26 февраля 2018

Преподобный Иустин (Попович). Мысли о любви*

Любовь - это единственное равенство, возможное на земле: равенство человека с человеком, человека с лилией; воробья с человеком; равенство всего со всем, всего на земле со всем, что на небе; равенство всеобщее, ибо оно на Боге основано, а Бог един на небе и на земле, в лилии и в человеке. Богом мы равны через любовь. (21 августа 1916 г.). 


Любовь - новое во Христе, единственно новое. Любовью Христос - новый Бог. "Кто во Христе, тот новая тварь". Кто любви не имеет, тот еще в Ветхом Завете. Знак Христов - это любовь. (21 августа 1916 г. Лондон).

Страдание - это вино, которым Христос причащает человека из потира любви. (21 августа 1916 г.).

"Только тот, кто познал Триединого Бога, может любить истинной любовью". - Павел Флоренский "Столп и утверждение Истины".

Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу.

Молитва - любовь. Что такое молитва к Богу? - Выражение нашей любви к Богу - боголюбие, первая заповедь. Что такое наша молитва ко Святителям? - Выражение нашей любви, язык нашей любви к ним, наше смирение перед ними, наша вера в них и наша надежда. Другими словами, вторая заповедь - человеколюбие: любовь ко святому, вечному, небесному человеку; евангельское человеколюбие: любовь к обоженному человеку, богопреображенному, вохристовленному и охристовленному. Это открывает дверь и во все остальные святые добродетели и тайны, воспламеняет нашу любовь к ним. "Бог есть любовь" - как приобретем мы эту любовь, как войдем в нее, если, прежде всего не молитвой, ибо она нас связывает и соединяет с Богом - Любовью. От этой Любви и все на земле дышет любовью.

Христолюбие. Христолюбие - это все и вся для человеческого существа на земле и на Небе. Ибо в Христолюбии и человеколюбие, и боголюбие, и истиннолюбие, и добролюбие, и правдолюбие, и любовь ко всей твари. Да, в Христолюбии заключена любовь ко всему, ко всему, кроме греха и зла, ко всему, кроме смерти и дьявола. Со Христолюбием можно жить вечно и жить блаженно на земле и на Небе, везде, кроме царства греха и зла, смерти и дьявола, - ада.

Христолюбием сотри в себе самолюбие, и тогда всей душой, всем сердцем, всем умом, всей силой подвигнешься в братолюбие. Да, всегда святое двуединство: Боголюбие и человеколюбие; всегда первая и вторая заповедь - двуединая заповедь: одна в другой, с другой, через другую - это их вечность, это их Богочеловечность.

Любовь к Богу и ближнему. Как луна не может сиять без солнца, так и человек не может любить без Бога. Из Бога, который есть любовь, струится и исходит настоящая и святая, и истинная любовь наша к ближнему. Люди, все люди, суть наши ближние - и вновь Богом, ибо Он нас сотворил по образу Своему, поэтому в глубине существа все мы одинаковы, и один другому близкий и ближний.

К 1Ин.3:14: Любовь делает бессмертными в человеке и душу, и чувства, преображает их из смертных в бессмертные, из временных в вечные. Почему? Потому что любовь и исходит от Бога, Который есть любовь, и возвращается к Богу; любовь - это боготворящая, обожающая, дарующая бессмертие сила, ибо вся она от Бога. Поэтому апостол любви ясно и решительно благовествует: "Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти" (1Ин.3:14). Любовь - это, в действительности, воскресение души из мертвых, восстание от смерти. Не имеющий любви всем существом находится в безысходной темнице смерти без окон, без дверей, без каких-либо просветов - вся его душа и мысль, и чувство заключены в смерти. Отсюда превыше всего необходима деятельная любовь. Без Нее нет воскресения души.

Любовь - единое Божество - достоинство? Нет, сначала вера, а за веру даруется любовь. Святой Максим Исповедник: "Христос - сущность каждой добродетели". Что такое ересь? Прежде всего и в основном, - отпадение от веры. Вере все возможно, включая и Богочеловеческую любовь.

