I
Тебе хочется поскорее развязаться с миром, прелюбодейным и грешным. Потерпи, - и Пречистая Матерь Божия Покровительница дев и сирот, в свое время устроит по желанию сердца твоего. А теперь, с помощью Божиею и с молитвою Его благоутробию, продолжай житие твое.
Тебе хочется поскорее развязаться с миром, прелюбодейным и грешным. Потерпи, - и Пречистая Матерь Божия Покровительница дев и сирот, в свое время устроит по желанию сердца твоего. А теперь, с помощью Божиею и с молитвою Его благоутробию, продолжай житие твое.
Ты слишком много ублажаешь меня, - Св. Писание не повелевает живых ублажать. Вместо ублажения, лучше молись за меня, да продолжит житие мое Господь Бог на утешение сирот таких, какова и ты, а более ради собственного покаяния моего. Впрочем, благодарю тебя и целую умную головку твою, что любишь Господа. Люби же Его и впредь всем сердцем твоим и будешь счастлива в мире, потому что за любовь к Богу и сама сделаешься любимицею у Бога; а любимицы Божии всем владеют и прежде будущего рая наслаждаются уже райским блаженством.
/Опубликовано в журнале «Русский инок» № 1, январь 1911 г. Джорданвилль, США/
II
Крайне жалею о припадках твоих, кои от скорбей гнетущих сердце твое, по временам бывают с тобою. Молю Господа, Бесценного Жениха твоего, да за молитвы Пречистой Матери Своей и всех святых, исцелит тебя вскоре от недуга сего. Ты желаешь, чтобы Саша не оставляла тебя одну в мире. И я того же желаю и уверен, что она желание твое исполнит по послушанию ко мне. Живите пока вместе, во единодушии работая Богу и в скорбях своих утешая друг друга. У Бога все возможно. Если угодно Его воле святейшей призвать вас во св. обитель, то в свое время Он исполнит благие желания ваши. А до времени свои комнаточки и келейки имейте для себя обителью, паче же сердца ваши, почему уединяйтесь от шума мирского и молвы людской, моляся по заповеди апостольской непрестанно умом и сердцем своим Богу. Его же милосердию и предаю тебя.
III
Ты, сегодня именинница! Итак, поздравляю, тебя с днем Ангела твоего, а вместе с тем уведомляю, что М. Игуменья наша в обитель свою тебя принимает, о чем, по ее поручению, и пишу тебе это письмо мое. Вот, наконец, и исполняется давнее и горячее желание твое. Теперь медлить тебе не надобно. А как только получишь паспорт и сделаешь распоряжение по дому своему, так тут же и отправляйся. Господь убо да благословит исхождение твое из мира и вхождение во св. обитель.
IV
Что же ты еще медлишь на распутьях мира, прелюбодейного и грешного, и не поспешаешь во св. обитель, в которую так давно и горячо стремилась? М. Игумения поручила мне написать тебе, что ежели ты в возможной скорости не прибудешь, то она не хочет и принимать тебя; и место, приготовленное для тебя и дело, назначенное тебе (послушание), намерена передать другой, так как беспрерывно являются желающие поступить в обитель нашу. Итак, ускоряй свое решение, если замедлишь, то за последствия после никого не обвиняй. Твой благожелатель.
V
Раненько еще тебе унывать! Твоей душе девственной следовало бы теперь гореть пламенно и веселиться, что исполнилось желание твое. Уныние у тебя от злобы диавольской, которую ты можешь отогнать преданием и себя, и всего своего, и прошедшего, и настоящего, и будущего в волю Божию. Для пособия в брани с унынием, посылаю тебе книгу Пр. Нила Сорского. Твой благожелатель.
VI
В моей любви отеческой не сомневайся! Я был, есмь и быть желаю твоим отцом до гроба. Только ты своею жизнью старайся, при помощи Божией, оправдывать такую любовь мою о Господе к тебе. Прежде всего, и паче всего обучайся послушанию и смирению, без чего ты никогда не сможешь быть истинной последовательницей Христа Спасителя, Который, будучи Сыном Божиим, послушлив был даже до смерти. Поминай всегда учение Господне, где говорится: аще кто хощет быти в вас вяшщий да будет всем раб и слуга. Буди убо рабой у всех и для всех, не высокомудрствуя о себе, что ты поповна, и во время оно Господь утешит тебя так, что ты соделаешся любимицею Христовою, благости и человеколюбию Которого и предаю тебя.
VII
Благодарю тебя, невеста Христова, за просфору, но не благодарю за то, что ты непокойна. Разве тебе не известны слова Господни, где говорится, что царствие Божие внутрь вас есть?" Итак, отнюдь не позволяй уму своему искать, где-либо места спасения, когда оно внутрь тебя обретается. Но ты, конечно, знать пожелаешь, как же искать сего в себе? Так ищи, как ты пищи ищешь, когда голодная бываешь, или пития, когда жажда томит тебя, - и Богу помогающу, непременно обрящешь, потому что Господь уверяет в Божественном Евангелии Своем, что "всяк просяй - приемлет, и ищай - обретает". А руководством тебе на пути жизни духовной да будет общее правило, коим руководствуются все живущие в обители. И таким руководством как внешней жизни, так и жизни внутренней, сокровенной в Боге, да будет тебе Св. Евангелие, из которого и прочитывай хотя несколько стихов каждодневно. А также и из Апостольских Посланий читай понемногу,- сколько время и послушание тебе дозволять сею манною небесною питать душу свою. А всего лучше было бы, если бы ты читала по зачалу из Евангелия и Апостола, какие положены уставом церкви на каждый день во всем году. Для, чего и посылаю тебе Новый Завет с такими зачалами. Эту Божественную книгу прими чрез меня недостойного, как бы даруемую тебе, от Самого Господа и св. Его Апостолов. Твой благожелатель.
VIII
Из епистолийки твоей видно, что ты только борима от врага, но не низлагаема от него. Где нет произволения, там и греха нет. Ты же хотя и крепко от врага поражаешься, но на грех не соизволяешь. Итак, нисколько не смущайся от нападения вражеского и от той обстановки, в какую Св. Провидение поставило тебя. Однако крепко держись такого правила: Бога бойся, почитай начальницу и старших, люби всех и молись непрестанно на всяком месте духом своим - и недалека будешь от Царствия Небесного, которого желаю достигнуть тебе, и о чем я непрестанно молюсь при мысли о тебе. Неизменный твой отец духовный.
IX
Когда вперед тебя начнут выдвигать, тогда смиренномудрствуй, считая себя последнейшею и всех худейшею. Но сама вышеседания отнюдь не желай и не ищи, поминая что Господь сотворил, когда ноги ученикам Своим умыл. За мысли нечистые не станешь отвечать, ежели они родились не из твоего сердца и им соизволять не будешь. Господь в Божественном Евангелии Своем говорит: "именем Моим бесы ижденут". И ежели бесы не могут терпеть имени Господня, то, как же устоят противу великого и страшного имени Божия мысли нечистые? Итак, как можно чаще произноси Имя Божие Святейшее, - и сердце твое будет чисто, непорочно и свято. Да поможет же тебе Господь стяжать чистоту сердечную.
X
Бог в помощь тебе подвизаться! Еще раненько начала скучать терпением. Тебе известно учение Евангельское, где говорит Спаситель наш: "в терпении вашем стяжите души ваша". И еще: "претерпевый до конца, той спасется". Итак, любезная моя дочь духовная, вооружившись всеоружием Божиим, все и от всех терпи, и до конца терпи, тогда только спасешься. Тебе, в особенности, от молоденьких больно терпеть! А Спаситель то наш, - от кого терпел? Хотя бы тебя всякий день не только злословили, но и били, и то терпи! В то время, когда тебе сделается невыносимо скучно и больно, тогда противу терпения своего поставь мзду, какая тебе готовится на небеси по смерти. Тогда ты поймешь, что твое терпение, окажется ничтожною каплею добродетели, потому что там, - в будущем веке, - уготовляются "претерпевшим" до конца" такие блага, "их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша". Ты, ведь, невеста Христова! Ежели Жених твой страдал, то и тебе неизбежно с Ним и за Него надлежит страдать. А после что? После ожидает нас, по учению св. Апостола, сие обетование утешительное: "аще с Ним страждем, с Ним и прославимся". Ты открывать или скрывать следует шалости, особенно зловредные, молоденьких пред старшею? Зло надобно преследовать и прекращать, а не скрывать и давать ему простора для усиления. Здесь бойся только одного, чтоб сердце твое движимо было любовью к ближним, а не злостью и мщением. А иначе, как будет достигаться цель, во имя которой вы собрались во св. обитель? Св. Апостол учит: "согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут". Но врагами никого не имей, а люби всех по заповеди Господней, повевающей любить самих врагов, имея во всегдашней памяти пример св. первомученика Стефана, который молился за убивателей своих. Я верую и надеюсь, что прочее время живота твоего поживешь с большим вниманием. Благослови тебя, Бог!
XI
Ты все жалуешься на бесов и на страсти! Да чем же они виноваты? Они свое дело делают: бесы искушают, а страсти борют. А ты свое дело делай, при помощи Божией: бесам противься, а страстям не соизволяй, - вот и будешь победительница! Ведь не ты первая, не ты последняя, чтоб быть тебе свободною от бесов и от страстей. Ежели диавол искушал Самого Сына Божия разве он оставит сынов человеческих без искушений? Ежели Песнопевец взывал: "от юности моея мнози борют мя страсти", то кто же после этого может быть не борим от страстей? Итак, любимая, нечего тебе жаловаться на бесов и на страсти, а вооружись всеоружием Божиим и непрестанно сражайся с врагами спасения вашего. Ежели они тебя низложат, то ты опять восставай и вступай в бой. Хотя бы они неоднократно на всякий день и час поражали тебя, то и тогда не уступай им, потому что в брани с тобою всемогущая благодать Божия, которая готова помогать тебе. Ежели еще не умеешь сражаться с врагами своими, то учись искусству сему у преп. жен и дев, кои жития и подвиги читают у вас в трапезе. Как они жили, так и ты живи. Возьми для подражания себе ангела своего, Преп. Евгению, и подражай ее добродетелям, - вот и пойдет у тебя жизнь правильная Богоугодная. В чём и да поможет тебе Пречистая Матерь Божия, покрову Которой и заступлению и предаю юность твою.
/Опубликовано в журнале «Русский инок» № 1, январь 1911 г. Джорданвилль, США/