Хочешь ли, брате, научиться умственной молитве сердечной? Внимай прилежно. Прежде бо тебе подобает творить молитву Исусову негромко вслух тихим гласом. Когда же насытятся уста произношением молитвы, тогда глас стихает. Затем шопотом продолжается и тогда умом подобает взирати и приникати к произнесенному в гортани. Таковым образом, как бы сама собой начнет приходити в движение и действовати умственная сердечная молитва, на всяко время, во всяком деле, на всяком месте... (Из «Сказания о лестовке и о молитве Иисусовой»)
Кое-где ещё сохранились надомные ремёсла, которыми славились наши бабушки и прабабушки: вышивка, пошив одежды, вязание... В порядке вещей, когда дарят нам рукавички или паголенки со знакомым с детства, дорогим сердцу узором. Не покупные, а домашние — хранящие тепло родных материнских рук. Но есть ремёсла совершенно забытые. Представьте себе. Встаёт мать или бабушка из-за ткацкого станка и протягивает вам лестовку, сверкающую бисером: «Возьми, чадо, молись лестовкой во спасение своё, да не забывай молиться за наше здравие, а потом и за упокой...» С каким бы трепетом мы приняли эту святыню, и как бы её хранили! Увы, всё это в прошлом. Утрачено ткацкое искусство, кто теперь делает лестовки?
И всё же есть такая мастерица. Живёт она в дальнем уголке Удорского района, в селе Пучкома. Зовут её Нина Ивановна. К ней-то и отправился я за ткацкими секретами.
Хозяйка встретила меня приветливо, только вот незадача: по-русски не умеет говорить. Выясняется, что Нина Ивановна — настоящий домосед, из родного коми села ни ногой. Только раз в жизни привелось ей выехать за пределы района, в Визингу к сыну. Но с тех пор зареклась. «В этой Внзинге страх один. Горы, кругом горы! Нет, не по мне это», — объясняет она.
Среди староверов, которых большинство в селе, Нина Ивановна считается «наставницей мирских», то есть обычных православных. Это не мешает ей жить в дружбе со староверами, даже участвовать в общих панихидах. Староверы в основном и заказывают у неё лестовки. Заказы приходят из соседних деревень и даже из Сыктывкара.
И всё же есть такая мастерица. Живёт она в дальнем уголке Удорского района, в селе Пучкома. Зовут её Нина Ивановна. К ней-то и отправился я за ткацкими секретами.
Хозяйка встретила меня приветливо, только вот незадача: по-русски не умеет говорить. Выясняется, что Нина Ивановна — настоящий домосед, из родного коми села ни ногой. Только раз в жизни привелось ей выехать за пределы района, в Визингу к сыну. Но с тех пор зареклась. «В этой Внзинге страх один. Горы, кругом горы! Нет, не по мне это», — объясняет она.
Среди староверов, которых большинство в селе, Нина Ивановна считается «наставницей мирских», то есть обычных православных. Это не мешает ей жить в дружбе со староверами, даже участвовать в общих панихидах. Староверы в основном и заказывают у неё лестовки. Заказы приходят из соседних деревень и даже из Сыктывкара.
Хозяйка выкладывает на стол свою «продукцию». Красиво: многоцветие бисера, среди него сверкают бусины, словно жемчуг. Беру одну лестовку. Она совершенно белая — и нитки белые, и бисер.
— Такую лестовку берут с собой в могилу. Её надевают на руку покойнику, — объясняет мастерица.
И вспомнил я про обычай, который однажды меня удивил. Умер человек, его обрядили как положено, а в дополнение на левую руку намотали обыкновенную нитку с сотней завязанных на ней узлов. Оказывается, это символизирует лестовку — чтобы душа покойного молилась за живых. А настоящую лестовку класть в гроб не стали. Самим нужна.
По-прежнему лестовки в округе считаются «дефицитом». Мастерица-то одна, а у неё своё хозяйство, так что ремеслом занимается время от времени. Чтобы соткать одну лестовку, ей требуется один световой день. Вот и считайте...
— Как вышла на пенсию три года назад, так я занялась ремеслом, — рассказывает она. — И Богу стала молиться открыто, а до этого в себе веру носила. Вот так всё началось... Когда лестовка мне понадобилась, то обратилась я к сельчанке Александре Фёдоровне Жучевой, которая единственная в округе их делала. Она и на ткацком станке умеет. Но старенькая очень, уже глаза не видят. На словах мне объяснила — вот я и сделала лестовку. Смотрю, а людям тоже надо. Так и начала ремесленничать.
— А если вы мне на словах объясните, я тоже научусь?
Мастерица улыбается:
— Вай, вай видлы... Попробуем.
Долго хозяйка втолковывала свои секреты, помогал ей переводчик, — но ничего я не понял. Махнула она рукой, внесла в горницу необычное сооружение, наподобие станка, и начала ткать. И сразу растворился языковой барьер, и сразу стало всё ясно. Со страхом я тоже приступил к станочку — и получилось!
Всё, оказывается, просто. Вообще, для изготовления лестовки могут служить ножки табурета, спинки кровати и прочие подручные предметы. Но лучше сделать простейший станок, как у удорской мастерицы. Состоит он из трёх брусков (два из них, А и Б жёстко закреплены на штангах — см. рис. 1), двух растяжек и «паня». Берём катушку с обыкновенной ниткой № 10 и начинаем намотку на бруски А, В и Б. Садимся к станку так, чтобы брусок А почти касался живота — далее эта поза сохраняется на протяжении всей работы. Конец нитки закрепляем внизу бруска А и протягиваем к Б, захлёстываем его снизу вверх и тянем обратно к А... По пути оборачиваем нить петлёй вокруг бруска В (его поначалу держим на весу рукой). Затянув петлю на В, дотягиваем катушку с ниткой до А и захлёстываем его сверху вниз. Первое кольцо готово.
Так и продолжаем. Нить наматываем равномерно вдоль брусков, тесным рядом, чтобы получилась лента толщиною в одну нить. Всего нужно намотать 18 колец. Сложность в следующем: в первом и втором кольцах петлю вокруг В оборачиваем по часовой стрелке, в двух последующих кольцах — против часовой, затем снова два раза по часовой — и т. д., поочерёдно. Должно получиться 5 нечётных и 4 чётные пары. Таким образом, брусок В раздвигает по вертикали нечётные (верхние) и чётные (нижние) пары, и в образовавшееся пространство между рядами пар можно пустить поперечную нить, чтобы получилась «плетёнка», ткань.
Но прежде надо сделать растяжки, при помощи которых мы будем перекрещивать нечётные и чётные пары. Берём тонкую верёвочку и, оттянув вниз нечётные пары (см. рис. 2), прихватываем их пятью петельками. Концы этой петлистой верёвочки привязываем к какому-нибудь стержню чуть толще спички. Чётные пары оттягиваем вверх — и делаем то же самое. Петельки свободно висят на нитяном ряде, но стоит потянуть за палочки вниз и вверх — и пары отделяются друг от друга. Причём, нечётные, которые были вверху, идут вниз, а чётные (были внизу) поднимаются вверх.
Теперь готовим поперечную нить. Берём катушку Г (желательно плоскую, картонную) с ниткой и насаживаем на неё 318 бисеринок и три бусины (45 + бусина + 51 + бусина + 99 + бусина + 123). Конец нитки связываем с другой, которая намотана на такую же катушку (Д). Одну из них протягиваем в пространство между верхним и нижним рядами пар — так, чтобы узел касался середины бруска А. Теперь можно ткать...
Итак, перед нами ряд из 18 нитей, слева свешивается катушка Г, справа — катушка Д. Делаем «крест» — оттягиваем растяжки, и в образовавшееся пространство влево протягиваем Д. Отпускаем растяжки и протягиваем Г вправо. Получилась «плетёнка». Концы стягиваем, чтобы две нитки плотно прилегли к бруску А. Всовываем «пань» (он напоминает деревянный нож с тонким лезвием) меж рядов и подбиваем «плетёнку» к бруску, чтобы была плотнее. Этот цикл повторяем несколько раз. Теперь поперечная нить закреплена на основе. Наступает черёд бисера.
Меж рядов протягиваем Д. Туда же, но в обратную сторону, тянем Г, на нити которой насажен бисер. Отделяем три бисеринки (они свободно скользят по нити), подтягиваем их на середину между верхним и нижним рядами — и «панем» подворачиваем их, чтобы они «вылезли» меж ниток верхнего ряда и там «застряли». Затем снова протягиваем Д. Потом делаем «крест»: в образовавшееся меж растяжками пространство просовываем «пань» и подбиваем, уплотняя ткань. Далее в той же последовательности: нить — нить с бисером — нить — «крест». Бусины используются как «великие ступеньки» (см. рисунок лестовки). От ткача требуется художественный вкус: выбор бисера и нитей по цвету. Матерчатые лопасти пришиваются, когда готова лента с бисерными «ступеньками».
Вот и весь секрет. Мастерица напутствовала меня:
— А если кому непонятно будет, пускай приезжает в наше село, спросит у людей Нину Ивановну Жучеву. Я всегда здесь. Найти не трудно.
Лестовка имеет 4 лапостка, коими исповедуются 4 евангелиста, обшивка около лапостков - евангельское учение. Между лапостков 7 передвижек в знак 7 церковных таинств. 9 крупных ступеней (по три на сторону, и в лестовке - три) - 9 чинов ангельских. От связки простое место - земля, на нюже Господь сниде спасения нашего ради, и мы от земли взяты и в землю пойдем. 12 ступеней - 12 апостолов с Господом ходили. 38 ступеней - 38 недель Богородица Христа во чреве носила, 33 ступени - 33 года Господь по земле ходил, 17 ступеней - 17 пророчеств о Христе было. Другое простое место - небо.
Подобает христианину всегда лестовку в руках держати и молитву Исусову непрестанно повторяти: и в церкви и дома и по торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и на всяком месте. Творити же молитву сию Исусову тако: Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
Хочешь ли, брате, научится умственной молитве сердечной? Внимай прилежно. Прежде бо тебе подобает творить молитву Исусову негромко вслух тихим гласом. Когда же насытятся уста произношением молитвы, тогда глас стихает. Затем шопотом продолжается и тогда умом подобает взирати и приникати к произнесенному в гортани. Таковым образом, как бы сама собой начнет приходити в движение и действовати умственная сердечная молитва, на всяко время, во всяком деле, на всяком месте.
— Такую лестовку берут с собой в могилу. Её надевают на руку покойнику, — объясняет мастерица.
И вспомнил я про обычай, который однажды меня удивил. Умер человек, его обрядили как положено, а в дополнение на левую руку намотали обыкновенную нитку с сотней завязанных на ней узлов. Оказывается, это символизирует лестовку — чтобы душа покойного молилась за живых. А настоящую лестовку класть в гроб не стали. Самим нужна.
По-прежнему лестовки в округе считаются «дефицитом». Мастерица-то одна, а у неё своё хозяйство, так что ремеслом занимается время от времени. Чтобы соткать одну лестовку, ей требуется один световой день. Вот и считайте...
— Как вышла на пенсию три года назад, так я занялась ремеслом, — рассказывает она. — И Богу стала молиться открыто, а до этого в себе веру носила. Вот так всё началось... Когда лестовка мне понадобилась, то обратилась я к сельчанке Александре Фёдоровне Жучевой, которая единственная в округе их делала. Она и на ткацком станке умеет. Но старенькая очень, уже глаза не видят. На словах мне объяснила — вот я и сделала лестовку. Смотрю, а людям тоже надо. Так и начала ремесленничать.
— А если вы мне на словах объясните, я тоже научусь?
Мастерица улыбается:
— Вай, вай видлы... Попробуем.
Долго хозяйка втолковывала свои секреты, помогал ей переводчик, — но ничего я не понял. Махнула она рукой, внесла в горницу необычное сооружение, наподобие станка, и начала ткать. И сразу растворился языковой барьер, и сразу стало всё ясно. Со страхом я тоже приступил к станочку — и получилось!
Всё, оказывается, просто. Вообще, для изготовления лестовки могут служить ножки табурета, спинки кровати и прочие подручные предметы. Но лучше сделать простейший станок, как у удорской мастерицы. Состоит он из трёх брусков (два из них, А и Б жёстко закреплены на штангах — см. рис. 1), двух растяжек и «паня». Берём катушку с обыкновенной ниткой № 10 и начинаем намотку на бруски А, В и Б. Садимся к станку так, чтобы брусок А почти касался живота — далее эта поза сохраняется на протяжении всей работы. Конец нитки закрепляем внизу бруска А и протягиваем к Б, захлёстываем его снизу вверх и тянем обратно к А... По пути оборачиваем нить петлёй вокруг бруска В (его поначалу держим на весу рукой). Затянув петлю на В, дотягиваем катушку с ниткой до А и захлёстываем его сверху вниз. Первое кольцо готово.
Так и продолжаем. Нить наматываем равномерно вдоль брусков, тесным рядом, чтобы получилась лента толщиною в одну нить. Всего нужно намотать 18 колец. Сложность в следующем: в первом и втором кольцах петлю вокруг В оборачиваем по часовой стрелке, в двух последующих кольцах — против часовой, затем снова два раза по часовой — и т. д., поочерёдно. Должно получиться 5 нечётных и 4 чётные пары. Таким образом, брусок В раздвигает по вертикали нечётные (верхние) и чётные (нижние) пары, и в образовавшееся пространство между рядами пар можно пустить поперечную нить, чтобы получилась «плетёнка», ткань.
Но прежде надо сделать растяжки, при помощи которых мы будем перекрещивать нечётные и чётные пары. Берём тонкую верёвочку и, оттянув вниз нечётные пары (см. рис. 2), прихватываем их пятью петельками. Концы этой петлистой верёвочки привязываем к какому-нибудь стержню чуть толще спички. Чётные пары оттягиваем вверх — и делаем то же самое. Петельки свободно висят на нитяном ряде, но стоит потянуть за палочки вниз и вверх — и пары отделяются друг от друга. Причём, нечётные, которые были вверху, идут вниз, а чётные (были внизу) поднимаются вверх.
Теперь готовим поперечную нить. Берём катушку Г (желательно плоскую, картонную) с ниткой и насаживаем на неё 318 бисеринок и три бусины (45 + бусина + 51 + бусина + 99 + бусина + 123). Конец нитки связываем с другой, которая намотана на такую же катушку (Д). Одну из них протягиваем в пространство между верхним и нижним рядами пар — так, чтобы узел касался середины бруска А. Теперь можно ткать...
Итак, перед нами ряд из 18 нитей, слева свешивается катушка Г, справа — катушка Д. Делаем «крест» — оттягиваем растяжки, и в образовавшееся пространство влево протягиваем Д. Отпускаем растяжки и протягиваем Г вправо. Получилась «плетёнка». Концы стягиваем, чтобы две нитки плотно прилегли к бруску А. Всовываем «пань» (он напоминает деревянный нож с тонким лезвием) меж рядов и подбиваем «плетёнку» к бруску, чтобы была плотнее. Этот цикл повторяем несколько раз. Теперь поперечная нить закреплена на основе. Наступает черёд бисера.
Меж рядов протягиваем Д. Туда же, но в обратную сторону, тянем Г, на нити которой насажен бисер. Отделяем три бисеринки (они свободно скользят по нити), подтягиваем их на середину между верхним и нижним рядами — и «панем» подворачиваем их, чтобы они «вылезли» меж ниток верхнего ряда и там «застряли». Затем снова протягиваем Д. Потом делаем «крест»: в образовавшееся меж растяжками пространство просовываем «пань» и подбиваем, уплотняя ткань. Далее в той же последовательности: нить — нить с бисером — нить — «крест». Бусины используются как «великие ступеньки» (см. рисунок лестовки). От ткача требуется художественный вкус: выбор бисера и нитей по цвету. Матерчатые лопасти пришиваются, когда готова лента с бисерными «ступеньками».
Вот и весь секрет. Мастерица напутствовала меня:
— А если кому непонятно будет, пускай приезжает в наше село, спросит у людей Нину Ивановну Жучеву. Я всегда здесь. Найти не трудно.
М. Сизов
Сказание о лестовке и о молитве Иисусовой
Подобает христианину всегда лестовку в руках держати и молитву Исусову непрестанно повторяти: и в церкви и дома и по торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и на всяком месте. Творити же молитву сию Исусову тако: Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
Хочешь ли, брате, научится умственной молитве сердечной? Внимай прилежно. Прежде бо тебе подобает творить молитву Исусову негромко вслух тихим гласом. Когда же насытятся уста произношением молитвы, тогда глас стихает. Затем шопотом продолжается и тогда умом подобает взирати и приникати к произнесенному в гортани. Таковым образом, как бы сама собой начнет приходити в движение и действовати умственная сердечная молитва, на всяко время, во всяком деле, на всяком месте.
В начале противу воли подобает творити молитву, принуждая себе усердно, и егда навыкнет, то станет аки птица парящая сама обращаться в уме человека. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веком.
Аминь.