Наставления о спасении, собранные из слов и проповедей священномученика Фаддея (Успенского)
«Достойны ли мы?...» — «А мы все так медлим следовать за Христом...» — «Наши молитвы часто подобны докучливым просьбам о нуждах житейских...» — О небесном отечестве — «Нужно постоянное внимание к душе своей» — «Да не унывает человек!..» — О терпении скорбей — О духовном зрении — «Цель жизни человеческой – стать обителью Божества»
«Достойны ли мы?...»
Молясь об осенении покровом небесным земли нашей, никогда не должны мы переставать напоминать о том, достойны ли мы быть всегда под милостивым Господним покровом. Ведь Господь желает, чтобы мы, Им ущедряемые, вступили в завет любви с Ним. Он хочет, чтобы мы были верны Ему, как верна мужу любящая его жена...
Как необходимо это помнить народу русскому, который вступил некогда также в завет с Господом чрез Святое Крещение, «сочетался Христу», восприял «печать дара Духа Святаго», как бы драгоценный перстень обручения на руку (Лк. 15, 22), чтобы запечатлеть (2Кор. 1, 22) свою верность Господу! Возлюбил Господа новопросвещенный народ, сделался «богоносным». Но таков ли он ныне? Верен ли он Христу? Как много и часто изменял он Господу своему, подобно жестокосердому Израилю! «Святая Русь» называли его, не оставалось ли в иные времена от этого названия одно воспоминание о днях, давно минувших? И как Израилю, избранному народу Господа, Господь чрез пророка Осию говорил: «Не Мой народ... дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (Ос. 1:9, 5:4), так и «Святую Русь» узнает ли Он ныне после стольких измен Себе? Как милостиво Господь врачевал, подобно Израилю, и народ наш, будил и его совесть, призывал к Себе, пока не пришлось будить, вместо слова проповедников, громом всемирных бедствий, пока, вместо уязвляющего совесть обличительного слова пастырей, не пришлось ранами поражать всю землю, чтобы в самых отдаленных углах чувствовали эти раны люди и обращались ко Господу!
И вот теперь ждет Господь от нас, чтобы среди тяжких бедствий нашей земли взыскали мы Его и, подобно Израилю, сделали то, о чем говорит Господь чрез пророка Осию: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил и Он исцелит нас, поразил и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос. 6, 1–2). Если испытываемая скорбями нынешнего времени взыщет наша душа с покаянием Господа, Которому так много и часто изменяла, если после испытания бедствиями утвердятся святые мысли в душах наших и уже не будет «благочестие» народа нашего, подобно Израилеву, «как утренний туман и как роса, скоро исчезающая» (Ос. 6, 4), то снова покров Господа милостиво будет осенять землю нашу, как взошедшее после мрачной ночи или непогоды солнце, снова проливаться будет Его милость над страной нашею, как орошающий иссохшую землю благодатный «дождь поздний» (Ос. 6, 3).
17(30) октября 1916 года
(во Владикавказском кафедральном соборе)
(во Владикавказском кафедральном соборе)
«А мы все так медлим следовать за Христом...»
Пусть слово евангельское не слышится часто опаздывающими в церковь, где его читают, или невнимательными пропускается мимо ушей, пусть в ином доме нельзя отыскать ни одной книги, заключающей в себе слова евангельские, но после того, как Христос ходил по земле и самая земля восприняла в себя шум стоп Его, а воздух огласился словом Его, может ли отзвук Его слова исчезнуть? Не повторяется ли он всюду, как эхо многоголосное, от каждого предмета отражаясь? Ведь в христианстве, в Церкви Божией каждая вещь бездушная, тем более носящий в себе образ Божий человек, восприяли в себя как бы отголосок хождения Бога на земле, Духом Христовым обвеялись; о Христе напоминают, проповедуют тысячью голосов, как слышал некогда наиболее чуткий к гласу возлюбленного Учителя тайнозритель Иоанн Богослов: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5, 13).
Но если Христос доселе ходит близ нас, если все кругом о Нем нам напоминает, свидетельствует, если Он зовет нас к Себе непрестанно, то обнаруживаем ли мы стремление пойти к Нему так, как слепец Вартимей, сбросивший верхнюю одежду, присоединившийся к толпе тотчас же, чтобы идти за Христом неотступно? Ведь Господь сделал для нас более, чем для Вартимея. Он просветил наши душевные очи Святым Крещением с детства, Он многократно врачевал больные, слепнущие от житейских страстей очи души нашей покаянием, чтобы снова мы могли увидеть Его, подняться и пойти за Ним путем Его заповедей. Мы, по слову нынешнего апостольского чтения, должны бы непрестанно благодарить «Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1, 12–14).
С какой радостью мы, подобно облагодетельствованному просвещением телесных очей слепцу Вартимею, должны были бы ежедневно благодарить Господа за дарование света высшего, духовного, взывая со святой Церковью: «Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть!» (Песнопение Божественной литургии) С какой готовностью, подобно Вартимею, сбросившему с себя верхнюю одежду, дабы скорее и легче притечь ко Христу, должны были бы и мы, по апостолу, «свергнуть с себя всякое бремя и запинающий нас грех, с терпением проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса» (Евр. 12, 1–2)! А мы все так медлим следовать за Христом, откладываем следование за Ним даже после того, как многократно слышали зов Его, так сердце наше мало к Нему стремится, так оно проникнуто более желанием остаться на житейском «пути», среди слепоты житейских страстей и без помощи со стороны людей, безучастно проходящих мимо и останавливающих наши порывы ко Христу, как народ заставлял молчать слепца Вартимея, взывавшего: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» Мало того, сердце наше медлит «на пути в Иерихон» , на котором мысленные разбойники демоны и страсти так же могут истерзать и изранить, оставить еле живой душу нашу, как поступили некогда разбойники с некоторым человеком, шедшим из Иерусалима в Иерихон, по притче о милосердном самарянине (Лк. 10, 30).
Но если Христос доселе ходит близ нас, если все кругом о Нем нам напоминает, свидетельствует, если Он зовет нас к Себе непрестанно, то обнаруживаем ли мы стремление пойти к Нему так, как слепец Вартимей, сбросивший верхнюю одежду, присоединившийся к толпе тотчас же, чтобы идти за Христом неотступно? Ведь Господь сделал для нас более, чем для Вартимея. Он просветил наши душевные очи Святым Крещением с детства, Он многократно врачевал больные, слепнущие от житейских страстей очи души нашей покаянием, чтобы снова мы могли увидеть Его, подняться и пойти за Ним путем Его заповедей. Мы, по слову нынешнего апостольского чтения, должны бы непрестанно благодарить «Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1, 12–14).
С какой радостью мы, подобно облагодетельствованному просвещением телесных очей слепцу Вартимею, должны были бы ежедневно благодарить Господа за дарование света высшего, духовного, взывая со святой Церковью: «Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть!» (Песнопение Божественной литургии) С какой готовностью, подобно Вартимею, сбросившему с себя верхнюю одежду, дабы скорее и легче притечь ко Христу, должны были бы и мы, по апостолу, «свергнуть с себя всякое бремя и запинающий нас грех, с терпением проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса» (Евр. 12, 1–2)! А мы все так медлим следовать за Христом, откладываем следование за Ним даже после того, как многократно слышали зов Его, так сердце наше мало к Нему стремится, так оно проникнуто более желанием остаться на житейском «пути», среди слепоты житейских страстей и без помощи со стороны людей, безучастно проходящих мимо и останавливающих наши порывы ко Христу, как народ заставлял молчать слепца Вартимея, взывавшего: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» Мало того, сердце наше медлит «на пути в Иерихон» , на котором мысленные разбойники демоны и страсти так же могут истерзать и изранить, оставить еле живой душу нашу, как поступили некогда разбойники с некоторым человеком, шедшим из Иерусалима в Иерихон, по притче о милосердном самарянине (Лк. 10, 30).
Убоимся совсем остаться во «власти тьмы» (Лк. 22, 53), во власти темных страстей, которые вне Христа. Будем чаще взывать ко Христу словами, святой Церковью влагаемыми в уста наши: «Слыша слепый мимоходяща Тя, Господи, путем, вопияше: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя; и призвав, отверзл еси очи его. Просвети убо милостию Твоею очи мысленныя сердца и мене, вопиюща Ти и глаголюща» (Акафист Иисусу Сладчайшему, икос 4-й). Убоимся того, чтобы, когда Господь в последний уже раз позовет нас в чертог Свой, не оказаться нам опоздавшими и не увидеть себя пред закрытыми дверями Его чертога, откуда в ответ на запоздалый зов наш: «Господи, отверзи нам!» скажет Он нам, как неразумным, поздно пробудившимся и медлившим девам: «Истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25, 11–12).
22 ноября 1915 года
(в архиерейской церкви г. Житомира)
«Наши молитвы часто подобны докучливым просьбам о нуждах житейских...»
Но, скажут многие, разве мы ушли от Христа совсем, разве сделались совсем чуждыми Церкви? Разве не продолжают многие призывать Христа, Божию Матерь, наполнять дома молитвы? Да, но не всякая молитва или пребывание в дому Господа свидетельствует о том, что мы близки Богу, свои Ему, а не чужие. Ведь мы прибегаем к Богу особенно в горе и нужде. Посмотрите на этих усердно молящихся в храмах. Разве не горе и нужда подсказывают им слова молитвы? Но если дитя, чувствуя боль, зовет мать свою, разве оно непременно любит ее? Пока чувствуется боль, мать нужна ему, а пройдет ощущение боли, дитя забывает о матери и растет иногда в полном себялюбии. Или представим, что дети долго, целые годы не писали бы о себе отцу и матери; наконец, последние получили долгожданное и желанное письмо, и что же? В нем заключается лишь просьба о деньгах или же иной помощи, а кроме того ничего не написано, ни одного теплого слова, в котором проявилась бы сыновняя преданность отцу и матери, не сказано. Разве утешило бы подобное письмо отца и мать, любящих детей своих? Не этим ли докучливым просьбам о нуждах своих житейских подобны столь часто наши молитвы? Конечно, мы не можем не возносить их, как не может человек, чувствующий сильную боль, не звать кого-либо на помощь. Хорошо и то, что мы хотя в бедах и нуждах обращаемся к Богу, свидетельствуя хотя этим еще свою память о Нем, еще не оборвавшуюся связь с Ним и долю благодарной даже преданности Ему, показываем, что мы не дошли еще до ожесточения злобных демонов, которые и терпя ужасные страдания к Богу не хотят обратиться.
Но все же гораздо отраднее было бы, если бы мы взывали не об одних житейских нуждах, а и о духовных, вздыхали о том, что обременены мы не только «напастями, скорбями и болезнями» житейскими, а и грехами многими, как внушает нам святая Матерь Церковь в молитвах своих. Эти вопли сердечные о бедствиях души погибающей еще большее сожаление внушают к нам на небесах, сродняют нас с небожителями...
О небесном отечестве
Как хорошо быть человеку среди своих людей, которые его любят, понимают, сочувствуют ему, разделяют его скорби и радости! И как, наоборот, тяжело чувствуется среди людей, сплошь чужих ему, враждебных, в которых он не может встретить ни тени искреннего сочувствия и сострадания! Попавши в такую среду, человек иногда начинает скучать и томиться, одолевать его начинает тоска по своим, по родине, он духовно страдает, хиреет, как растение, попавшее в чужеродную почву. Конечно, многие осваиваются и с чужбиной, но только тогда, когда и там найдут людей своих, сочувствующих, понимающих. Так бывает и с христианами: хотя во время земной жизни они не в своем дому, они странники и пришельцы, их отечество на небесах, но как многие к чужбине привязываются более отечества, совсем забывают о небесном отечестве, живут на земле, как бы здесь был их вечный дом и отчизна.
6 ноября 1916 года
(во Владикавказском кафедральном соборе)
«Нужно постоянное внимание к душе своей»
Нужно постоянное внимание к душе своей, чтобы не входило в двери сердца ничто нечистое. Нужен постоянный труд и подвиг духовный, чтобы постыдные мысли и желания отгонять от себя, оставляя в душе только такие, с которыми не стыдно было бы явиться пред Лице Христово ... Чувствуя бессилие свое в борьбе с худыми мыслями и желаниями, пусть человек более молится и призывает помощь свыше.
Окружают ли человека постоянно зловредные испарения страстей мира, пусть стремится в дом Божий, вдыхать дыхание жизни Божественной. Пусть человек чаще исповедует Богу грехи свои, ибо Христос дал священникам власть вязать и решить на небе то, что связано или разрешено на земле. Через покаяние невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27), — души бесчисленного множества людей чудно очищались, изменялись через покаяние. Не имея в себе жизни Божественной, пусть чаще соединяется человек с Источником ее через Причащение Святых Тайн Тела и Крови Христовых, делаясь живою ветвью Лозы Божественной. Любовь ко Христу да будет в нас жизненными соками, которые особенно через Святое Причащение переливаются из Лозы в ветви.
4 декабря (21 ноября) 1927 года
(в Саратовской епархии)
«Да не унывает человек!..»
Душа всякого подвизающегося в добродетели по временам чувствует как бы совершенную усталость в борьбе со злом, когда нечистые страсти с особенною силою восстают на душу, силы же души немощствуют; и хотя слышится в душе голос, призывающий к добру, однако человек остается бессильным от превозмогающей силы страстей. В то время приступает к душе диавол и, вселяя в душу уныние, представляет особенно скучным и трудным всякий духовный подвиг, обольщает человека пленительным призраком свободы, неизведанной еще красоты и радости земного бытия, отречение от которых и подавляет будто бы душу унынием.
Но если в душе человека еще не угасла любовь к добру и не утратилась совершенно память о Боге, то он, хотя бы смутно, чувствует, что причина этого уныния та, что он носит на себе изветшавшую одежду страстей. Он сознает, что для обновления сил души должно ему совлечься «греховного тела плоти», необходимо напряжение воли, подвиг отсечения всего того, что приковывает сердце к земле: блудных помыслов и желаний, гордости, гнева, зависти и всего того, что сделалось угодным душе и вследствие привычки как бы срослось с нею. Но, полагая во всем этом свою жизнь, человек, даже подвизающийся, нередко бежит от умерщвления греховной воли, надеясь, не совершится ли как-нибудь сам собою этот болезненный подвиг. И чем более он умножает грехи, тем легче начинает смотреть на происходящий от них вред, уже «не стыдясь и не краснея» начинает творить зло. Бедный человек! Кто снизойдет к его немощи и сострадательным взором проникнет в болезнь его? Ибо «гласа Господа Бога своего он не слушает и не принимает наставления Его» (Иер. 7, 28). И вот он слышит в душе своей голос призывающего ее к Себе Бога: «Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь?.. Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность» (Иер. 31:22, 3:22). Он вспоминает о любви небесного Пастыря, Который, «заблудшее горохищное обрет овча, на рамо восприим», приносит к Отцу Своему. Тогда душа человека невольно отзывается на этот голос любви, он с болезненною скорбию начинает оплакивать свое бесплодное блуждание по распутиям мира и, возгораясь любовию к Богу, начинает взывать к Нему: «Обрати меня, и я обращусь! .. Мы извратили путь свой. Все мы сделались как нечистый, и вся праведность наша как запачканная одежда. Поистине напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор... грешили пред Господом Богом нашим!.. Вот мы идем к Тебе, ибо Ты Господь Бог наш!»Неужели не обратится Бог на этот зов души скорбящей? Поистине обратится и «издали явится» ей (Иер. 31:18, 3:21–25; Ис. 64, 6).
Посему да не унывает человек, хотя малое желание имеющий подвизаться для Господа! «Есть надежда для будущности твоей» , – говорит ему Сам Господь чрез пророка (Иер. 31, 17).
Из «Слова в Неделю 29-ю по Пятидесятнице»
О терпении скорбей
Самая вера наша чрез терпение скорбей сделается более твердою и молитва более дерзновенною, когда мы не будем видеть в скорбях что-либо случайное, но всегда будем прозревать в них научающую нас благодетельную Десницу Божию. Терпеливо ожидая «конца нашего терпения от Господа» (Иак. 5, 11), мы будем замечать, как, хотя бы после долгого времени, исполняются на нас слова Христовы: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам... да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:7, 11). И не только сами мы будем иметь в себе радость, но и сделаемся еще утешителями других. Ибо лишь тот может быть утешителем других, кто сам претерпел многие скорби и сохранил веру среди них; утешения же человека, не испытавшего скорбей, бывают недействительны, как для Иова недействительны были утешения друзей его.
24 октября 1903 года
(в Петрозаводской тюремной церкви)
О духовном зрении
Неверие так часто зависит от того, хочет или не хочет человек верить. Здоровый человек часто, когда и болезнь начнется, не хочет верить своей болезни, а мнительный человек, сколько бы ни уверяли его, что он здоров, все отыскивает в себе новые и новые болезни.
Особенно когда страсть отуманит человека, он начинает видя не видеть. Со страстью любящий другого человека не видит ни его недостатков, ни своего пристрастия, по которому он ради любимого делает многое против совести и во вред другим; ослепленный ненавистью видит и в добрых делах и побуждениях ненавидимого им человека только одно злое. Как ослепляет человека страсть пьянства, блуда и т. п.! Такой человек, сколько бы ни говорили ему о вреде страсти, всегда будет уверять себя: «Совсем не вредно, ничего не будет, а если будет, то совсем немного, скоро как-нибудь пройдет». И это говорит ослепленный страстью, когда сам уже не раз испытал пагубные последствия своей страсти, пьянства, блуда и т. д., когда пьянице, например, покажут наглядно на картине, что сделается с его желудком, сердцем и т. д. от пьянства. Особенно не верит он, когда что-либо не вполне сейчас ему очевидно, когда бедствие ожидается еще в будущем. А таковы предметы веры большею частью невидимы и касаются будущего. Предостерегают такого человека: «Не иди рядом с пропастью, упадешь в нее» он идет; скажут: «Не ходи, вблизи враг» он идет, говоря себе: «А может быть, совсем нет врага и не попадусь». Как же такими очами, ослепленными страстями, видеть Покров Божией Матери над миром?
В науке, если ученый по найденной в земле кости воспроизводит весь облик животного, которого никто не видел, и образ жизни последнего, ему верят, а в области веры, когда видели Самого Христа живым и чудеса Его своими очами наблюдали Его враги, не хотят верить. Если бы кто нашел в земле топор, то сказал бы, что здесь жил человек, потому что устройство топора требует разума человеческого. А когда смотрят на мир, исполненный неизмеримой, необъятной для разума человеческого премудрости, то многие не хотят воскликнуть: «Дивна дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси!» Хотят видеть в этом чудном создании дело слепого случая. Так бывает слепо неверие, так видя не видит часто и ослепляет добровольно очи, потому что не хочет видеть.
И наоборот, по мере желания что-либо видеть и тщательно наблюдать изощряется у человека зрение. Сначала глаз многого не видит, потом, при большем напряжении и внимании, начинает примечать, различать ясно. Не так ли, когда кто выйдет из освещенного места в темное поле, то сначала ничего не видит, затем, осматриваясь, начинает многое и во тьме различать дорогу, ямы, деревья и т. д.? Особенно когда человеку очень интересно и нужно что-либо видеть, зрение усиленнее начинает изощряться. Моряк, всматриваясь во время бури в темную даль, замечает очертания берега. Любящий до ревности точно замечает и истолковывает малейшее движение того, к кому исполнен ревности.
Потом, когда, благодаря желанию и любви, приобретается знание, становится легче все видеть яснее. Врач сразу видит болезнь, ученый-естествоиспытатель сразу определяет, к какому роду относится растение, животное, легко различает роды почвы и т. д. Не то же ли и относительно веры в чудеса Божии, в Покров Божией Матери, незримый для грубого телесного ока и для ока сердца, отуманенного страстями, не изощренного для этого зрения, благодаря небрежению и неупражнению последнего?
Будем изощрять это око непрестанным, тщательным созерцанием чудных дел Божиих в мире, усилим остроту зрения духовного желанием и любовью к Богу. И тогда в духовном мире будем мы подобны не евреям слепым, «видя не видевшим» чудес Христовых, а пророкам Божиим, и апостолам, и святым, которые «предзрели Господа пред собою выну» (Пс. 15, 8), всюду видели следы Его присутствия, веря, что «близок Господь» (Пс. 144, 18), прозирали, «яко настоящая, будущая», «верою ходили, а не видением» (2Кор. 5, 7). И изощряемая этим зрением действий Божиих и водительства Божия в мире жизнь сделается мирною, блаженною, праведною, потому что мы пойдем туда, куда поведет нас Христос, зримый очами веры, Божия Матерь и святые, а не ослепленное страстями око сердца, которое может легко завести в бездну погибели, как слепой легко попадает в яму, особенно когда идет за ослепляющим его очи духовные «князем мира сего» диаволом, «ищущим поглотити» человеческие души (1Пет. 5, 8).
(Из «Слова в день в день Покрова Пресвятой Богородицы»)
«Цель жизни человеческой — стать обителью Божества»
Гораздо важнее видимого славного явления Христа в мире явление Его в душах, соделавшихся Его обителями, храмами. В молитве Своей после прощальной беседы с учениками Господь говорил: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). Вот главная цель жизни человеческой — стать обителью Божества, сделаться с Ним единым, как едины ветви с лозою. Да и в самом деле, разве может ветвь жить сама по себе, не будучи на лозе, не имея с нею общей жизни? Она неизбежно засохнет, умрет. Ручей, отделившись от источника, не будучи пополняем из него, может ли течь постоянно? Так не может человек жить духовною жизнью, отделившись от Божества, в Котором неоскудевающий Источник его жизни. Человек есть дыхание жизни Божественной, потому что сделался душею живою лишь тогда, когда Бог вдунул в лице его дыхание жизни. (Быт. 2, 7). И потому он не может поддерживать в себе духовной жизни без постоянного ее вдыхания, как не может жить тело человека без постоянного вдыхания воздуха.
Но как может человек падший сделаться храмом Божества, ветвью Лозы-Христа, слить жизнь свою с жизнью Божественною, сделать ее дыханием Божества? Ведь в состоянии падения человек отдалился от Бога настолько, что многие о Боге и вспоминают редко, многие перестали совсем жить в Боге, ощущать Его бытие, усомнились даже в существовании Бога и слова: «несть Бог», которые псалмопевец считает отнюдь не от разума сказанными (Пс. 13, 1), повторяются все чаще и чаще. Как приблизиться к Богу, тем более сделаться храмом Божества тому, чья духовная жизнь вся соткана из мыслей, чувств, желаний с Божественною жизнью несродных, Бога прогневляющих? Не без причины люди, чем более из-за грехов своих отдалялись от Бога, тем более сознавали невозможность не только приблизиться к Нему, а даже и воззреть на Него. Приблизиться к Богу для грешника то же, что для сена приблизиться к огню. Воззреть на Бога грешнику нестерпимо, как больному глазами нельзя смотреть на солнце.
Чтобы воспользоваться огнем для поддержания, а не разрушения жизни, чтобы от сияния солнца воспринимать живительный свет и теплоту, необходимо умерить действия света или огня, воспринимать их через какой-либо покров, пропускающий свет и теплоту, но ослабляющий в то же время их силу. Таким покровом для человека духовно немощного был ветхозаветный храм. Если Моисей мог, после очищения своей души долгодневным постом и молитвою, беседовать с Богом, как бы устами к устам явно (Чис. 12, 8), то народ еврейский боялся приблизиться к Богу, сошедшему на гору Синай для изречения закона, и просил Моисея быть посредником в беседе с Богом (Исх. 20, 19). Тогда-то Моисей получил повеление от Бога сделать скинию, первый ветхозаветный храм (Исх. 25, 9 — 40).
Моисей видел на горе Самого Бога, и скиния должна была быть отображением вещей Божественных, жизни Самого Божества, но под покровом образов и сеней, чтобы немощный человек мог безвредно взирать на нестерпимое само по себе для него сияние Божества, обитающего в непреступном свете (1 Тим. 6, 16), воспринимать живительную теплоту любви Божественной, не опаляясь от Божественного огня (Втор. 4, 24; Евр. 12, 49). Так храм является необходимейшею в духовной жизни человека ступенью приближения к Богу, к тому, чтобы самому стать храмом Божества. Тогда человек соединится с Богом непосредственно через молитву, устремление к Нему всех своих мыслей, чувств, желаний, соединится всей своей жизнью с жизнью Божественной.
Но как может человек падший сделаться храмом Божества, ветвью Лозы-Христа, слить жизнь свою с жизнью Божественною, сделать ее дыханием Божества? Ведь в состоянии падения человек отдалился от Бога настолько, что многие о Боге и вспоминают редко, многие перестали совсем жить в Боге, ощущать Его бытие, усомнились даже в существовании Бога и слова: «несть Бог», которые псалмопевец считает отнюдь не от разума сказанными (Пс. 13, 1), повторяются все чаще и чаще. Как приблизиться к Богу, тем более сделаться храмом Божества тому, чья духовная жизнь вся соткана из мыслей, чувств, желаний с Божественною жизнью несродных, Бога прогневляющих? Не без причины люди, чем более из-за грехов своих отдалялись от Бога, тем более сознавали невозможность не только приблизиться к Нему, а даже и воззреть на Него. Приблизиться к Богу для грешника то же, что для сена приблизиться к огню. Воззреть на Бога грешнику нестерпимо, как больному глазами нельзя смотреть на солнце.
Чтобы воспользоваться огнем для поддержания, а не разрушения жизни, чтобы от сияния солнца воспринимать живительный свет и теплоту, необходимо умерить действия света или огня, воспринимать их через какой-либо покров, пропускающий свет и теплоту, но ослабляющий в то же время их силу. Таким покровом для человека духовно немощного был ветхозаветный храм. Если Моисей мог, после очищения своей души долгодневным постом и молитвою, беседовать с Богом, как бы устами к устам явно (Чис. 12, 8), то народ еврейский боялся приблизиться к Богу, сошедшему на гору Синай для изречения закона, и просил Моисея быть посредником в беседе с Богом (Исх. 20, 19). Тогда-то Моисей получил повеление от Бога сделать скинию, первый ветхозаветный храм (Исх. 25, 9 — 40).
Моисей видел на горе Самого Бога, и скиния должна была быть отображением вещей Божественных, жизни Самого Божества, но под покровом образов и сеней, чтобы немощный человек мог безвредно взирать на нестерпимое само по себе для него сияние Божества, обитающего в непреступном свете (1 Тим. 6, 16), воспринимать живительную теплоту любви Божественной, не опаляясь от Божественного огня (Втор. 4, 24; Евр. 12, 49). Так храм является необходимейшею в духовной жизни человека ступенью приближения к Богу, к тому, чтобы самому стать храмом Божества. Тогда человек соединится с Богом непосредственно через молитву, устремление к Нему всех своих мыслей, чувств, желаний, соединится всей своей жизнью с жизнью Божественной.
4 декабря (21 ноября) 1927 года
(в Саратовской епархии)