«МОЛИТВА ПРИБЛИЖАЕТ НАС К БОГУ…»
/Иеросхимонах Петроний (Тэнасе)*/
![]() |
Иеросхимонах Петроний (Тэнасе; †2011) |
Что нужно для того, чтобы наша молитва, действительно, была непрестанной, мы узнаем из многочисленных наставлений великих делателей молитвы. Остановлюсь на одном только, кратком, но ёмком определении святого Максима: «Непрестанно молится тот, чей ум срастворен с благоговением и жаждой Бога и кто в уповании полагается на Него и доверяет Ему во всем, что делает и что с ним случается».
«С благоговением и жаждой Бога» – то есть с безграничной к Нему любовью, позволяющей сказать вслед за Псалмопевцем: «к Тебе прилепилась душа моя» (Пс. 62:9); более того – «с упованиием» и всецелым «доверием» Богу во всех жиненных обстоятельствах. Следовательно, непрестанная молитва означает нечто большее, чем постоянный молитвенный труд, она означает молитву с твердой верой, с безконечной любовью, с умом, прилепленным к Богу, с глубоким вниманием сердечным.
Связь непрестанной молитвы с ощущением Божиего присутствия более чем очевидна. И то и другое основано на вере и любви к Богу и взаимодополняют друг друга. Поэтому если кто-то постоянно ощущает присутствие Бога, это означает, что он пребывает в непрестанной молитве, тогда как непрестанно молиться – значит всегда находиться в присуствии Божием. Потому что «молитва исходит из ви́дения Бога и ощущения Его присутсвия и еще более утверждает в этом» (о. Думитру Станилоэ). Все святые остро переживали опыт присутствия Божия, и те откровения и Божественные видéния, которых они сподобились, были возможны только в сосотоянии молитвы.
Хождение пред лицем Божиим и молитва накладывают глубокий отпечаток на жизнь человека. Усердие ко всякому благому делу, равно как и боязнь и со вниманием уклонение от всякого греха является их прямым следствием.
Духоносные отцы, стараясь усвоить себе такой образ мышления, указали и нам верный духовный путь ко спасению, как говорит Антоний Великий: «Куда бы ты ни шел, имей Бога пред очами твоими – и спасешься».
Один из древних, удостоившийся этого сладостного дара, тепло увещевает нас:
«Постарайся, – говорит он, – прочувствовать, что вся твоя жизнь проходит пред Его взором».
«Когда услышишь, как Он говорит в Святом Евангелии, уподобляйся толпам народа, которые, слыша Его, забывали о голоде и жажде, или Марии, сестре Лазаря, которая, оставив все, впитывала Божественные слова, сидя у Его ног (Лк. 10:40)».
«Когда идешь дорогой, виждь Его рядом сопровождающим тебя, чтобы ты не споткнулся, и да воспламенится сердце твое более, чем сердце Луки и Клеопы».
«Если враг закружит тебя в буре искушений, узри себя на корабле, который вот-вот пойдет ко дну вместе с учениками Его, и не сомневайся, что Он близ есть и в любой момент утихомирить стихию и принести покой».
«Когда ты сподобишься соединиться с Ним во время Божественной литургии, скажи, как Закхей, с глубочайшим смирением и благодарностью: «Как мне возблагодарить Тебя, Господи, за то, что удостоил меня такой великой чести, войдя в дом душе моея?»
«Понуждай себя всегда чувствовать себя в Его присутствии, потому как перед нами и несложно ощутить его присутствие, нам нужно лишь иметь чистые сердца, веру и любовь».
Правда, в этой жизни непрестанная молитва еще не является по-настоящему непрестанной, – как и ви́дение Бога... Эти делания несовершенны и лишь частичны даже у тех, кто чудесным образом удостоился такого опыта. Но это уже гарантия достижения совершенства, когда мы встретимся со Христом «лицом к лицу», когда и лицезрение Господа, и беседа с Ним будут безконечны, как и неописуемое блаженство праведных.
«С благоговением и жаждой Бога» – то есть с безграничной к Нему любовью, позволяющей сказать вслед за Псалмопевцем: «к Тебе прилепилась душа моя» (Пс. 62:9); более того – «с упованиием» и всецелым «доверием» Богу во всех жиненных обстоятельствах. Следовательно, непрестанная молитва означает нечто большее, чем постоянный молитвенный труд, она означает молитву с твердой верой, с безконечной любовью, с умом, прилепленным к Богу, с глубоким вниманием сердечным.
Связь непрестанной молитвы с ощущением Божиего присутствия более чем очевидна. И то и другое основано на вере и любви к Богу и взаимодополняют друг друга. Поэтому если кто-то постоянно ощущает присутствие Бога, это означает, что он пребывает в непрестанной молитве, тогда как непрестанно молиться – значит всегда находиться в присуствии Божием. Потому что «молитва исходит из ви́дения Бога и ощущения Его присутсвия и еще более утверждает в этом» (о. Думитру Станилоэ). Все святые остро переживали опыт присутствия Божия, и те откровения и Божественные видéния, которых они сподобились, были возможны только в сосотоянии молитвы.
Хождение пред лицем Божиим и молитва накладывают глубокий отпечаток на жизнь человека. Усердие ко всякому благому делу, равно как и боязнь и со вниманием уклонение от всякого греха является их прямым следствием.
Духоносные отцы, стараясь усвоить себе такой образ мышления, указали и нам верный духовный путь ко спасению, как говорит Антоний Великий: «Куда бы ты ни шел, имей Бога пред очами твоими – и спасешься».
Один из древних, удостоившийся этого сладостного дара, тепло увещевает нас:
«Постарайся, – говорит он, – прочувствовать, что вся твоя жизнь проходит пред Его взором».
«Когда услышишь, как Он говорит в Святом Евангелии, уподобляйся толпам народа, которые, слыша Его, забывали о голоде и жажде, или Марии, сестре Лазаря, которая, оставив все, впитывала Божественные слова, сидя у Его ног (Лк. 10:40)».
«Когда идешь дорогой, виждь Его рядом сопровождающим тебя, чтобы ты не споткнулся, и да воспламенится сердце твое более, чем сердце Луки и Клеопы».
«Если враг закружит тебя в буре искушений, узри себя на корабле, который вот-вот пойдет ко дну вместе с учениками Его, и не сомневайся, что Он близ есть и в любой момент утихомирить стихию и принести покой».
«Когда ты сподобишься соединиться с Ним во время Божественной литургии, скажи, как Закхей, с глубочайшим смирением и благодарностью: «Как мне возблагодарить Тебя, Господи, за то, что удостоил меня такой великой чести, войдя в дом душе моея?»
«Понуждай себя всегда чувствовать себя в Его присутствии, потому как перед нами и несложно ощутить его присутствие, нам нужно лишь иметь чистые сердца, веру и любовь».
Правда, в этой жизни непрестанная молитва еще не является по-настоящему непрестанной, – как и ви́дение Бога... Эти делания несовершенны и лишь частичны даже у тех, кто чудесным образом удостоился такого опыта. Но это уже гарантия достижения совершенства, когда мы встретимся со Христом «лицом к лицу», когда и лицезрение Господа, и беседа с Ним будут безконечны, как и неописуемое блаженство праведных.
* Протосингел Петроний (Тэнасе; †2011) – один из почитаемых румынских старцев и многолетний настоятель румынского общежительного скита Продром (Рождества Иоанна Предтечи) на Святой Горе Афон.
Перевод с новогреческого – Наталии Кривенко
* * *
Источник – текст на греческом языке: