Исполнилась воля Божия!» В самом деле, старец, не зная о видении моей матери, постриг меня с именем Христонимфия (что значит в переводе с греческого «Христова невеста» – А.Н.). После отец Амфилохий добавил: «А теперь я скажу тебе и нечто иное о том, что произойдет, не удивляйся! Когда я уйду на небеса, то и ты придешь в этот монастырь и станешь монахиней». Мама пустилась возражать: «Что ты говоришь, отче! У меня семья, дети... я никак не могу уйти в монастырь». «Тише, госпожа Ангелики, – сказал он ей, – что я тебе говорю, то произойдет». И произошло.

Архимандрит Павел (Никитарас):

В течение всей своей жизни старец страдал от болезней, был чувствителен к простудам и каждый год болел гриппом... В конце марта 1970 года он страдал от пневмонии. На дворе стояла Великая Четыредесятница, и он с трудом дал согласие принимать немного молока. Всем он успел сказать то, в чем каждый нуждался. На попытку духовных чад задержать его на несколько дней в этом мире он попросил их: «Отпустите меня, милые мои чада, уйти. Пришел мой час». «Почему, геронда, ты не останешься с нами до Пасхи?» – спросил его я. Он сперва робел мне ответить, но когда я спросил его и во второй, и в третий раз о том, откуда он знает, что скоро уйдет, он нехотя поведал: «Благословенный Павел, я видел Пречистую и Богослова недавно и попросил их, чтобы мне остаться с моими чадами до Пасхи, но они мне сказали: ‟Не получится. Решение принято – Пасху вместе с нами ты будешь праздновать на небесах”». Я говорю тебе это, как на исповеди, потому что ты меня понуждаешь, но не передавай этого другим».

Он ушел из этого мира суеты, посвятив всецело свою жизнь другим. Добрый делатель виноградника Господня, он потрудился, сдав на отлично экзамены на ристалище духовных состязаний. Добрый христианин и грек во всех проявлениях своей души, он послужил Церкви и Родине. Он почил о Бозе 16 апреля 1970 года в полной ясности ума и чувств.

Стоит рассказать об одном случае... Как-то раз приснопамятный старец Амфилохий находился в своей келье в монастыре на Патмосе. Вдруг он слышит, что некая Елена с острова Икария зовет его поспешить ей на помощь. Не теряя времени, он спускается в островную гавань – и, невероятно, но факт, видит парусник, отходящий на Икарию. По штормовому морю он достигает Икарии и, едва сойдя на берег, справляется, нет ли здесь вдовы по имени Елена. Ему сообщают, что есть, и как раз на днях она похоронила мужа. Старец интересуется, как пройти к дому этой женщины (он не спрашивает, где ему упокоить свое утомленное дорогой тело, но без промедления поспешает в дом Елены – его беспокоит услышанный зов о помощи). По пути он встречает бегущую женщину, обезумевшую от отчаяния. Старец окликает ее по имени и говорит: «Елена! Куда ты? Я приехал ради тебя!» Убитая горем женщина приходит в себя, смотрит на духовника, задумывается о том, что хотела сделать, и исповедуется, что в этот миг она шла утопиться в море. Так старец спас эту женщину – произошло чудо, о котором сама она мне рассказала.

Последние слова старца на земле

15 апреля 1970 г.

Будьте детьми любви. Тогда вам не страшен диавол.

Господь благословил, чтобы все мои духовные чада вошли в Царствие Небесное. Для меня нет иной радости, чем увидеть вас в раю. Господь сподобит вас Своей славы. Меня очень трогает, когда мои чада рядом со мной. Нет иной радости для отца!

Духовное чадо: – Ты очень, геронда, любишь Иоанна Богослова? – С самого детства я видел его, любил его, молился и просил, чтобы он сделал меня своим учеником и последователем. Так и вышло.

Живите мирно и свято, держитесь пути ваших отцов, живите по-христиански и любите свою Родину.

Будьте мужественны и отважны, да не внидите в напасть. Не придавайте значения миру. Мир и апостолов, и всех святых считал сумасшедшими: «и Меня гнали и вас будут гнать» (ср. Ин. 15, 20).

Господь вас благословит, да будет с вами рядом в ваших трудах, в ваших мыслях. Не впутывайтесь ни в какие «партийные», ни в личные аферы. Всегда просите, чтобы Бог вас просветил делать то, что есть самое наилучшее для нашей Родины.

Наше жительство на небесех. Здесь мы живем не по-настоящему, поэтому не станем волноваться, что бы с нами ни случилось.

Слава Богу за все. Эти слова нам стоит говорить и в трудные минуты, и в минуты радости.

Где эгоизм, там нет духа Божия.

Не может называться христианином тот, кто не имеет любви. Он притворяется христианином.

16 апреля, 12 часов дня (патмосскому врачу)

Дух Божий да всегда пребудет с тобой и просветит тебя в диагнозах, которые ты ставишь. Будь благодарен и людям, и Богу. Я молюсь от всего сердца, чтобы ты стал врачом-апостолом. Очень важно, когда к больному приближается врач-христианин. Я люблю тебя, потому что ты любишь свою Родину и имеешь благоговение к вере. Для меня ты не врач, а родной человек.

Вскоре, в 14:15, старец почил о Господе.


«Вся наша жизнь – небо»
Духовные наставления старца Амфилохия

О повседневной жизни

Человеку, который живет без Христа, все кажется трудным и непонятным.

* * *
Эгоистичный человек не привлекает никого. А если кто-то и приблизится к нему, то скоро отдалится. Духовная связь неразрывна – в ней и детский дух, и непорочность, и освящение.

* * *
Когда ты встретишь человека, духовно утомленного, не взваливай на него другую ношу, потому что его колени не выдержат. Мы должны быть людьми благодатными, чтобы те, кто к нам приближаются, отдыхали душой.

* * *
Тот, кто беспокоится, не может мыслить рационально, верно. Прояви терпение, и будешь увенчан венцом. Я хочу, чтобы вы хранили душевный мир, и тогда мы встретимся [в Царствии Небесном].

* * *
Если в нашем сердце нет Христа, мы заполняем его деньгами, или вещами, или людьми. Если в человеке нет внутреннего тепла, тогда, хоть и лето будет на дворе, он мерзнет и стынет.

* * *
Когда я вижу раздраженного человека, то молюсь, чтобы Господь успокоил его, и не слушаю, что он говорит, не принимаю близко к сердцу его слова. Когда же он успокоится и представится удобный момент, я с ним побеседую, потому что тогда он уже будет способен осознать свое неразумие. Человек кричащий бессилен.

* * *
Того, кто нас ранит и причиняет нам боль, мы должны любить вдвойне.

* * *
Искушения одолевают человека до тех пор, пока он не смирится. После исчезают.

* * *
Когда ты не ищешь себе оправданий, Господь просветит другого человека, чтобы он дал их тебе.

* * *
Самоотречение нужно возделывать с рассуждением, потому что иначе мы дойдем до самоубийства.

* * *
Покаяние должно быть не от страха перед воздаянием, но потому что мы согрешили перед Господом.

* * *
Чем проще человек, тем ближе он к Богу: такой делается незлобивым, смиренным, кротким, свободным.

* * *
Будем считать всех людей выше нас самих, сколько бы у них ни было недостатков. Не будем ожесточаться, но всегда помнить, что и другой стремится туда же, куда и мы (в Царствие Небесное. – А.Н.). По благодати Божией я всегда видел людей святыми и ставил их выше себя.

* * *
Одним добрым словом, произнесенным в защиту ближнего, ты приобретаешь рай.

* * *
Одним добрым словом, сказанным в защиту ближнего, ты приобретаешь рай.

