«МОЛИТВА ПРИБЛИЖАЕТ НАС К БОГУ…»

/Иеросхимонах Петроний (Тэнасе)*/

Иеросхимонах Петроний (Тэнасе)
Иеросхимонах Петроний (Тэнасе; †2011)
Если всякая добродетель помогает нам узреть Бога, то одна из них помогает в особенности, и это – молитва. Как разговор двух людей очень сближает их, так и молитва – беседа человека с Богом – ставит нас в непосредственную, крайнюю к Нему близость. Для того Церковь и наполнила молитвами значительную часть жизни христиан, для того и призывает нас молиться непрестанно, чтобы каждый человек стал человеком молитвы, то есть молился бы не только тогда, когда он молится, по выражению святого Иоанна Лествичника, но вся его жизнь чтобы стала молитвой. 


Что нужно для того, чтобы наша молитва, действительно, была непрестанной, мы узнаем из многочисленных наставлений великих делателей молитвы. Остановлюсь на одном только, кратком, но ёмком определении святого Максима: «Непрестанно молится тот, чей ум срастворен с благоговением и жаждой Бога и кто в уповании полагается на Него и доверяет Ему во всем, что делает и что с ним случается». 

«С благоговением и жаждой Бога» – то есть с безграничной к Нему любовью, позволяющей сказать вслед за Псалмопевцем: «к Тебе прилепилась душа моя» (Пс. 62:9); более того – «с упованиием» и всецелым «доверием» Богу во всех жиненных обстоятельствах. Следовательно, непрестанная молитва означает нечто большее, чем постоянный молитвенный труд, она означает молитву с твердой верой, с безконечной любовью, с умом, прилепленным к Богу, с глубоким вниманием сердечным.

Связь непрестанной молитвы с ощущением Божиего присутствия более чем очевидна. И то и другое основано на вере и любви к Богу и взаимодополняют друг друга. Поэтому если кто-то постоянно ощущает присутствие Бога, это означает, что он пребывает в непрестанной молитве, тогда как непрестанно молиться – значит всегда находиться в присуствии Божием. Потому что «молитва исходит из ви́дения Бога и ощущения Его присутсвия и еще более утверждает в этом» (о. Думитру Станилоэ). Все святые остро переживали опыт присутствия Божия, и те откровения и Божественные видéния, которых они сподобились, были возможны только в сосотоянии молитвы.

Хождение пред лицем Божиим и молитва накладывают глубокий отпечаток на жизнь человека. Усердие ко всякому благому делу, равно как и боязнь и со вниманием уклонение от всякого греха является их прямым следствием.

Духоносные отцы, стараясь усвоить себе такой образ мышления, указали и нам верный духовный путь ко спасению, как говорит Антоний Великий: «Куда бы ты ни шел, имей Бога пред очами твоими – и спасешься».

Один из древних, удостоившийся этого сладостного дара, тепло увещевает нас:

«Постарайся, – говорит он, – прочувствовать, что вся твоя жизнь проходит пред Его взором».

«Когда услышишь, как Он говорит в Святом Евангелии, уподобляйся толпам народа, которые, слыша Его, забывали о голоде и жажде, или Марии, сестре Лазаря, которая, оставив все, впитывала Божественные слова, сидя у Его ног (Лк. 10:40)».

«Когда идешь дорогой, виждь Его рядом сопровождающим тебя, чтобы ты не споткнулся, и да воспламенится сердце твое более, чем сердце Луки и Клеопы».

«Если враг закружит тебя в буре искушений, узри себя на корабле, который вот-вот пойдет ко дну вместе с учениками Его, и не сомневайся, что Он близ есть и в любой момент утихомирить стихию и принести покой».

«Когда ты сподобишься соединиться с Ним во время Божественной литургии, скажи, как Закхей, с глубочайшим смирением и благодарностью: «Как мне возблагодарить Тебя, Господи, за то, что удостоил меня такой великой чести, войдя в дом душе моея?»

«Понуждай себя всегда чувствовать себя в Его присутствии, потому как перед нами и несложно ощутить его присутствие, нам нужно лишь иметь чистые сердца, веру и любовь».

Правда, в этой жизни непрестанная молитва еще не является по-настоящему непрестанной, – как и ви́дение Бога... Эти делания несовершенны и лишь частичны даже у тех, кто чудесным образом удостоился такого опыта. Но это уже гарантия достижения совершенства, когда мы встретимся со Христом «лицом к лицу», когда и лицезрение Господа, и беседа с Ним будут безконечны, как и неописуемое блаженство праведных. 


* Протосингел Петроний (Тэнасе; †2011) – один из почитаемых румынских старцев и многолетний настоятель румынского общежительного скита Продром (Рождества Иоанна Предтечи) на Святой Горе Афон.

Перевод с новогреческого – Наталии Кривенко

*  *  *
Источник  текст на греческом языке: