1. «Трудности в совершении келейного правила и возможные пути их преодоления» /Игумен Афанасий (Гриценко)/
2. «Взаимосвязь келейного правила и богослужения» /Игумен Герасим (Буняев)/
3. «Значение правила в поддержании литургичности монастырской жизни» /Игумения Варвара (Шурыгина)/
Избранные доклады на региональном круглом столе «Практические аспекты принятия в монастырь. Келейное правило монашествующих» (2000 г.)
1
Трудности в совершении келейного правила и возможные пути их преодоления
Игумен Афанасий (Гриценко), настоятель мужского монастыря Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», ответственный по делам монастырей и монашествующих Ставропольской и Невинномысской епархии
…Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6:6) – вот установление Самим Господом уединенной келейной молитвы. Как повествует Евангелие, Господь, заповедавший уединенную молитву, часто Сам во время Своего земного странствования пребывал в ней. Он не имел где главу подклонить, и потому часто безмолвные вершины гор и тенистые вертограды заменяли Ему уединенную келью. Это общеизвестное евангельское слово указывает на ценность в очах Божиих глубокой сердечной молитвы, совершаемой в уединении, что применительно к общежительному монастырскому уставу означает келейную молитву.
По словам святых отцов, у каждого монаха есть жизненно важная потребность – предстоять в своей келье одному пред лицом Единого Бога. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, «существенное делание монаха – молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом» [1]. Поэтому каждому монашествующему назначается личное келейное правило, включающее в себя определенное количество Иисусовых молитв и поклонов, а также другие молитвословия.
Правило... Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами! Молитвенное правило научает душу поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и помрачения грехом она непрестанно совращалась бы в сторону – то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и самолюбием.
«Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (см. Мк. 2:27), можно и должно отнести ко всем подвигам благочестивым, и между ними и к молитвенному правилу. Молитвенное правило для человека, а не человек для правила: оно должно способствовать человеку к достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу» [2].
«Все без исключения: ученые богословы и простые монахи, отшельники-исихасты и насельники общежительных монастырей, верующий народ – признают и доказывают необходимость личной молитвы» [3].
Келейное правило состоит из определенного числа поклонов, определенного числа молитв и псалмов, из совершения Иисусовой молитвы. Правило назначается каждому сообразно силам его души и тела. Так как эти силы у разных людей разные, то и правило назначается каждому свое. Общее требование к молитвенному правилу заключается в том, чтобы оно не превышало сил инока, не истощало его, не расстраивало здоровье и этим не принудило отказаться от всякого правила. Оставление молитвенного правила обычно является следствием того, что на инока было возложено правило, превышающее его силы. Напротив, умеренное, благоразумное правило остается достоянием инока на всю жизнь и со временем развивается и умножается как бы естественно, принимая и по наружности, и по внутреннему достоинству характер, соответствующий преуспеянию [4].
Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра Святой Горы Афон, сказал: «…Молитва – это всё. Молитва – это атмосфера, в которой душа живет и дышит. И если молитва правильна, она всё приводит в порядок, устраняет все трудности, разрешает все проблемы, освобождает от тревог и очищает грехи. Тогда молитва даже творит чудеса в нашей жизни. Наш старец, архимандрит Эмилиан (Вафидис), проигумен монастыря Симонопетра, всегда обращал особое внимание братства на то, что величайшее зло, какое только может быть в жизни человека, – если он не умеет молиться. И эту катастрофу невозможно сравнить ни с какой другой. Более просто говорит преподобный Паисий Святогорец: “Суть дела в том, чтобы начал работать моторчик, то есть сердце”. И еще: “Когда кто-то научится молиться, такой даже если и захочет принять плохой помысел, не сможет”» [5].
Рассмотрим вкратце некоторые вопросы, связанные с монашеским молитвенным правилом:
1) какие трудности встречаются в молитве и как их можно преодолеть;
2) как должна совершаться молитва, чтобы она была действенной;
3) какова роль игумена в келейном правиле монаха.
В повседневной жизни одной из главных проблем в молитвенном делании была и остается нехватка времени и сил на келейную молитву. Сейчас множество монастырей приходится восстанавливать или строить заново, часто на скудные средства и силами малочисленного братства. Да и в благоустроенных монастырях всегда есть монахи, которые несут особенно большие нагрузки, исполняют сложные, ответственные послушания, которые они не могут оставить. Некоторые монахи все свои силы отдают различным попечениям и заботам. В этом проявляется любовь к ближним и совершенное самоотречение ради братий или сестер монастыря либо ради прихожан и паломников, которые ждут гостеприимства, внимания, советов и которые вынуждают монахов нести бремена тяжкие, всепоглощающие и изнуряющие. Все эти бремена словно распинают монаха, желающего регулярно совершать келейное правило. Что же делать?
«Всякого рода деятельность не должна оттеснять личную молитву и богослужение на второй план, но, напротив, именно вокруг молитвы нужно строить всю монастырскую жизнь. Недопустимо посвящать молитве и богослужению лишь какие-то обрывки времени, остающиеся от остальных дел. Ведь для того, чтобы хорошо помолиться, монах должен располагать временем и для подготовки к молитве. Иными словами, он должен создать внутри себя соответствующую атмосферу, настрой, расположение. Если он начнет чувствовать в душе покаяние, сокрушение, то это и будет самое подходящее для молитвы расположение. В состоянии сердечного сокрушения мы стремимся к тому, чтобы «заключить» необъятного Бога в нашей – как правило, маленькой – келье и «привести» Его туда, где находимся мы. Молитва не безлична, это общение двух лиц – молящегося человека и подлинно сущего Бога. Бог присутствует там, где я молюсь, и Он истинно существует, независимо от того, чувствую я это или нет, верю я в это или нет» [6].
Чтобы провести часть ночи в молитве, исполняя свое правило, молящийся не должен быть изможденным от усталости, иначе он неизбежно будет засыпать или дремать. Но могут ли все в монастыре желать или требовать себе покоя? Может ли игумен или игумения не утомляться? Тогда ему или ей нужно перестать беседовать со своими духовными чадами, принимать посетителей, которые стучатся в монастырские двери. Если все оставят текущие дела и будут только молиться, то кто будет делать все это за них? Разве их послушание не является выражением любви к ближним? В решении этого вопроса нужно придерживаться принципа доверительных отношений с Богом, смиряться перед Богом с полным доверием Ему, то есть со смирением принимать те обстоятельства, в которых мы находимся. И при этом твердо верить, что мы непрестанно пребываем в присутствии Божием. Смирение означает, что человек осознает, что молитвенное правило необходимо, и в то же время верит, что Бог видит его трудности, и если не удается исполнить правило, Господь может найти другие способы для того, чтобы создать живую связь между Собой и человеком.
«Не будем забывать, что трудности, с которыми мы сталкиваемся в молитве, не случайны. Самим своим появлением они свидетельствуют нам, что молитва начинает становиться нашим искренним убеждением, нашим занятием, делом, привлекающим нас к себе. <…> Дай Бог нам всем получать от молитвы истинное наслаждение, посылаемое Богом, это очень полезно для духовной жизни» [7].
Большая помощь в исполнении правила – подготовка к нему. «Чтение святоотеческих творений также помогает нам понять законы духовной жизни; оно вводит нас в атмосферу молитвы, так что нам становится легче встать ночью и совершить свое бдение, исполнить свое молитвенное призвание. С помощью чтения мы, если можно так выразиться, “заводим мотор” нашей молитвы, а Святой Дух исполняет остальное» [8].
«…Молитвенное правило монаха святые отцы называют литургией. Это значит, что наше личное правило – это не просто единословная молитва Иисусова, но гораздо более обширное делание, охватывающее всю жизнь человека. Личная жизнь монаха неразрывно соединена с его жизнью в монастыре среди братий и охватывает все его отношения с ближними и с Богом. Поскольку мы живем среди людей, мы должны быть внимательными к нашим отношениям с ними. Нужно стараться так проводить свой день, чтобы иметь возможность ночью совершать свое правило. Для этого мы должны общаться с ближними в духе евангельской любви, не выносить на всеобщее обсуждение свои проблемы, не настаивать на своем мнении, не проявлять злопамятства. Напротив, мы несем ближним мир, делимся с ними своим опытом, выражаем в общении нашу благодарность Богу и людям. И такое устроение мы приобретаем через молчание, молитву, нашу связь с Богом в келье» [9].
Как игумен может помочь монаху сохранить ревность к молитвенному правилу? Организацией жизни монастыря, чтением творений святых отцов, индивидуальным подходом и духовным руководством братией, опытом келейной молитвы и собственным примером. «Наставления игумена имеют огромное значение для преуспеяния монаха в молитве и сохранения ревности в подвиге. Игумен не обязательно должен быть великим подвижником умного делания, главное, чтобы он понимал, что это делание есть существенное занятие монаха, в том числе насельника общежительного монастыря. Если он сам убежден в этом, то и своим монахам будет передавать любовь к молитве, а также создаст необходимые условия для молитвы: позаботится, чтобы у монахов было время для молитвы, уединение и относительное безмолвие. Более того, если такой игумен заметит, что какой-то монах горит особенной ревностью к молитвенному деланию, то он будет поощрять его и давать ему больше времени на молитву, даже в ущерб работе на послушании. Таких ревностных любителей молитвы и бдения нужно считать сокровищем для общежительного монастыря. Они совершают то служение, которое служит опорой для всего братства. <…> дело игумена – созидать в братстве правильный настрой, то есть осознание того, что цель жизни в монастыре – это соединение с Богом через молитву. Кроме того, игумен – это “наставник душ”. Он не должен заставлять всех насельников творить молитву Иисусову одинаково. Скорее он должен, как любвеобильный отец, уделять особое внимание тому, кто испытывает какие-то трудности, помогать каждому найти свой собственный способ предстояния пред Богом. Священное Предание Церкви сохранило для нас множество различных примеров того, как человек может молитвенно предстоять пред Богом, – об этом можно прочитать в житиях святых. Главное, монах не должен забывать смысл своего келейного правила – стояние пред таинством Божиим. Если монах будет непременно рассказывать игумену о том, как он молится, то он сможет что-то менять и в конце концов, найдет, как он может больше угождать Богу в своем молитвенном предстоянии» [10].
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Покори свою свободу правилу: оно, лишив тебя свободы пагубной, свяжет тебя только для того, чтобы доставить тебе свободу духовную, свободу во Христе. Цепи сначала покажутся тягостными; потом сделаются драгоценными для связанного ими. Все святые Божии приняли на себя и несли благое иго молитвенного правила: подражанием им и ты последуй в этом случае Господу нашему Иисусу Христу, Который, вочеловечившись и указуя нам Собой образ поведения, действовал так, как действовал Отец Его (см. Ин. 5:19), говорил то, что заповедал Ему Отец (см. Ин. 12:49), имел целью исполнение во всем воли Отца (см. Ин. 5:30). Воля Отца и Сына и Святого Духа – одна. По отношению к человекам она заключается в спасении человеков» [11].
Подводя итог сказанному, можно отметить, что «келейная молитва – это центр, средоточие монашеской жизни, наслаждение и неложная радость для монаха. Кроме того, молитвенное правило находится в постоянном движении, изменении: нужно, чтобы прошло время, пока оно претерпит различные колебания, неустойчивость, изменения и наконец достигнет устойчивого состояния, при котором уже не монах будет произносить молитву Иисусову, но сама молитва претворится в слушание словес Божиих» [12].
Литература:
[1] Игнатий (Брянчанинов), свт. О существенном делании монаха // Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 2. – М.: Паломник, 2001. С. 138.
[2] См. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. Слово о келейном молитвенном правиле, гл. 12. [Эл. ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom2-asketicheskie-opyty/12
[3] См. Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра. Монашеское молитвенное правило: трудности и пути их преодоления. Доклад в рамках Регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Екатеринбургская митрополия, монастырь Святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма, 5 ноября 2015 года). [Эл. ресурс] URL: https://monasterium.ru/doklady/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regionaln...
[4] См. Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. [Эл. ресурс] URL: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1943#part_24565
[5] См. Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра. Монашеское молитвенное правило: трудности и пути их преодоления… https://monasterium.ru/doklady/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regionaln...
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] См. Архимандрит Илия (Раго). Молитвенное правило монаха. Доклад в рамках Регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Екатеринбургская митрополия, монастырь Святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма, 5 ноября 2015 года). [Эл. ресурс] URL: https://monasterium.ru/publikatsii/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regio...
[9] См. Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра. Монашеское молитвенное правило: трудности и пути их преодоления… https://monasterium.ru/doklady/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regionaln...
[10] Там же.
[11] См. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. Слово о келейном молитвенном правиле, гл. 12. [Эл. ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom2-asketicheskie-opyty/12
[12] См. Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра. Монашеское молитвенное правило: трудности и пути их преодоления… https://monasterium.ru/doklady/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regionalnyy-etap/monasheskoe-molitvennoe-pravilo-trudnosti-i-puti-ikh-preodoleniya/?sphrase_id=75399
[2] См. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. Слово о келейном молитвенном правиле, гл. 12. [Эл. ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom2-asketicheskie-opyty/12
[3] См. Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра. Монашеское молитвенное правило: трудности и пути их преодоления. Доклад в рамках Регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Екатеринбургская митрополия, монастырь Святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма, 5 ноября 2015 года). [Эл. ресурс] URL: https://monasterium.ru/doklady/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regionaln...
[4] См. Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. [Эл. ресурс] URL: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1943#part_24565
[5] См. Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра. Монашеское молитвенное правило: трудности и пути их преодоления… https://monasterium.ru/doklady/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regionaln...
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] См. Архимандрит Илия (Раго). Молитвенное правило монаха. Доклад в рамках Регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Екатеринбургская митрополия, монастырь Святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма, 5 ноября 2015 года). [Эл. ресурс] URL: https://monasterium.ru/publikatsii/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regio...
[9] См. Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра. Монашеское молитвенное правило: трудности и пути их преодоления… https://monasterium.ru/doklady/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regionaln...
[10] Там же.
[11] См. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. Слово о келейном молитвенном правиле, гл. 12. [Эл. ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom2-asketicheskie-opyty/12
[12] См. Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра. Монашеское молитвенное правило: трудности и пути их преодоления… https://monasterium.ru/doklady/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regionalnyy-etap/monasheskoe-molitvennoe-pravilo-trudnosti-i-puti-ikh-preodoleniya/?sphrase_id=75399
2
Взаимосвязь келейного правила и богослужения
Игумен Герасим (Буняев), наместник Свято-Михайло-Афонского монастыря
Бдите и молитесь, да не внидите в напасть (Мф. 26:41). Сие наставление преподал избранным ученикам своим Христос Спаситель в последнюю ночь жития Своего пред крестною смертью. Когда ученики вопрошали, как молиться, Господь отвечал им: Ты же когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно… А молясь, не говорите лишнего… Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах… и прочие слова молитвы Господней. (Мф. 6:6, 7, 9).
Совершив последнюю Вечерю на земле, Господь преподал ученикам своим и нам евхаристические молитвы: Примите, ядите… пийти от нея вси… Сие творите в Мое воспоминание (Мф. 26:26, 27; Лк. 22:19).
Первые молитвенные христианские собрания были сосредоточены на главном Таинстве Евхаристии, так заповедовал Господь. Но так как христианство зародилось в Иудее, то в первых богослужениях были заимствованы ветхозаветные тексты, основой которых являлись пророчества о Мессии. Таким образом складывалось и наше новозаветное богослужение, которое по сути своей подготавливает верующего к Божественной Трапезе, к Причастию. Со временем, в уставное богослужение вошли службы святым, а также уставы постовых и праздничных богослужений. Примерно к VII –VIII векам сформировался и наш Типикон, который по сути своей является монастырским уставом. Основной вклад в составление богослужебных текстов внесли богодухновенные отцы Феодор Студит, Савва Освященный, песнописцы Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец, Иоанн Кукузель, Роман Сладкопевец и другие, а также составители текста Божественных литургий святители Иоанн Златоуст и Василий Великий.
Общепринятым суточным кругом является следующий порядок служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, но главным центром остается Евхаристия. Даже в дни Великого поста, когда не положено совершать полную Литургию, совершается Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, на которой верным дается возможность причащаться.
Первые отшельнические уставы были положены основателем монашеского образа жизни преподобным Антонием Великим, основателем общежительного устава преподобным Феодосием Великим (IV в.). Также преподобному Антонию Великому был преподан образ монашеского делания, который заключается в перемене занятий: молитва, труд, отдых, молитва.
Святому преподобному Пахомию Великому было видение Ангела, положившее основу иноческого келейного правила, которое включало в себя начальные молитвы по «Отче наш…» 50-й псалом, «Верую…», 100 молитв Иисусовых, «Достойно есть…». Правило предлагалось совершать двенадцать раз в сутки. Основателем афонского монашества является преподобный Петр Афонский, а учредителем общежития и афонских уставов преподобный Афанасий Афонский.
23 февраля (ст. с.) Церковь празднует память святого преподобного Александра, игумена обители Неусыпающих. В его житии упоминаются монашеские уставы для созданных им обителей, в которых служба не прекращалась в течение суток. Вся братия монастыря Неусыпающих была разделена на стражи для совершения служб, при этом главными оставались службы суточного круга.
Студийский устав предполагал каждую суточную службу совершать в свое время. Устав Иерусалимский объединял службы, но главным всегда оставалось Таинство Причастия.
Преподобный Иоанн Лествичник, авва Дорофей, преподобный Ефрем Сирин, проповедник покаяния, и прочие отцы показали образ монашеского жития на все времена.
В Положении «О монастырях и монашествующих» есть глава «О молитве и келейном правиле» (7.4.2). В ней, в частности, сказано: правило, исполняемое ежедневно и в одно время, «обращается в навык, в необходимую, естественную потребность», по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), и закладывает прочный фундамент, на котором строится духовная жизнь монашествующего. Благодаря постоянному правилу монах приобретает мирный дух, память о Боге, духовную ревность и внутреннее радование.
По словам того же святого, молитвенное правило есть собрание нескольких молитв…, приспособленное к известному обстоятельству и времени. Цель правила – доставить душе, недостающее количество молитвенных мыслей и чувств, притом, мыслей и чувств правильных, святых, истинно богоугодных. Такими мыслями и чувствами наполнены молитвы святых отцов. Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии.
Преподобный Исаак Сирин наставляет: «Многократно падай на лицо твое возле седалища твоего и усердствуй в молении, дабы и собеседование с Пи-санием примешивалось к молитве твоей. Тогда свет, который получишь ты, воссияет в тебе для наслаждения души твоей…»
Молитвенное правило, оно же и келейное в монастыре, включает в себя утренние, вечерние молитвы и, конечно, молитвы ко Святому Причастию. Это главная цель молитвенного правила – подготовить молящегося к Таинству Причастия.
Логично, что при совершении полного суточного круга, где прочитываются все кафизмы, дневные каноны, а также вычитываются евангельские чтения, положенные на день, в молитвенном правиле для инока, живущего в монастыре и участвующего в богослужениях, при подготовке к Таинству Причастия допустимо только чтение правила ко Причастию, так как общепринятые каноны, рекомендуемые для мирян, прочитываются ими как раз потому, что они не участвуют в ежедневных богослужениях. Например, канон покаянный взят из Октоиха 6 гласа, канон Богородицы из повечерия 8 гласа. Примером подготовки ко Святому Причащению может являться устав, применяющийся на Святой Горе Афон, где основой келейного правила являются поклоны с Исусовой молитвой. Кстати, в некоторых монастырях канон и молитвы ко Святому Причастию вычитываются соборно в храме, во время богослужения, на кафизмах.
Можно обратить внимание, что некоторые утренние молитвы из молитвослова взяты из последования полуношницы, а вечерние из последования повечерия. Другими словами, там, где в монастырях служба совершается каждый день, и если внутренний устав монастыря предполагает присутствие всей братии на службе, и там, где может быть общая подготовка ко Святому Таинству Причастия, в келейном правиле можно уделить большее внимание умному деланию.
Несомненно, если уставное богослужение, положенное с древних времен, является подготовительной молитвой к Таинству Причастия, то и келейное правило, взаимосвязанное с основным богослужением, способствует соборной молитве. Примером является келейное правило, которое в монастыре святого Павла на Святой Горе Афон начинается за полтора часа до утрени и является общим для всех живущих в обители.
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит… ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8) – такими словами обращается к нам апостол. Монашеское житие, заповеданное нам, является идеальным шествием на пути спасения ко Христу. Мы имеем духовное сокровище – православное богослужение, правила и монастырские уставы святых отцов, нужно только со смирением и духовным рассуждением использовать это наследие. Аминь.
Совершив последнюю Вечерю на земле, Господь преподал ученикам своим и нам евхаристические молитвы: Примите, ядите… пийти от нея вси… Сие творите в Мое воспоминание (Мф. 26:26, 27; Лк. 22:19).
Первые молитвенные христианские собрания были сосредоточены на главном Таинстве Евхаристии, так заповедовал Господь. Но так как христианство зародилось в Иудее, то в первых богослужениях были заимствованы ветхозаветные тексты, основой которых являлись пророчества о Мессии. Таким образом складывалось и наше новозаветное богослужение, которое по сути своей подготавливает верующего к Божественной Трапезе, к Причастию. Со временем, в уставное богослужение вошли службы святым, а также уставы постовых и праздничных богослужений. Примерно к VII –VIII векам сформировался и наш Типикон, который по сути своей является монастырским уставом. Основной вклад в составление богослужебных текстов внесли богодухновенные отцы Феодор Студит, Савва Освященный, песнописцы Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец, Иоанн Кукузель, Роман Сладкопевец и другие, а также составители текста Божественных литургий святители Иоанн Златоуст и Василий Великий.
Общепринятым суточным кругом является следующий порядок служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, но главным центром остается Евхаристия. Даже в дни Великого поста, когда не положено совершать полную Литургию, совершается Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, на которой верным дается возможность причащаться.
Первые отшельнические уставы были положены основателем монашеского образа жизни преподобным Антонием Великим, основателем общежительного устава преподобным Феодосием Великим (IV в.). Также преподобному Антонию Великому был преподан образ монашеского делания, который заключается в перемене занятий: молитва, труд, отдых, молитва.
Святому преподобному Пахомию Великому было видение Ангела, положившее основу иноческого келейного правила, которое включало в себя начальные молитвы по «Отче наш…» 50-й псалом, «Верую…», 100 молитв Иисусовых, «Достойно есть…». Правило предлагалось совершать двенадцать раз в сутки. Основателем афонского монашества является преподобный Петр Афонский, а учредителем общежития и афонских уставов преподобный Афанасий Афонский.
23 февраля (ст. с.) Церковь празднует память святого преподобного Александра, игумена обители Неусыпающих. В его житии упоминаются монашеские уставы для созданных им обителей, в которых служба не прекращалась в течение суток. Вся братия монастыря Неусыпающих была разделена на стражи для совершения служб, при этом главными оставались службы суточного круга.
Студийский устав предполагал каждую суточную службу совершать в свое время. Устав Иерусалимский объединял службы, но главным всегда оставалось Таинство Причастия.
Преподобный Иоанн Лествичник, авва Дорофей, преподобный Ефрем Сирин, проповедник покаяния, и прочие отцы показали образ монашеского жития на все времена.
В Положении «О монастырях и монашествующих» есть глава «О молитве и келейном правиле» (7.4.2). В ней, в частности, сказано: правило, исполняемое ежедневно и в одно время, «обращается в навык, в необходимую, естественную потребность», по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), и закладывает прочный фундамент, на котором строится духовная жизнь монашествующего. Благодаря постоянному правилу монах приобретает мирный дух, память о Боге, духовную ревность и внутреннее радование.
По словам того же святого, молитвенное правило есть собрание нескольких молитв…, приспособленное к известному обстоятельству и времени. Цель правила – доставить душе, недостающее количество молитвенных мыслей и чувств, притом, мыслей и чувств правильных, святых, истинно богоугодных. Такими мыслями и чувствами наполнены молитвы святых отцов. Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии.
Преподобный Исаак Сирин наставляет: «Многократно падай на лицо твое возле седалища твоего и усердствуй в молении, дабы и собеседование с Пи-санием примешивалось к молитве твоей. Тогда свет, который получишь ты, воссияет в тебе для наслаждения души твоей…»
Молитвенное правило, оно же и келейное в монастыре, включает в себя утренние, вечерние молитвы и, конечно, молитвы ко Святому Причастию. Это главная цель молитвенного правила – подготовить молящегося к Таинству Причастия.
Логично, что при совершении полного суточного круга, где прочитываются все кафизмы, дневные каноны, а также вычитываются евангельские чтения, положенные на день, в молитвенном правиле для инока, живущего в монастыре и участвующего в богослужениях, при подготовке к Таинству Причастия допустимо только чтение правила ко Причастию, так как общепринятые каноны, рекомендуемые для мирян, прочитываются ими как раз потому, что они не участвуют в ежедневных богослужениях. Например, канон покаянный взят из Октоиха 6 гласа, канон Богородицы из повечерия 8 гласа. Примером подготовки ко Святому Причащению может являться устав, применяющийся на Святой Горе Афон, где основой келейного правила являются поклоны с Исусовой молитвой. Кстати, в некоторых монастырях канон и молитвы ко Святому Причастию вычитываются соборно в храме, во время богослужения, на кафизмах.
Можно обратить внимание, что некоторые утренние молитвы из молитвослова взяты из последования полуношницы, а вечерние из последования повечерия. Другими словами, там, где в монастырях служба совершается каждый день, и если внутренний устав монастыря предполагает присутствие всей братии на службе, и там, где может быть общая подготовка ко Святому Таинству Причастия, в келейном правиле можно уделить большее внимание умному деланию.
Несомненно, если уставное богослужение, положенное с древних времен, является подготовительной молитвой к Таинству Причастия, то и келейное правило, взаимосвязанное с основным богослужением, способствует соборной молитве. Примером является келейное правило, которое в монастыре святого Павла на Святой Горе Афон начинается за полтора часа до утрени и является общим для всех живущих в обители.
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит… ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8) – такими словами обращается к нам апостол. Монашеское житие, заповеданное нам, является идеальным шествием на пути спасения ко Христу. Мы имеем духовное сокровище – православное богослужение, правила и монастырские уставы святых отцов, нужно только со смирением и духовным рассуждением использовать это наследие. Аминь.
3
Значение правила в поддержании литургичности монастырской жизни
Игумения Варвара (Шурыгина), настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря Пятигорской и Черкесской епархии
В Положении о монастырях и монашествующих написано: «Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой». В этом положении зафиксирована суть повседневного образа жизни монаха. Причем в предписаниях Положения в общем не предлагается чего-то нового, а констатируется сложившийся веками с основания монашества идеальный образ жизни монаха, в его монашеском призвании на пути ко спасению ведущего борьбу со страстями.
Свидетельство этому можно увидеть в истории Церкви и в частности монашества. Так, в первые века христиане имели общую молитву; соборная, церковная молитва являлась основой и дополнялась личной молитвой; жизнь была целостной, необходимости в регламентации личной молитвы (личном молитвенном правиле) не было.
С самого начала у первых христиан, и позднее у монашествующих, богослужение и личная молитва воспринимались в перспективе осуществления апостольского призыва: «…непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Впрочем, и кроме слов апостола Павла, пример уединенной и личной молитвы виделся для христиан и в Самом Господе Иисусе Христе, во время Своей земной жизни неоднократно удалявшемся для молитвы в места пустынные.
Весь распорядок жизни христиан и древних монахов был полностью подчинен постоянному предстоянию Богу как за богослужением, так и в личной молитве. Причем в осуществлении этого предстояния Богу молитва не завершается отпустом богослужения. Она восполняется и находит свое окончательное завершение в молитвенном Богообщении уже в частной (келейной) молитве. В идеале эта келейная молитва, соединяясь с молитвой соборной и богослужебной, становится осуществлением апостольского призыва о непрестанной молитве.
Таким образом, келейное правило немыслимо без храмового богослужения, как и наоборот. Келейное правило и храмовое богослужение – две части одного целого, из которых одна часть поддерживает и оживляет другую. Так, церковная служба является важнейшей частью мистической жизни монаха, которая глубоко укоренена в литургическом опыте, переживаемом в богослужении.
Весь жизненный уклад монаха, церковные правила и каноны, участие в богослужениях и Таинствах нацелены на то, чтобы направлять его на путь спасения, помогать преодолевать склонность ко греху. Благодаря этому монах приближается к Богу, а также получает то, к чему стремится, – преображение своей души. Святитель Иннокентий, митрополит Московский пишет о молитве: «Молитва есть дыхание духовного человека. Как дыханием телесный человек привлекает окружающий воздух и вдыхает из него жизненность и силу – так молитвою душа отверзает себя везде присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь духовную».
Безусловно, главным деланием и призванием монашествующих является молитва. Без нее невозможно представить в целом монашеское служение в современном мире. Она по существу становится духовным оружием, без которого нереально преодолеть в себе все стремления ко греху. Поэтому можно сказать, что монашествующий – это человек молитвенного делания, так как вся его жизнь, любое его дело – молитва, ежеминутное приношение Христу. В связи с этим в различных монашеских уставах происходит разграничение имеющихся молитвословий как для храма – общие, так и для кельи – индивидуальные.
Именно в кельях монахов можно увидеть зарождение и развитие монастырского богослужения. Келья представляет собой личное пространство, в котором монах отдыхает, но при этом келья не место для отдыха. В действительности она – арена подвижнической брани и место встречи с Богом. Сегодня, говоря о содержательной стороне жизни монаха, мы вновь возвращаемся из храма в келью. Невозможно со всей серьезностью подходить к богослужению, не имея твердой основы в правиле келейном. Более того, то духовное сокровище, которое инок износит из храма, должно быть приумножено им в своей частной молитве.
Образно говоря, можно сказать, что плоть устава монашества – внешние формы служения Богу, то есть богослужение, а душа устава – непрестанная внутренняя молитва. Цель келейной молитвы – достижение чистой, свободной от помыслов, внутренней молитвы. Это личностное проявление человека в отношении к Богу, вследствие чего келейная молитва не может быть упразднена или заменена другими видами монастырского богослужения.
В структуре келейной молитвы различается молитвенное правило и личная молитва, которые существуют, тем не менее, в неразрывном двуединстве, объединяющим началом которого становится Иисусова молитва. Мера келейной молитвы индивидуальна и основывается на духовном рассуждении и опыте игумена или духовника.
«Частной литургией» называют некоторые современные подвижники келейное правило монаха. Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой. Время уединения посвящается совершению молитвенного правила, чтению Священного Писания, прежде всего Евангелия, Апостола, Псалтири, святоотеческих толкований и аскетических творений. По замечанию блаженного Августина, «Любовь к псалмопению родила монастыри». Келейная молитва инока непременно соединяется с богослужебным кругом и в особенности с Таинством Таинств – Евхаристией. Келейная молитва действительно поддерживает литургическую жизнь монаха и это неразрывное двуединство становится опорой монашеского делания.
Молитва в келье, поддерживающая литургическую жизнь монастыря, особым образом продолжает соборное делание монашеского братства или сестричества. При этом именно келейное уединение является необходимым для совершения личной молитвы. От игумена или игумении здесь зависит организация жизни монастыря как единого молитвенного пространства: они осуществляют духовное руководство братией, сестричеством, подают личный пример при постоянном обращении к святоотеческому и подвижническому опыту, проявляют мудрость в индивидуальном подходе к каждому брату, сестре с учетом их духовного возраста и душевного устроения. От насельников же требуется готовность к послушанию, к отказу от индивидуалистического понимания личного молитвенного делания.