Евхаристическая соборность. "Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы". Любовь - богочеловеческая, обогочеловечивающая сила. Ею осуществляется богочеловеческая соборность. Это молитвенно и всесторонне переживается на св. евхаристии. Богочеловеческая любовь связывает нас "со всеми святыми"; "союз совершенства" связывает нас со всеми богообразными, устремленными ко Христу душами, связывает нас с Господом Христом, Богочеловеком на всю вечность. В Нем альфа и омега Богочеловеческой соборности, святой и троичной.

Почему мы не чувствуем страданий и мук, и несчастий наших ближних, как чувствуем свои собственные? Потому что каждый отделился от целого, откололся, отторгнулся от общечеловеческого, от всечеловеческого, от общелюдского, от адамовского. Это приводит к тому, что мы утрачиваем способность всеобщего чувствования, которое бы проникло в людей и объяло многих, - всех людей; мы теряем способность всеобщей мысли, которая бы мыслила за всех и о всех; становимся неспособными к той всеобщей любви, которая бы любила все человечество как единое целое. Единственный в роде человеческом, в полноте располагающий этим всеобщим чувствованием, всеобщей мыслью и всеобщей любовью, - Богочеловек Господь Иисус Христос. Поэтому все Его было общелюдским, общечеловеческим, вселюдским, всечеловеческим: и крест, и воскресение, и вознесение, и тело, и дух, и каждое движение. Он вновь соединил, совокупил все человеческое естество в Себе, которое было грехом разбито, расчленено, разъединено, рассеяно. Этот процесс исцеления человеческого естества - чисто Богочеловеческий: осуществляется непрестанно в Богочеловеческом Теле - церкви: насколько человек воцерковился и станет единым с церковью, причастится Богочеловеку и станет единым с Ним, настолько в нем восстанавливаются всеобщее чувствование, всеобщая мысль, всеобщая любовь. Ибо только для тех, кто в церкви является каждодневной действительностью и бессмертной реальностью то, реченное в Деяниях апостольских: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; ... все у них было общее" (Деян.4:32; ср.: 2:44). Это всеобщее чувство, эта всеобщая мысль, эта всеобщая любовь свойственны новому человеку, новому человечеству, богочеловечеству, составляющему церковь и находящемуся только в церкви, но не вне ее. (Дучаловичи, 2 апр. 1945 г.).

"Кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12:30). Собирание себя, своей личности - Христом, т.е. слияние со Христом в единую плоть, в единый образ, в единую сущность, вхождение в Его Я - в Меня: "со Мной" человек может прийти в самого себя, обрести себя, собрать себя, рассыпанного вне и без Христа. Кто не становится членом Тела Христова - церкви, - тот находится вне, расточает себя, не имеет совокупности совершенства - любви; ибо лишь новозаветность сплачивает кровью, соединяет разъединенное ветхой жизнью - человеком до, если не против Христа. Вне Христа человек "разделился" (Мф.12:25-26); он - всегда царство, разделенное "само с собою". Дух Святой - собиратель личности: отсюда в стихе 31 (Мф.12:31) единственным путем собирания самого себя, вообразования является - не творить греха и хулы на Святого Духа, не отделять себя от Него. (1918-1921. Оксфорд-Афины).

Молитва святого Саввы: Благий Боже, дай мне ходить стопами Твоими! Дух Твой Святый да ведет меня! Осияй душу мою вечными лучами любви! Излей доброту Твою, да согреет она мою душу! Правда Твоя да завладеет душами всех людей! Царство Твое да будет нашим домом! Слава Твоя да воссияет людям, да познают они Тебя и любовь вечную! Песнь радости Твоей вечно да звучит в наших сердцах! Молю Тя, Боже великий, услыши мою мольбу! Аминь!


* «Подвижнические и богословские главы» прп. Иустина (Поповича) — это собрание его афоризмов, заметок, размышлений на духовные темы.