* * *
Два крыла, которые могут поднять человека над землей, – это чистота и простота сердца. Ты должен быть прост в делах, чист в чувствах и помышлениях. В чистоте сердца ты станешь искать Бога, в простоте обрящешь Его и будешь радоваться. Сердце чистое легко входит во врата неба.

* * *
Духовная жизнь имеет большие радости. Вы парите, бежите мира, не помышляете ни о чем... становитесь детьми, и Господь обитает в сердцах ваших.

* * *
Вся наша жизнь – это небо. Каждый брат – это небо. А приближает человека к небу самоотречение.

О христианах

Мирские люди выматывают тебя – словно электроволны, они распространяют на тебя накопленное внутри излучение. Мы должны быть благодатными людьми, чтобы те, кто к нам приближаются, отдыхали душой.

* * *
Христианин – это настоящий человек. Он наделен благородством и деликатностью – не хочет огорчить никого.

О молитве

Молитва без любви, как птица, милая и красивая, но без крыльев, не может парить.

* * *
Послушание, если отнять у него молитвенное делание, бессмысленно. Ведь и коммунизм послушен идеологии, но что это?!

* * *
Если вы возделываете молитву, вам не страшны ветра искушений. Их сила слабеет, и они ничего с вами не сделают.

* * *
С помощью молитвы душа утончается и парит. Вы ощущаете живое присутствие Христа в вас и вокруг вас (апрель 1968 г.)

* * *
Молитва все устрояет. Она делает ничтожными расстояния. Изменяет планы человеческие. Дает дерзновение, веру и терпение в нашей жизни. Ты можешь ходить по волнам.

* * *
Возделывай молитву – и придет время, когда твое сердце взыграет от радости, как при встрече с любимым человеком.

* * *
Когда вы возделываете молитву, ветра искушения не собьют вас с пути. Ослабеет его сила, оно не сможет вам сделать ничего дурного (февраль 1965 г.).

* * *
Когда вы возделываете молитву, то не устаете, не испытываете тревоги, вас не клонит в сон на службах, потому что ваше тело уже – это скорее ваша одежда. А платье не печалится, не мерзнет, не утомляется. Сколько бы часов подряд я ни стоял на ногах, я не ощущаю усталости (9 октября 1967 г.)

* * *
Через молитву человек делается, словно ребенок. Молитва возвращает его к простоте и непорочности, которые имел Адам в раю до падения. Человек приобретает непостижимое для мирских людей, святое и благословенное смирение.

* * *
Через молитву ты освящаешь место, где живешь, и дело, которое делаешь.

* * *
Никогда не придавайте значения ничему земному и непрочному. Имейте попечение о единении вашей души с Богом.

* * *
Благодать Бога, духовное единение с Ним преображают человека. Проходят страх, подозрительность, человек больше не боится смерти и смотрит на эту жизнь, сколь прекрасной она бы ни была, как на рабство.

* * *
С помощью молитвы ты получишь все. Очищается человек, просветляется, освящается. Старайся каждую секунду вдыхать чистый воздух Иисусовой молитвы.

О любви

Чем сильнее человек любит Бога, тем сильнее он любит людей. Он любит в них образ Божий, относится с почтением, деликатностью и освящением.

* * *
Нужно любить людей. И тех, кто делает нам самое большое зло. Только любовию мы войдем в рай.

О Христе

Часто приходит Христос. Он стучится к тебе. Ты приглашаешь Его пройти в гостиную твоей души, но, поглощенная своими заботами, забываешь о великом Посетителе. Он ждет твоего появления, ждет, но, когда ты уже очень запаздываешь, поднимается и уходит. В другой раз ты снова настолько занята, что отвечаешь Ему через окно. У тебя нет времени даже для того, чтобы отворить Ему дверь.

Возлюби, мое чадо, гостеприимство, потому что оно отворяет врата рая. Будучи гостеприимным, ты можешь удостоиться принять у себя и ангелов. Гостеприимство – величайшая из добродетелей. Она привлекает благодать Святого Духа. В лице каждого гостя, чадо мое, я вижу Самого Христа.

* * *
Вопрос: Как, геронда, нужно думать о Христе?

Ответ: Всегда с любовью мы должны помнить о Христе. Мы можем держать в руках фотографию человека, но поскольку мы его не любим, не знаем достаточно хорошо, она нас не трогает. Когда же мы возьмем фотографию нашей матери, тотчас наша душа ликует и плачет от любви.

* * *
В лице каждого приходящего, дитя мое, я вижу Самого Христа.

О богословах

К сожалению, мы исказили богословие, мы не живем его изнутри, поэтому оно скатилось до мертвого знания, профессионального. Богословие, можно сказать, – это таинство, которое совершается в душах, посвятивших себя всецело Богу. Это священный опыт. Только тогда оно имеет силу и отражается на человеке снаружи. Настоящий богослов – тот, кто стяжал мистическое единение с Господом. И это единение приобретается прежде всего с помощью божественной благодати, и затем – когда человек оставит все ради юродства креста (ср. 1 Кор. 1,18) . Через отречение и подчинение он сможет научиться «науке наук», исключительному жительству, которое «некие неотмирные и неизреченные блага нам возвещает, их же око не видывало, ухо не слыхивало, и в сердце человеческое они прежде не восходили» (Никифор Каллист).

О монахах

Простой и смиренный монах радуется своей жизни, а эгоистичный мучается.

* * *
Как-то мне сказали, что мы, монахи, идем наперекор заповеди Бога, которая призывает: Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1). «Э, у нас другой путь, – ответил я им, – у нас так: ‟Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте небо”». А что касается земли, мы дарим это вам!»

* * *
Молитва – это спасательный круг для нашей души и для нашего тела. И даже если кто-то на лодочке окажется в океане и будет молиться, ему не страшно плавание! Непрестанное повторение слов «Господи, Иисусе Христе...» не утомляет, как не утомляет и повторение имен любимых людей. Разве существует для монаха имя более дорогое, чем имя Иисуса?!

О духовных чадах

Рай без вас, мои чада, мне не рай.

Вопрос: Как вы сумели стяжать такое терпение и стойкость во многих вещах?

Ответ: Помогает милость Божия. Я всегда верю, дитя мое, в силу Божию, которая все претворяет и устраивает на пользу моей души.

* * *
Человек, который любит духовно, через молитву ощущает, что пребывает в Боге и в своем брате. Он огорчается, когда его брат не живет добро, и молится о его преуспеянии. Никогда не переменится (в своем добром отношении. – А.Н.) тот, кто имеет христианскую любовь.

Вопрос: Почему, геронда, видя так ясно наши немощи, наши ошибки, вы нам на них не указываете?

Ответ: Я печалюсь обо всем том, что я вижу, как отец, но надеюсь на улучшение. Я указываю на необходимое, но больше проку, если пролить две или три слезы перед Христом за этих людей, нежели произносить много слов. Христос – наш целитель и педагог. Христос вчера и сегодня тот же, мы же закрыли глаза и весьма смутно видим дорогу. А поскольку в таком состоянии мы идем вперед, то одни погрязают в трясине, другие расшибаются вдребезги.

* * *
Когда я вижу человека, очень жаждущего причаститься, я не придаю большого значения посту. Некоторые имеют покаяние такой силы, что нужно им сделать шаг навстречу.

* * *
«Дай, Господи, моим духовным чадам очищение и святость. Огонь Твоей любви, чтобы они согрелись, свет, чтобы просветились, дар молитвы, чтобы всегда ощущали Твое присутствие в своем сердце... а мне – ощущение моего недостоинства. Я недостоин, Господи, того, что я делаю, но, ибо это есть воля Твоя, укрепи меня. Дай мне, прошу Тебя, любовь, чтобы согревать моих духовных чад, ясность ума, чтобы вести их по воле Твоей святой, рассудительность во всем. Аминь».

О спасении

Не надо говорить: я не знаю, спасусь ли я. Почему я не спасусь?! Спасусь! Тебе Единому согрешаем и на Тебя Единого надеемся.

* * *
Не придавайте ни малейшего значения ничему земному и неустойчивому. Имейте попечение о единении вашей души с Богом.

* * *
Пусть ваш взор будет прикован к небу, и ничто вас не смутит.

* * *
Часто причащайтесь, тепло молитесь, терпите – и увидите сильную Руку, Которая вас поддерживает.

Из писем старца Амфилохия

К Марии Куфаки

В сей час я нахожусь в Благовещенском монастыре. Стоит ночь, и сестры готовятся к всенощному бдению, потому что, как ты знаешь, мы всегда служим субботнюю всенощную ночью, а Литургию совершаем в воскресенье утром.

Ветер громко завывает и бунтует против того, что мы заперли его снаружи, а море… жалуется, стонет и оно: этот зимний ветер изо всех сил бьет его и треплет о сушу. Дождь, который нагоняют черные тучи, не знающие покоя от воздушных толчков, старается укротить и одолеть бурю, дабы затихло не только бедное море. Но и земля, с ее деревьями, зверями, людьми, одни из которых поют и танцуют в ярко освещенных гостиных, а другие плачут и проливают слезы боли и горечи у гробов горячо любимых близких.

Лишь немногие в этот час под сводами церквей коленопреклоненно славословят Бога отец наших, не обращая внимания на всю эту природную баталию, ибо всегда перво-наперво стараются быть сосредоточенными на своих отношениях с Царем Христом и спокойно воспринимать бури внутри или вокруг них.

Это малая «частица Христова», состоящая не только из мужчин, но и из женщин, из юношей и девушек по всему миру, – отряд Назорянина во всеоружии, бесстрастный ко всему иному (мирскому. – А.Н.) и следующий за Ним, куда бы Он ни шел.

И в Греции нас немного, мы рассеяны по островам и по суше, кто-то из нас находится на большом острове, а кто-то на микроскопическом Патмосе, где на протяжении девятисот лет не только днем, но и ночью ведется беседа со Христом, которой не помешает ни шквал, ни ненастье…

Беседа с Богом

Одиночество – это беседа с Богом и Его душами, которые становятся нам так близки через величие любви. Никогда я не променяю неприспособленные для жизни и лишенные растительности скалы Патмоса на цветущие сады Афин. Там ты видишь людей, которые не задумываются о святости. Они смотрят на эти цветы, на красоту садов, и их сердце не возносит даже малого благодарения Господу, Который для нас наполнил окружающий мир столькими красотами. А в пустыне даже весьма скудный пейзаж и самая безголосая птичка заставляют тебя увидеть Бога рядом с собой.

Счастлив тот, кто с Богом, пускай живет он на голой скале. Об этом размышляю я в маленькой церквушке апостола Фомы, и мне захотелось поделиться с тобой моими афинскими думами…

К Нике Кутела

Бог мира да будет с нами.

Сестра Ника, радуйся о Господе Иисусе.

…Как поживает Христос? Он уже вошел в твое сердце или все еще стоит снаружи? Полагаю, что не только вошел, но и упокоевается на мягких перинах твоего сердца. А значит ты – счастлива, потому что удостоилась принять у себя в гостях друга странников и нищих, Иисуса!

Я спрашиваю тебя: есть ли раны на Его руках, ногах и в ребре? Ибо наблюдаю, как сегодняшние христиане уязвляют Его своими грехами еще более усердно, нежели несведущие иудеи. Ника, имеет ли Он следы плевков на Своем дивном и сладчайшем лике? Ведь многие из наших современников, образованные и безграмотные, поносят Его на дорогах и в кофейнях. Он наг или одет в порфирную хламиду, в которую облачили Его мы, священники, насмехаясь над благодатью Божественной Литургии?!

Не гони израненного Иисуса, не верь обвинениям Его врагов. Прими Его в дом твоего сердца, как Лука и Клеопа. Приготовь Ему ужин и съешь его с Ним, потому что так ты очистишь свое «я» от грехов. Дни проходят, тело слабеет, а Господь терпеливо ждет.

Я буду очень рад, когда приду и услышу, как из твоего сердца говорит Христос, чего тебе желаю,

твой брат во Христе Амфилохий.

Сердце – горница Иисуса

Вы знаете, как часто я думаю о вас и как сильно вас люблю? Потому что и вы любите Того, Кто любит добрых и чистых детей. Я тоже души в них не чаю. Тех, кто любит Христа, я очень люблю. Следите со вниманием за горницей вашего сердца – там живет Христос, не давайте пыли и мусору загрязнить ее. Я всегда молюсь о том, чтобы жилище Иисуса вы содержали в чистоте и святости.

Исследуй себя

Будем каждую секунду исследовать себя, каждый день, каждую неделю проверять, куда мы пали, и исправляться, потому что зачастую по невнимательности и из-за лукавого, который всякий миг подстерегает нас и хочет похитить наш труд (он и смешную мелочь может обратить в предлог для этого!), мы лишаемся всего, достигнутого ценой огромных усилий. Будем подвизаться, чтобы однажды неожиданно для самих себя оказаться в горнем отечестве. Что мы там увидим?! Насколько отлично будет все от того, что мы видим здесь! И мы вспомним нашу земную жизнь и скажем: как неразумны мы были тогда, не имели терпения, не имели того, не имели другого!

Духовному сыну Николаю

Дорогой мой Николай, радуйся о Господе.

На днях получил твое письмо. Сразу не ответил. Я уезжал на Калимнос и поэтому прошу у тебя прощения. В твоем письме я увидел скорбь из-за отшествия из мира сего твоего благочестивого отца, с острова, который мы по ошибке зовем нашей родиной. Ведь на самом деле он лишь «гостиница», где остановились твои родные, под названием Фермья. Сколькие прошли через нее, сколькие пройдут еще, и следа не останется от них! Время стерло имена. Имена хранят лишь бумаги, да и их время уничтожит.

Дорогой Никос! Большая неправда думать, что человек станет хозяином земли, которая его привечает. Он видит своими собственными глазами: под его ногами – множество людей, ожидающих воскресения из мертвых. Истинный христианин живет на земле как гость и обращает свой ум к отечеству святому, иже на небесех, его сердце с любовью тоскует о тех селениях, где нет ни печали, ни воздыхания, но радость и жизнь бесконечная, общение со святыми и праведными.

Твой досточтимый отец пребывает в мире и радости. Он с нетерпением будет дожидаться своих родных. Сейчас он сравнивает небо и землю: он бежал из темницы и отныне свободен. Он бежал от дурного общества и пребывает вместе с праведными и святыми. Он счастлив. Поэтому и вы, будучи христианами, через бинокль веры можете увидеть то, о чем я вам пишу. Мать, она уже в летах, очень скоро встретит отца. И вспомнит тогда все то, о чем я сейчас говорю, потому что наше жительство на небесах (Флп. 3: 20). И следовательно мы – граждане неба и наш царь – Христос.

Это немногое я хотел тебе написать, чтобы мои слова ты передал матери и своим братьям и сестрам. Кончина твоего благоговейного отца принесет также и благословение всей семье, потому что оттуда, сверху он будет молиться за вас. Господь дарует всем вам утешение, а преставльшемуся мир, и радость, и воскресение.

Со многими отеческими молитвами, Амфилохий, иеромонах.