Монастырские правила, регламентирующие жизнь обителей и их насельников, имеют смысл только в том случае, если ими руководствуются исключительно для спасения души, для приведения братий и сестер к любви и духовному преуспеянию. Основой монастырской жизни является молитвенное и покаянное делание. Преподобный Никон Оптинский пишет: «молитвенное правило необходимо для поддержания молитвенного и вообще иноческого настроения. Без молитвы нет монашества». Поэтому, конечно, всё в монастыре – послушания, миссионерская, социальная, духовно-просветительская и иные виды внешней деятельности, не должны мешать главному монашескому призванию – молитве.
Основное требование к правилу таково, что оно должно быть по силам исполнителю в тех конкретных условиях, в которых он находится. Игумен или игумения должны тщательно заботиться о гармоничном сочетании телесных трудов и келейных молитвенных занятий братьев и сестер, придавая особое значение внутреннему молитвенному деланию каждого, его усердию и постоянству в совершении молитвы. При назначении правила следует учесть степень участия в общемонастырской жизни, наличие свободного времени, физическое и душевное состояние, умственные способности, уровень духовного развития. При изменении этих условий правило нуждается в корректировании, поэтому не существует правила одного для всех, и одного на всю жизнь.
Но в каждом отдельном случае правило назначает духовник, или же он благословляет пользоваться типовым правилом. Уважительными причинами для сокращения правила считаются: болезнь, крайняя усталость, неурочные послушания, продолжительные богослужения в храме. По миновании уважительной причины правило снова восстанавливается в полном объеме. Иной раз можно нечто прибавить к правилу или заменить в нем что-то согласно душевной потребности или обстоятельствам.
По мысли святых отцов, у каждого монаха есть жизненно важная потребность – предстоять одному в своей келье пред Лицом Единого Бога. Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов): «существенное делание монаха – молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом». Поэтому каждому монашествующему назначается личное келейное правило, включающее в себя определенное количество молитв Иисусовых и поклонов, а также другие молитвословия. В частности, чтение Иисусовой молитвы позволяет быть духовно активным и на богослужении, избегая пассивного «отстаивания». Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что келейное правило должно состоять не только из поклонов, определенного числа молитв и псалмов, но и также «из упражнения молитвою Иисусовою». По своей краткости она удобна для непрестанного произнесения, что помогает удерживать ум от рассеянности, а плоть – от пагубного воздействия страстей. На протяжении всего исторического пути монашество считало эту молитву центром духовного делания. Как тогда, так и сегодня инок не должен пренебрегать этой молитвой, но прибегать к ней как к средству очищения своего сердца. Иисусова молитва предполагает внутреннее сосредоточение и искреннее покаяние у совершающего ее. Являясь неотъемлемой частью келейного правила, Иисусова молитва должна быть совершаема во всякое время и на всяком месте.
Правило, исполняемое ежедневно в одно и то же время, «обращается в навык, в необходимую естественную потребность» и закладывает прочный фундамент, на котором строится духовная жизнь монашествующего. Благодаря постоянному правилу монах приобретает мирный дух, память о Боге, духовную ревность и внутреннее радование.
Правило может читаться иногда легко, с настроением, иногда тяжело, с неохотой. Однако и в последнем случае читать его необходимо, понуждая себя. Самопринуждение – неизбежная составляющая часть молитвенного подвига до осенения его Божественной благодатию. Необходимо долгим, многолетним исполнением правила приобрести навык к молитве, который через усвоение душой превращается в ее потребность. Тогда уже, если и пропускается правило без уважительной причины, душа беспокоится, смущается и понуждает на молитву. Впрочем, если случится пропустить келейное правило по нерадению или унынию, в этом следует каяться на исповеди. Если есть духовник, то о каждом случае пропуска правила надо ставить его в известность, что очень помогает неопустительному исполнению правила. По совету преподобного Амвросия Оптинского: пропущенное правило не следует после вычитывать задним числом, а полезнее для смирения покаяться в этом.
При совершении келейного правила насельнику необходимо придавать значение не только количеству прочитанных молитвословий, но и их совершению с сокрушенным и смиренным сердцем, неспешностью и внимательностью. Преподобный Макарий Оптинский пишет: «...Старайся исполнять правило, …с большим смирением и самоукорением, не яко что благо творя, но должное исполняя».
Келейная молитва является неотъемлемой и органичной частью жизни общежительного монастыря. В ней осваивается опыт таинства спасения, и радость, которую получает от нее монах, является подтверждением подлинности его обетов перед Богом − ибо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21) − и предвкушением жизни будущего века.
(Пятигорская и Черкесская епархия,
Свято-Георгиевский женский монастырь,
г. Ессентуки, 12–13 марта 2020 года)
Источник: https://monasterium.ru/doklady/regionalnyy-kruglyy-stol-prakticheskie-aspekty-prinyatiya-v-monastyr-keleynoe-pravilo-monashestvuyushch/